Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Использование проблемного обучения на уроках географии в школах города Орла и в сельских школах Должанского района.
С целью выявить степень использования проблемного обучения в городских и сельских школах проведено анкетирование среди учителей географии (Приложение 5). В анкетировании приняло участие всего 20 учителей (10 сельских и 10 городских) со средним стажем работы 13 лет. На вопрос «Считаете ли Вы целесообразным использование проблемного обучения при преподавании школьного курса географии?» все учителя ответили положительно. Из них 30 % считают эффективным использование данного метода обучения во всех курсах географии. По их мнению проблемное обучение побуждает интерес к учебе, развивает логическое мышление, повышает степень самостоятельности школьников в любом возрасте 50 % учителей считают целесообразным использование проблемного обучения в старших классах, так как в 9 – 10 классах учащиеся более самостоятельны, способны к интенсивной умственной деятельности, могут опираться на собственный опыт и знания, полученные в предыдущих курсах и у них шире кругозор – 10 % учителей-географов предпочитают применение проблемного подхода в обучении избранно в 7, 8, 10 классах, 5 % - в 6, 9, 10 классах в зависимости от изучаемой темы. 5 % учителей считает целесообразным использование метода только в младших классах, объясняя тем, что проблемное обучение помогает учащимся взаимосвязывать причины возникновения различных процессов и их влияние на природу или на другие географические объекты, которые изучаются в 6 – 7 классах. Главным преимущество проблемного обучения в школьном курсе географии, в отличие от других методов обучения, по мнению опрошенных учителей, являются: - побуждение интереса к учебе; - активная, творческая, самостоятельная познавательная деятельность учащихся; - развитие творческого мышления школьников. Все учителя-географы, которые участвовали в анкетировании, считают эффективным использование проблемного обучения в преподавании. Однако из них только 60 % учителей применяют данный метод в своей практике, а остальные 40 % - использовали или используют лишь элементы проблемного обучения в сочетании с традиционным обучением. Для них сложность использования проблемного метода обучения состоит: - в правильной постановке проблемного вопроса или задания и в правильном направлении хода мыслей учащихся; - в недостатке соответствующей литературы; - в недостатке времени для подготовки и проведения проблемного урока; - в различном уровне умственного развития учащихся. Несмотря на выше перечисленные сложности использования данного метода обучения, результаты анкетирования позволяют смело говорить о значительном распространении проблемного обучения в преподавании географии в средних школах. Но существует разница по использованию проблемного обучения между сельскими и городскими школами: учителя городских школ, которые используют проблемный метод обучения в преподавании географии составляют 80 %, а в сельских школах применяют данный метод в своей практике всего 40 % учителей. Такую значительную разницу можно объяснить тем, что у городских учителей больше возможностей самосовершенствоваться, научиться педагогическому мастерству, так как проблемное обучение предъявляет весьма высокие требования к профессиональному уровню учителя. Сельские учителя, в свою очередь, жалуются на недостаток дополнительной литературы, на сложность сочетания принципа доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся при проблемном обучении, на неподготовленность к нему по своему развитию и уровню знаний учащихся, а некоторые еще и на нехватку времени на подготовку и проведение уроков. Поэтому 60 % сельских учителей предпочитают традиционный метод обучения, но и они применяли или применяют в своей практике элементы проблемного обучения в сочетании с другими методами и приемами обучения. Также для выявления отношения учащихся к проблемному методу обучения проведено анкетирование по следующим вопросам: 1. Какой урок вам больше нравится? а) тот, на котором учитель все объясняет сам; б) тот, на котором тема изучается вместе с вами. 2. Согласны ли вы с утверждениями? а) Разбирая непонятный вопрос вместе с учителем, глубже его понимаем; б) Принимать участие в обсуждении поставленных на уроке вопросов всегда интересно, если сам пытаешься в них разобраться и высказать свою точку зрения; в) Хочется, чтобы учителя ставили больше новых вопросов, для ответа на которые нужно серьезно думать. Анкета была предложена учащимся 6 – 10 классов Орловской общеобразовательной школы №37. Полученные результаты таковы (рис. 1).
