Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительная характеристика объяснительно-репродуктивного и проблемного обучения
Учебный процесс в условиях проблемного обучения коренным образом отличается от традиционного. Главным отличительным моментом проблемного обучения является изменение самого характера деятельности. В то время как при традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер (воспроизведение, выполнение заданий по образцу, по определенному алгоритму), в условиях проблемного обучения она является продуктивной. Продуктивная деятельность отличается от репродуктивной тем, что ученик самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы. Для этого ему нужно применять знания в новой ситуации, самому разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы. При традиционном обучении учитель целенаправленно «учит» – передает информацию и проверяет уровень ее усвоения, то при проблемном обучении – все его умения и усилия направлены на помощь каждому ученику в его самостоятельном поиске знаний, причем на помощь без жесткого вмешательства в процесс его индивидуального развития. В условиях проблемного обучения принципиально меняется характер деятельности ученика и учителя – главный, стержневой признак модели учебного процесса. Поэтому, естественно, при проблемном обучении становится другой сама структура урока, иначе протекает процесс усвоения, отличие касается и всех других параметров, характеризующих систему обучения. Для сравнения структуры урока нужно выделить элементы деятельности обоих участников этого процесса – преподавателя (ДП) и учащегося (ДУ) – и найти связи между ними. Центральным звеном при проблемном обучении становится самостоятельная поисковая деятельность ученика (ПДУ). Деятельность учителя направлена по существу на обеспечение того, чтобы ПДУ действительно состоялась (Приложение 2). При традиционном обучении путь учащегося к усвоению таков: М ® В ® О ® применение знаний на 1-ом и 2-ом уровнях усвоения (М – мотивация, В – восприятие, О – осмысление) (приложение 3). В условиях проблемного обучения прежде всего недостаточно создать мотивацию. Включение в мыслительный процесс требует возникновения у учащегося особого состояния, называемого проблемной ситуацией. В условиях самостоятельного поиска нарушается четкая последовательность следующих двух этапов – восприятия и осмысления. При отборе и анализе фактов, выдвижении и проверке гипотез эти процессы невозможно отделить друг от друга, они переплеты и взаимосвязаны. Проблемное обучение призвано довести ученика до высшего уровня усвоения – присвоения им знаний и способов мышления. Сравнение традиционного и проблемного обучения можно провести и по ряду других параметров (приложение 4). Таблица 1 помогает более вдумчиво отнестись к каждому из обсуждаемых типов обучения. Так сущность традиционного обучения, его привычность и широчайшие возможности использования могут создать иллюзию отсутствия каких-либо трудностей при обращении к нему. Но таблица «предупреждает»: из поля зрения могут выпасть отдельные ученики, слушать еще не означает воспринимать и тому подобное. В графе «Проблемное обучение» внимание сосредоточивается на серьезной и трудоемкой подготовке проблемного урока, сложности включения каждого ученика в самостоятельный поиск и отслеживание результатов развития. Проведенное сравнение двух дидактических систем приводит к следующему выводу: при организации процесса обучения необходимо оптимальное сочетание учитель может на основе знания теории, анализа своей реальной педагогической ситуации и своих личных возможностей (Зверева Н.М., 2001).
|