Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемное эссе.

Проблемное эссе - творческая работа учащегося, позволяющая выявить его индивидуальные способности анализировать конкретную экономическую ситуацию.

 

Вообще под эссе (франц. - попытка, проба), понимается прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу и вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Экономическое эссе призвано выработать у учащихся навыки логического исследования экономической проблемы, подготовить их к более активному участию в проектной деятельности. Проблемное эссе - важный методический компонент школы гуманитарного профиля.

Проблемное эссе должно отвечать определенным требованиям. Эти требования, как и критерии оценки работы (эссе), должны быть объяснены преподавателем и хорошо поняты учениками.

 

Так, при написании эссе, учащийся должен уметь:

· определять предмет эссе, ключевые понятия;

· выделять причинно-следственные связи явлений общественной жизни;

· обоснованно применять и интерпретировать таблицы, графики и диаграммы;

· свободно ориентироваться в разнообразных источниках информации;

· делить эссе на смысловые части;

· сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой;

· коротко, грамотным, литературным языком выражать свои мысли и уметь аргументировать основные положения эссе;

· демонстрировать индивидуальную манеру изложения, научный стиль речи.

Критерии оценки проблемного эссе:

· степень овладения теоретическим материалом;

· умение анализировать поставленную проблему;

· умение использовать информационное пространство;

· умение строить суждения;

· умение делать выводы;

· презентация работы.

 

Проблемное эссе – важный элемент современного преподавания курса экономики в школе. Оно является действенным средством обращения курса к реальным и современным вопросам экономической жизни, позволяет целенаправленно формировать у учащихся первоначальные практические навыки экономического анализа и повышает их интерес к процессу обучения.

 

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ (ПРОБЛЕМНОЕ ЭССЕ)

 

В качестве примера проблемного эссе представляются 3 работы, написанные учащимися 10 класса школы гуманитарного профиля. Общий объем курса экономики в данной школе (10-11 класс) составляет 68 часов (учебник - «Экономика» под ред. Линькова А.Я.).

При изучении темы «Семья в рыночной экономике» учащимся было предложено написать эссе «Проблемы семьи в условиях рыночной экономики». Представленные эссе написаны учащимися со средней успеваемостью, причем на этапе, когда они только приступили к изучению самых азов экономической теории. Работы были выбраны произвольно. И вполне репрезентативно отражают средний уровень эссе, написанных в данном классе на данную тему. Для этих работ характерно:

  • самостоятельность в выборе аспекта изучения предложенной проблематики; так, учащиеся затрагивали как линию влияния рыночной экономики на положение семьи, так и напротив, иную диалектическую составляющую - влияние семьи на рыночные отношения;
  • индивидуальный и самостоятельный подход в стремлении разобраться в этих вопросах, не смотря на пока еще крайне незначительный запас знаний;
  • заинтересованный и творческий подход к раскрытию темы в рамках ограниченного объема работы (1, 5-2 стр.).

Данный тип работы позволяет не только оценить уровень знаний учащихся, отметить индивидуальный и творческий характер их труда, но и помогает преподавателю выявить пробелы, «узкие места» в знаниях учащихся по данной конкретной теме. Это помогает учителю в дальнейшем обратить дополнительное внимание на отдельные аспекты темы. В результате, эссе, сыграв роль промежуточного контроля знаний, дает возможность преподавателю лучше подготовить класс, причем на основе индивидуального анализа уровня знаний каждого ученика, к итоговому тестированию по теме.

 

_____________________________________________________________________________

 

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

(проблемное эссе)

 

С переходом страны от плановой экономики к рыночной произошли огромные изменения. Эти изменения затронули н€ только государственную экономику, но и микро экономику, коснулись каждого из нас. Но поскольку большая часть наших граждан живет в семьях, то рыночные отношения нашли свое отражение и в семейной экономике, ведь в ней, как в зеркале отражаются все процессы, происходящие на национальном уровне. Если раньше каждый человек, каждая семья как ячейка общества имела право на труд, право на жилище и т. д., то теперь все эти права государство уже не может гарантировать. Рыночные отношения, с одной стороны, привели к дифференциации общества, а значит и отдельных семей, но, с другой стороны, эти же отношения дали возможности и для большей самореализации.