Рис. 1. Отношение учащихся к проблемному обучению
Полученные данные анкетирования подтверждают, что учащиеся с интересом относятся к проблемному обучению, принимают активное участие в обсуждении поставленных на уроке проблемных вопросов. Особенно высокие показатели наблюдаются в 6, 7, 10 классах. Низкие показатели, по сравнению с другими в 9 классе объясняются тем, что учащиеся в курсе экономической и социальной географии России впервые сталкиваются со многими новыми терминами и понятиями в области экономики и у них не хватает опыта и опорных знаний для самостоятельного решения проблемных ситуаций. В 10 классе выбор проблемного урока максимальный, так как в данном возрасте уровень подготовленности и развития мышления выше ученики легче обнаруживаются несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями какой-либо задачи или вопроса, выбирают необходимые знания из системы различных знаний и, сталкиваясь с новыми явлениями, применяют известные знания.
3.2. Проблемное обучение в начальном курсе физической географии на примере разработки темы «Движение воздуха. Ветер»
Урок начинается с игровой ситуации, которая помогает заинтересовать учащихся темой урока и создает рабочую обстановку. Демонстрация опыта сопровождается эвристической беседой, суть которой состоит в том, что открытие новой закономерности совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Использование литературных произведений на уроке способствует формированию у учащихся нравственно-этических, эстетических качеств личности, придает эмоциональность уроку. Данный урок соответствует целям и задачам. Приемы и методы, используемые на уроке различны: игровая ситуация, демонстрация опыта, эвристическая беседа, самостоятельная работа. На уроке используются различные наглядные материалы, которые помогают учащимся овладевать основными понятиями темы в ходе проблемного изложения материала учителем. В этом случае проблемное изложение характеризуется тем, что учитель включает в изложение целый ряд информационных вопросов и создает проблемные ситуации. Учитель объясняет материал и показывает способы анализа проблемной ситуации и формулировки проблем. Он сам отвечает на поставленные вопросы, сообщает главные выводы. Ученики же проявляют усиленный интерес к учебному материалу и пытаются самостоятельно решить некоторые вопросы, но им не хватает знаний или исходного материала, которые и предстоит получить. (Например, при изучении направления, силы и скорости ветра, бризов и муссонов). Далее проблемное изложение сопровождается небольшой исследовательской работой, в ходе которого учащиеся строят график, называемый «розой ветров». Для этого они используют данные календаря погоды, анализируют фактический материал и построив график, делают самостоятельное обобщение и формулируют выводы. Учитель создает определенные условия и руководит поиском путей доказательства, помогая учащимся выдвигать предположения, гипотезы и решать проблему. Учащиеся пользуются сравнениями, производят анализ и синтез единого по содержанию и занимаются процессом деятельности. Учащиеся активны в течение всего урока. Уровень усвоения знаний учащимися на уровне применения знаний в аналогичных ситуациях. Урок соответствует содержанию принципа обучения и воспитания, принципа доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся. Было закрепление и обобщение материала. Учащиеся подводят итог уроку. Домашнее задание творческого характера. В ходе урока все новые понятия получили полное освещение в объяснении учителя, также была связь нового с ранее изученным. Урок способствует развитию познавательных интересов и умственных способностей учащихся. (Приложение 6). 3.3. Использование проблемного подхода в обучении в курсе географии материков и океанов на примере разработки темы «Климат. Органический мир Антарктиды»
Урок начинается с проблемной ситуации, решение которой помогает активизировать весь класс, переключая внимание школьников на учебное задание. В поисковой деятельности по картам атласа учащиеся самостоятельно устанавливают особенности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков в Антарктиде, сравнивая климатические показатели с показателями других материков и объясняют их. Далее идет самостоятельная работа учащихся, в которой они устанавливают причинно-следственную связь между климатом и географическими факторами, делают вывод по данному заданию. Дальнейшее изучение темы осуществляется при помощи эвристической беседы, в ходе которого учащиеся усваивают основные закономерности распределения тепла и влаги в Антарктиде, влияние особенностей климата на органический мир, также указывают богатства этого материка. Степень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем различна. Так, при решении одних вопросов они принимают участие в эвристической беседе с учителем; другие решают полностью самостоятельно, актуализируя знания, полученные ранее, и применяя их в новой учебной ситуации. Урок соответствует целям и задачам. Прием работы учителя опирается на руководство самостоятельной работы учащихся на основе обратной связи в течение всего урока. Работа учащихся заключается в логическом решении проблемных ситуаций и задач. На уроке используются климатические карты, атласы, схемы и дополнительная литература (справочники, энциклопедия по географии). Учащиеся в поисках истины пользуются сравнениями, производят анализ и синтез единого по содержанию, по известной ранее закономерности. Учащиеся активны в течение всего урока, наблюдается стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении вопроса. Уровень усвоения знаний учащимися на уровне применения знаний в аналогичных ситуациях и на уровне применения знаний в новой ситуации (3, 4 уровни). На уроке сочетаются принцип обучения и воспитания принцип доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся. Используются разнообразные приемы и методы обучения. Было закрепление и обобщение материала. Учащиеся подводят итог уроку. Домашнее задание творческого характера. (Приложение 7).
