![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторные работы. Лабораторная работа 1. Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста.
Лабораторная работа 1. Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста. Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, совокупность которых можно разделить на три основные группы: физиологические факторы – возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья, питание и др.; факторы физического характера, отражающие географические, климатические условия существования; психические факторы – мотивация деятельности, эмоциональный настрой и др. Показатели умственной работоспособности служат для интегральной характеристики функционального состояния организма. Цель работы: исследование умственной работоспособности. Оборудование: буквенные таблицы Анфимова; секундомер. Ход работы. 1. В таблице Анфимова (таблица 1) вычеркивайте заданные буквы в течение 4 минут. Таблица 1 Корректурный тест (таблица Анфимова) с х а в с х е в и а х н а и с н х в х в к с н а и с в х в х е н а и в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е х с в с н а и с а и с н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х к и к х е к е х а к н х с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с с н а к с к в х и с н а и х а е х к и с н а х е к е х е и с н а х к е к е к х в и с с н а и с в н к х в а и с н а х к е х с н а к с в е е в е а и с н а к х к е к н е и с н в е х с н а и с к е с и к н а е с н к х к в и х а и с н а е х к в е н н х в е а и с н к а и к е в н в н к в х а в е к а х в е и и в н к х и е н а и к в и е а к е и в а к с в е и к с в н к е с н к с в х и е с в х к н к в с к в е в к н и е с а в и е х е к е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к с х а и е н а с н а и е в х а к х с н е и с н а и с к в н в к х в е к е в к в н а и с с н а в с н а к х а с е с н а и с е с х к в а и с н а с а в к х с н е и в и к в е н а и е н е к х а в и х н в и х к х е х н в и с н в с а е н к е х в и в н а е в и с н в и а е н х в х в и с н а е и е к а и в к е и н с н е с а е и х в к е в и с н а е а и с н к в х и к х н к е с а к а е к х е в с к х е к х н а и с н к а в е в е с н а и с е к х и с н е и с н в и е х к в х е и в н а к и с х а и е в к е к и е х е в х в а к с и с н а и а и е н а к с х к и в х н и к с н а и в е с н с н а и к в е х к х в е с к н с х и а с н а к с х к в х в х е а е с е к х е к н а и в к в к х е и к х и с н а и к х а к е н а и е н в к и с н а и е и к х а к е н и в а и е в к и х в а и в х е н и х в и к х в е к к с и к е х а и е х с н а и и е х с е х с к е н и с в н е к а в е н а х и а к в е и в е а и к в а в и х н а в х к с е в х х е к с и а в е с к в х е к с н а к х в с н х с в е х к а с н в х н и с а к е в с х н в и х н в к а и с е н к х и а н е к а с и в с и и х а к к и с н н е к н в и с х х а и в е н н а н а и х н и х к в х а и е к и с н к е н к х а и н а в и с и в е н к а и с х а и с е н а в н а и с к а и в к х а к и н е и в и с к х а и х в к а и с х в в с к в е н а и с и х с к в к и с н а и е н х н а и с в е х в е к а и с х и в
2. По окончании работы подсчитайте общее количество просмотренных знаков (S), количество вычеркнутых букв (М), общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте (N) и количество ошибок (n). 3. Вычислите: коэффициент точности выполнения задания (А): А = М / N; коэффициент умственной продуктивности (Р): Р = А х S; объем зрительной информации (Q, бит): Q=0, 5936 х S, где 0, 5936 – средний объем информации, приходящийся на один знак; скорость переработки информации, бит/с: СПИ= (Q – 2, 807 х n) / Т, где 2, 807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т- время выполнения задания, с; устойчивость внимания: УВ = S / N. 4. Данные расчетов занесите в таблицу 2. Определите среднегрупповые значения. 5. Ориентировочно оцените умственную работоспособность по данным таблиц 3, 4. 6. Оцените уровень индивидуальной работоспособности в сравнении со среднегрупповыми и оценочными данными.
Рекомендации по оформлению работы. Оцените полученные результаты. Таблица 2 Результаты исследования умственной работоспособности
Таблица 3 Критерии оценки умственного труда (Алипов Н.Н. с соавт., 2005)
Таблица 4 Средние показатели умственной работоспособности у школьников разного возраста (Гуминский А.А. с соавт., 1990)
Лабораторная работа 2. Определение дисфункций вегетативной нервной системы (опросник Вейна А.М. с соавт.) Цель работы: выявление дисфункций вегетативной нервной системы. Оборудование: таблица 5. Ход работы. Внимательно прочитайте критерии оценки преобладания симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (таблица 16). Выберите то, что Вы наблюдаете у себя. Оцените преобладание влияния симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на различные органы и системы органов Вашего организма.
