Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы проблемного обучения
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения: - -проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции ставится проблема: «Почему происходит смена времен года, смена дня и ночи?», но лектор не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления; - частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних значениях, т.е. вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главные, опираясь на ответ учеников. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность третьего и четвертого уровня (применение, творчество) и 3-й, 4-й уровень знаний (знания-умения, знания-трансформации) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии; - самостоятельно-исследовательская деятельность, когда учащиеся или студенты самостоятельно формируют проблему и решают ее (в курсовой или дипломной работе, НИРС) с последующим контролем преподавателя, что обеспечивает продуктивную деятельность 4-го уровня – творчество и 4-ый уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций». Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры, когда наибольшие рабочие группы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг-другу преимущества своей концепции, своего метода. Решение серии проблемных задач может быть вынесена на практическое занятие, посвященное проверке или оценки определенной теоретической модели или методики, степени их пригодности в данных условиях. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через НИРС, при выполнении которой студент проходит все этапы формирования профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения. Но в любом случае основная его цель- развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления(Лернер И.Я., 1974). В дидактике выделяют некоторые разновидности классического проблемного обучения: деловые и имитационные игры, моделирование процессов(в том числе на компьютере), метод анализа конкретных ситуаций, мозговая атака, эвристическая беседа и др. в основе всех этих методов лежит наличие проблемы, подлежащей решению. Этот широкий набор говорит учителю о том, что можно вводить в учебный процесс «элементы проблемности», познавательного поиска учеников в разных формах и степени, осознавая суть своих действий с позиции дидактической науки.
|