Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
1. Организационный момент
|
2. Постановка и решение задач
|
Сегодня урок обобщения знаний по теме: «Мировые природные ресурсы. Экологические проблемы». Организуем коллективную групповую работу. Каждой группе предоставляются задания:
| Учащиеся разбиваются на группы, которые комплектуются из школьников с разной успеваемостью во главе с хорошо успевающим учеником.
|
1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и анализа карт минеральных, земельных и водных ресурсов в атласе, назовите страны и районы, бедные природными ресурсами, но достигшие высокого уровня экономического развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества. Является ли она определяющей? Приведите доказательства для обоснования своего мнения.
| 1. Работают по группам:
- 1 группа по картам оценивает обеспеченность минеральными, земельными, водными ресурсами стран Азии;
- 2 группа – стран Европы;
- 3 группа – стран Северной и Южной Америки.
2. Делают вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.
3. На основе конкретных результатов проделанной работы отвечают на вопрос: является ли степень обеспеченности страны природными ресурсами определяющим фактором для ее развития?
4. Самостоятельно формулируют новую проблему: какие факторы способствуют достижению страной высокого уровня экономического развития.
|
2. Обсудите на конкретном примере отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека, если она ведется без достаточной опоры на географические знания и географический прогноз. Что бы вы лично предприняли для предотвращения экологического бедствия?
| 1. Самостоятельно находят пример из дополнительной литературы или текущей периодической печати.
2. Анализируют последствия деятельности человека.
3. Высказывают свои предположения, направленные на исправление этих последствий; обосновывают свою точку зрения.
4. Учатся организовывать дискуссию в классе, для чего формулируют ряд вопросов по рассматриваемой проблеме для учащихся своего класса.
|
3. Проанализируйте карту минеральных ресурсов Мирового океана в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов. Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа океана, наиболее богатые минеральными ресурсами. Можно ли на основании проведенного анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?
| 1. Анализируя карту минеральных ресурсов Мирового океана, дают общую характеристику этих ресурсов, определяют районы наиболее богатые минеральными ресурсами.
2. Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов и на основании проведенного анализа отвечают на вопрос и делают выводы.
|
Закрепление
|
Почему в наше время проблемы ресурсообеспеченности и экологии особенно остро встали перед человечеством?
| 1. Осознают вопрос как основную познавательную задачу обобщения всей темы.
2. Высказывают суждения, аргументируют свою точку зрения.
3. Самостоятельно делают обобщающий вывод о том, что природные ресурсы все больше и больше исчерпываются, экологическая обстановка становится очень напряженной. Поэтому совершенствование природопользования, проведение научно обоснованной экологической политики – одна из важнейших задач современности.
|
Итог урока
|
Что мы сегодня узнали?
| Подводят итог своих работ.
|
Домашнее задание
Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики приведите примеры:
1) рекреационно-лечебных;
2) рекреационно-оздоровительных;
3) рекреационно-спортивных;
4) рекреационно-познавательных территорий.
По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления.
|