Рекомендации по оформлению работы. Оцените вероятность процентного преобладания симпатических или парасимпатических проявлений. Таблица 5 Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на различные органы и системы органов Критерии, лежащие в основе исследования (А.М. Вейн и др., 1991) (сокращенный вариант).
Оценка результатов. Каждый показатель оценен по пятибалльной системе. Нужно подсчитать сумму баллов симпатических и парасимпатических симптомов и произвести расчет вероятности процентного преобладания симпатических или парасимпатических проявлений. Лабораторная работа 3. Оценка уровня физического здоровья. Работа 1. Определение индекса функциональных изменений. Тест индекса функциональных изменений (ИФИ) разработан А.Б. Берсеньевой и Ю.П. Зуихиным в 1987 г. С помощью этого теста оценивают функциональные возможности системы кровообращения. Цель работы: исследование функциональных возможностей системы кровообращения. Оборудование: медицинские весы; ростомер; секундомер; тонометр. Ход работы. 1. Испытуемый отдыхает в положении сидя в течение 5 минут. 2. После этого подсчитывают пальпаторно пульс (ЧСС) за 1 мин. и измеряют систолическое и диастолическое АД с помощью тонометра. 3. Определяют рост (Р, см) и массу тела (МТ, кг). Полученные данные, а также возраст (В, годы) подставляют в следующую формулу: ИФИ = 0, 011ЧСС + 0, 014АД сист.+ 0, 008 АД диаст. +0, 014В + 0, 009МТ – 0, 009Р – 0, 27. Оценку ИФИ осуществляют по следующей шкале. ИФИ менее 2, 6 – функциональные возможности системы кровообращения хорошие. Механизмы адаптации устойчивы: действие неблагоприятных факторов студенческого образа жизни успешно компенсируется мобилизацией внутренних резервов организма, эмпирически подобранными профилактическими мероприятиями (увлечение спортом, рациональное распределение времени на работу и отдых, адекватная организация питания). ИФИ 2, 6-3, 09 – удовлетворительные функциональные возможности системы кровообращения с умеренным напряжением механизмов регуляции. Это категория практически здоровых людей, имеющих скрытые или нераспознанные заболевания, нуждающихся в дополнительном обследовании. Скрытые или неясно выраженные нарушения процессов адаптации могут быть восстановлены с помощью методов нелекарственной коррекции (массаж, мышечная релаксация, дыхательная гимнастика, аутотренинг), компенсирующих недостаточность или слабость внутреннего звена саморегуляции функций. ИФИ более 3, 09 – сниженные, недостаточные возможности системы кровообращения, наличие выраженных нарушений процессов адаптации. Необходима полноценная диагностика, квалифицированное лечение и индивидуальный подбор профилактических мероприятий в период ремиссии. Рекомендации по оформлению работы. Полученный результат ИФИ сопоставьте с оценочными данными и особенностями образа жизни (гипокинезия, курение, привычка к употреблению крепких кофе, чая) или с наличием заболеваний. Оцените полученные данные.
Работа 2. Определение уровня физического здоровья по методике Апанасенко. Чем выше доступные для использования организмом резервы транспорта кислорода к клеткам, тем выше уровень здоровья и жизнеспособнее организм. Безопасными, например, для развития ишемической болезни сердца и других заболеваний являются 4-й и 5-й уровни здоровья. Работа направлена на оценку резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, осуществляющих транспорт кислорода, в условиях статических и динамических нагрузок. Цель работы: исследование уровня физического здоровья. Оборудование: секундомер; спирометр; медицинские весы; ростомер; динамометр; тонометр; вата; 70% спирт. Ход работы. 1. После 5 минут отдыха в положении сидя у испытуемого определяют ЧСС и АД сист. 2. Затем определяют рост, массу тела и ЖЕЛ. 3. Испытуемый выполняет 20 приседаний в течение 30 с. Частоту пульса подсчитывают за 10 с немедленно после приседаний, а затем через каждые 20 с до полного восстановления показателя. 4. Полученные результаты оценивают по данным таблиц 6, 7. Рекомендации по оформлению работы. Оцените полученные данные. Сопоставьте их с особенностями образа жизни (гипокинезия, курение, привычка к употреблению крепких кофе, чая) или с наличием заболеваний. Таблица 6 Уровень здоровья у мужчин
Таблица 7 Уровень здоровья у женщин
|