Если рассмотреть положение нынешних молодых семей, то не трудно заметить, что «стартовые» позиции у молодых семей стали разными, к примеру, не у всех молодых семей имеется достаточно источников дохода для их существования. Если раньше основным источником дохода семьи была заработная плата ее членов, то теперь постепенно на первый план начинают выходить и другие источники, такие как недвижимость (например, полученная по наследству) или различного рода ценные бумаги, приносящие определенные проценты. Разница в первоначальном «стартовом» капитале дает возможность одним семьям начинать жизнь в более выгодных условиях. Конечно, «стартовый» капитал далеко еще не все, ведь даже имея огромные первоначальные доходы, семья вовсе не гарантирована от финансовых потрясений. Многое, как и раньше, будет зависеть и от образования, от умения работать, от таланта и способностей членов семьи, а это в свою очередь повлияет на уровень заработной платы. Не последнее значение имеет и количество работающих членов семьи. Важным фактором, который влияет на уровень достатка, является и сфера приложения своего труда и капитала;

то ли это частный бизнес, может быть семейный, то ли это государственная служба. В том отношении рыночная экономика предоставляет гораздо более широкое поле деятельности, давая возможность пополнить семейный бюджет не только за счет заработной платы.

Но, чтобы правильно себе представить положение семьи в условиях рыночной экономики, мало рассмотреть источники ее доходов. Поговорим о расходах семьи, кстати, и здесь количество членов семьи играет не последнюю роль. Если мы рассмотрим основные расходы семьи, то их можно распределить по группам: на питание, на одежду, на жилье, на транспорт и обучение. Вероятно, правильней было бы говорить, что соотношение перечисленных расходов зависит от возрастных факторов, например, у молодых семей более значительными будут расходы, связанные с образованием, по сравнению с пожилыми семьями. Но есть и общая тенденция в распределении расходов российских семей: это значительная часть средств, выделяемых на питание (более 40%). В последнее время возросли и траты, связанные с оплатой жилища.

Конечно же нельзя говорить о семье, как о среднестатистической единице, так как в условиях рынка незначительная часть семьей владеет значительной долей национального продукта и наоборот. Разница между бедными и богатыми семьями стала все более ощутимой. Но государство пытается вмешивать и нивелировать этот процесс. С одной стороны, вводятся всевозможный налоги (подоходный налог, налог на имущество, налог на землю), а с другой стороны, государство осуществляет адресную помощь для беднейших семей, в виде всевозможных субсидий. Но и здесь нужно, опасаться крайностей: ведь «все поделить» все равно не удастся.

Итак, семья в условиях рыночной экономики сталкивается с теми же трудностями, что и отдельные граждане, а кризисы, которые испытывает экономика страны в целом, в конечном итоге отражается на отдельно взятой семье, так как экономика государства неразрывно связана с экономикой семьи. Но вместе с тем, признаком процветания страны является положение семей «среднего класса», а их, к сожалению, после дефолта осталось не так уж и много. Над этим стоит задуматься!

_____________________________________________________________________________

 

 

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

(проблемное эссе)

 

Положение семьи в обществе всецело зависит от состояния экономики государства. Национальная экономика влияет на планирование семьи, ее социальный статус, содержание потребительской корзины, потребление культурных ценностей и состояние здоровья членов семьи.

Как выживать современным семьям в условиях рыночной экономики? Для того, чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения, В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.

Любой семейный бюджет, любая потребительская корзина, пособие - все взаимосвязано с реальной поддержкой государственного бюджета. Поскольку наша страна переживает два параллельно развивающихся процесса, такие как: формирование новых экономических механизмов и возникновение новых источников доходов граждан (предпринимательство и владение собственностью) и экономический кризис, проявляющийся прежде всего в спаде производства. То и пути выживания семей с разными социальными статусами разные. Существуют семьи с фиксированными доходами и семьи с переменными доходами. К первым относятся семьи, чьи доходы не зависят от уровня трудовой активности их членов. Это пенсионеры, безработные, инвалиды, студенческие и многодетные семьи, семьи военных, врачей, учителей и т.д. Во вторую входят те семьи, члены которых работают в производственных отраслях, а также предприниматели и творческая интеллигенция. К сожалению, экономика России состоит сейчас из огромного числа устаревших предприятий, многие предприятия обанкротились в результате конкуренции с западными производителями и сильного государственного налогообложения, сокращены рабочие места, приведшие к увеличению безработицы, не всегда выдается вовремя зарплата, различные пособия - все это влияет на доходы и расходы семьи.

Прежде всего, падение реальных доходов отрицательно влияет на состояние торговли: ведь люди могут купить куда меньше потребительских товаров. Также по состоянию семьи ударяет инфляция (особенно если доходы семьи фиксированы, а компенсация от государства назначается крайне медленно), обесцениваются вклады населения, так,, например, на хранящуюся в банке сумму теперь можно приобрести меньше товаров и услуг. Нестабильность национальной экономики, недоверие к банковской политике приводит к тому, что население стремиться держать свои доходы в валюте и не всегда в банках. Это приводит к тому, что огромные денежные средства изымаются из экономики и поэтому недоступны для предприятий, что создает большие трудности для экономики страны, поскольку лишает отечественные предприятия возможности через банки получить эти сбережения в долг с целью реконструкции и улучшения выпускаемой продукции.