3.4. Проблемный подход в обучении в курсе физической географии России на примере разработки темы «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»
Создание в учебном процессе таких психолого-педагогических условий, которые наряду с усвоением учащимися готовых знаний и умений предполагали бы и развитие их творческо-поисковой деятельности, требует от учителя постановки перед школьниками больших познавательных задач к изучению всей темы. Эта познавательная задача может быть выражена или в форме вопроса, или в форме задания, выполнение которых возможно при изучении целого ряда взаимосвязанных вопросов. Основная познавательная задача данного урока: какие закономерности в распределении тепла и влаги вы можете выявить? Прежде чем ответить на данный вопрос, учащиеся должны решать серию задач, ответы на которые подводили бы к решению основной познавательной задачи. Учащиеся для этого актуализируют ранее полученные знания о климате материков и применяют их в новой ситуации. Однако ранее полученных знаний для полного ответа на вопрос недостаточно, что ведет к возникновению на уроке проблемной ситуации. В основе этой проблемной ситуации лежит противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами и явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно – нужны новые. Анализ проблемной ситуации помогает учащимся осознать основной познавательный вопрос как проблему, которую они должны решить в ходе изучения темы. Данный урок соответствует целям и задачам. Прием работы учителя опирается на руководство самостоятельной работы учащихся на основе обратной связи в течение всего урока. Работа учащихся заключается в логическом решении проблемных ситуаций и задач. для этого они используют климатические карты, атлас, учебник и дополнительную литературу. В процессе самостоятельного объяснения особенностей распределения тепла и влаги учащиеся закрепляют знания об основных радиационных и циркуляционных процессах, выявляют их влияние на метеорологические элементы погоды, овладевают основными понятиями темы. Учащиеся в поисках истины пользуются сравнениями, производят анализ и синтез единого по содержанию. Они активны в течении всего урока, наблюдается стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении вопроса. Уровень усвоения знаний учащимися на уровне применения знаний учащимися на уровне применения знаний в аналогичных ситуациях и на уровне применения знаний в новой ситуации (3, 4 уровни). На уроке сочетаются принцип доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся. Для закрепления знаний учащимся предлагается вспомнить основные климатообразующие факторы и объяснить влияние каждого из них на распределение тепла и влаги на территории России. Из курса географии материков и океанов учащиеся знают, что климат можно рассматривать как результат взаимодействия климатообразующих процессов и географических факторов. Исходя из этого они отвечают на данный вопрос, приводя примеры. Далее учащиеся делают общие выводы по всей теме, которые дополняются учителем. Домашнее задание творческого характера. Учащиеся подводят итог уроку. В этом уроке главную роль играют ученики, а роль учителя пассивна. Он внимательно следит за ходом решений проблемных задач, корректирует неправильные ответы и дополняет учеников. Данный урок способствует развитию умственных способностей, самостоятельности и творческого мышления учащихся. (Приложение 8).
|