Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из истории представлений о культурном ландшафтеСтр 1 из 5Следующая ⇒
Культурный ландшафт 10.1. Из истории представлений о культурном ландшафте 10.2. Геоэкологическая концепция культурного ландшафта 10.3. Характерные черты культурного ландшафта 10.4. Принципы и правила создания культурных ландшафтов 10.5. Историко-культурологическое изучение антропогенного ландшафта Из истории представлений о культурном ландшафте С первых же шагов развития науки о ландшафтах географам стало очевидно, что она не может ограничиться изучением только естественных геосистем. Уже в начале XX века один из основателей российской школы ландшафтоведения Л. С. Берг ставил конечной целью географического исследования " изучение, и описание ландшафтов как природных, так и культурных". Культурными ландшафтами он считал те, " в которых человек и произведения его| культуры играют важную роль. Город или деревня... суть составные части культурного ландшафта" [5, с. 116]. Высказанная пози- i ция родственна докучаевским представлениям о природных зонах, которые он рассматривал как природно-хозяйственные комплексы с особым характером материальной и духовной культуры народов, в них обитающих. С'тех пор концепция культурного ландшафта активно утверждалась рядом видных натуралистов (А. И. Воейков, С. С. Неуструев, В. П. Семенов-Тян-Шанский, В. И. Вернадский и др.). Одни из них акцентировали внимание на ведущей роли хозяйственной деятельности в образовании и функционировании культурного ландшафта; другие подчеркивали, что культурные ландшафты зависят от исходных природных условий, с которыми вынуждена считаться человеческая деятельность. Утверждался принцип географического детерминизма. В 20-е годы XX века в немецкой географии оформилась своя школа культурного ландшафта. У ее истоков стоял О. Шлютер, которому удалось объединить хорологические идеи А. Геттнера с антропоцентризмом французской географии человека (Э. Реклю, Видаль де ля Блаш). С тех пор в Западной Европе, и прежде всего в Германии и Франции, изучению и проектированию культурного ландшафта придается исключительное значение. В последние десятилетия они получили развитие не только в рамках ландшафтной географии, но и ландшафтной экологии. В нашей стране теоретико-методологическое обсуждение проблемы культурного ландшафта продолжалось до середины XX века, когда определенный итог дискуссии был подведен трудами Ю. Г. Саушкина [38, 39]. О его понимании интересующего нас природно-хозяйственного феномена красноречиво говорит следу ющее определение: " Культурным ландшафтом называется тако\ ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему тру да человеческого общества так изменило соотношение и взаимо действие предметов и явлений природы, что ландшафт npuo6pej новые, качественно иные, особенности по сравнению с прежним естественным, своим состоянием. При этом, конечно, культурный ландшафт не перестал быть природным в том смысле, что, будуч* изменен в связи с теми или иными потребностями общества е направлении, нужном производству, он продолжает развиваться по законам природы" (курсив автора – В. Н.) [39, с. 289]. Как видно, от Л. С. Берга и до Ю. Г. Саушкина понятие " культурный ландшафт" применялось к любому ландшафту, измененному целенаправленной хозяйственной деятельностью. Впоследствии, главным образом после работ Ф. Н. Милько-ва [22], термин " культурный ландшафт" в изложенном выше понимании был заменен термином " антропогенный ландшафт". " В настоящее время большинство исследователей под антропогенным г ландшафтом подразумевают такие комплексы, в которых на всей \ или на большей их площади коренному изменению под воздействием человека подвергся любой из компонентов ландшафта, включая растительность " [42, с. 53]. Среди антропогенных ландшафтов, согласно выполняемым ими социально-экономическим функциям, различают ресурсовоспроизводящие (сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные), средообразующие (селитебные, рекреационные), природоохранные и др. К антропогенным геосистемам относятся и те, которые возникают вследствие непреднамеренного изменения человеком природных условий. Так нередко происходит в сферах латерального воздействия – ландшафтно-географических полях, которые формируются вокруг каких-либо антропогенных объектов. Например, на подтопленных заболачивающихся побережьях водохранилищ; по периферии оазисов в аридных районах, подвергающихся вторичному засолению; у подножья гор, испытывающих катастрофические сели из-за вырубки лесов на вышележащих склонах. Учитывая, что антропогенный ландшафт создается на природной основе, правильнее было бы именовать его не антропогенным, а природно-антропогенным. Приоритетным правом пользуется первый термин, узаконенный в толковых словарях [29, 33, 42] и ГОСТах. Далее мы также будем пользоваться термином антропогенный ландшафт как нормативным, признавая за ним некоторую нестрогость. Что касается термина культурный ландшафт, то он приобрел новое значение и используется как в геоэкологии, так и в исто-рико-культурологическом плане.
|