Болезненным оказался для семей переход от плановой к рыночной экономике в плане поддержания здоровья и получения образования для детей. Будучи ранее бесплатными и обязательными здравоохранение и образование - теперь не каждой семье доступны.

Государство, по моему мнению, призвано к поддержанию социальной стабильности и защите интересов своих граждан, только при полном доверии государству можно улучшить положение в экономике, следовательно и в семье.

_____________________________________________________________________________

 

ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

(проблемное эссе)

 

В бытовом смысле, семья - это группа людей, объединённых семейно-родственными связями.

Семья играет важную роль в мире экономики. Со стороны этой науки на семью направлено больше внимания/ чем на что-то другое. Вот как определяет экономика понятие «семья»: семья - это экономическая единица, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации совместного быта/ ведении общего хозяйства, владении совместной собственностью, имеющая устойчивую структуру потребления.

Каково же назначение семьи? Почему происходящие в семье процессы могут влиять на экономику в целом?

Семья организует семейное хозяйство, что является формой ее производственной деятельности, она организует бизнес, который осуществляется при организации производства и его ведении на личном подсобном хозяйстве. Наконец, семья выполняет нетрудные экономические функции, в том числе, операции с ценными бумагами, валютой. Эти действия влияют на курс валютного фонда, что позволяет оценить экономическую ситуацию и экономический потенциал страны.

Семья может предоставить сфере производства производственные ресурсы, как-то: земля, рабочая сила и предпринимательская способность. Оплата таких ресурсов формирует систему доходов семьи. За использование человеком рабочей силы фирма должна выдавать ему заработную плату, за предпринимательство он получает прибыль, за сдачу своей земли в аренду полагается рента.

Эти доходы семья может потратить на свои нужды: на покупку товаров и услуг или на обязательные платежи и взносы. Покупательная способность семьи определяет объем и структуру потребительского спроса, влияет на рынок товаров, что еще раз доказывает важность семьи в мировом экономическом процессе. Здесь можно вспомнить закон Энгеля: с ростом доходов а семье удельный вес расходов на питание снижается, а удельный вес расходов на культурные развлечения повышается. По своей психологии человек сначала удовлетворяет свои первичные физиологические потребности, а уже потом стремится к самосовершенствованию.

Существует еще одна форма дохода " это трансферты, т.е. денежные средства, безвозмездно перечисляемые государством семье. Это могут быть стипендии студентам, пособия по инвалидности или пенсии пожилым людям. Так что страна тоже влияет на экономику семьи, она оказывает помощь ее незащищенным представителям.

Что бы правильно организовать систему доходов и расходов, семье требуется создать свой бюджет. Это финансовый план информация о доходах и расходах, своеобразный социальный портрет семьи, а значит, и общества. Бюджет в идеале является сбалансированным, когда размеры доходов равны размерам расходов, а сальдо равно 0. Дефицит бюджета означает преобладание расходов над доходами сальдо меньше 0. Обратная ситуация - это профицит доходы больше расходов/ сальдо больше 0. Бюджет дает возможность оценить экономическую ситуацию в семье не только на настоящий момент, но и на будущее.

Баланс между доходами и расходами может нарушиться при изменении следующих факторов: потеря работы, потеря трудоспособности или изменение экономики государства. Поэтому семья предпочитает хранить свои деньги или формировать из них сбережения. Как правило, каждая семья имеет сберегательный счет в банке. В экономике любой страны есть определенное число устаревших предприятий. У них нет будущего, они обречены на закрытие, требуются деньги. Единственный их реальный источник - вклады или сбережения граждан. Но если люди хранят их дома, они недоступны, и экономика страны ухудшается. Еще один пример влияния семьи на экономическую ситуацию в государстве. Многие считают ненадежным вкладывать деньги в банки, так как они могут " погореть" при инфляции. Сейчас очень популярны разные аукционы, где богатые семьи могут вложить свои сбережения в культурные ценности, потому что они никогда не обесценятся.

Итак, государство может нормально существовать только в том случае, если будет следить за благополучием своих граждан.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ход урока | Внутренний долг – это наш долг самим себе» оцените высказывание. Какие возможности правительства уменьшать государствееный внутренний долг?
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал