Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности создания проблемных ситуаций на уроках географии в разделе «Население России» в курсе экономической и социальной географии России






 

3.5.1. Постановка проблемы и решение проблемной ситуации по теме «Численность и размещение населения России»

 

 

Использование на уроках активных форм обучения, в частности, элементы проблемного обучения дает хорошие результаты. В школах преобладающие типы уроков – уроки изучения нового материала. Следовательно передача знаний и умений учащимся опирается на объяснительно-иллюстративный метод обучения. На этапе сообщения новых знаний, рассказывая, объясняя, показывая, можно добиться осознанного восприятия и запоминания учебного материала учащимися, но здесь не остается места для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При таком информационном изложении не вскрывается противоречивый характер новых явлений и не активизируется мыслительная деятельность ученика. Поэтому разумно на уроках географии вместо информационного изложения использовать элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации побуждают учащихся на отдельных этапах учения к определенному уровню самостоятельной познавательной деятельности. Проблемные ситуации легко создавать в ходе сообщения новых знаний, но при этом необходимо учитывать уровень подготовленности и развития учащихся.

Для решения проблемы учащихся пользуются такими приемами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным примерам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приемами ведет к формированию умения решения следующей проблемы: учащимся предлагается рассмотреть карту «Плотность населения России» и установить, почему размещение населения на территории России неравномерное. Данный вопрос вызывать у учащихся затруднение, для пути преодоления которого требуется поиск новых знаний, новых способов действия. С помощью проблемной ситуации побуждается мышление учащихся и возникает интерес к обучению, так как учащиеся начинают мыслить самостоятельно и творчески.

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. В данном случае они знают, что европейская часть России наиболее густо заселено, а азиатская – наоборот.

На втором этапе решения проблемы учащиеся выдвигают предположения и обосновывают гипотезу: европейская часть России заселена людьми раньше азиатской, значит территория освоена лучше. Европейская часть отличается благоприятностью климата, значит народное хозяйство развито лучше. Все это должно привести к концентрации населения в европейской части России.

Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиски путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки вопроса. Применительно к нашему примеру это означает ответ на вопрос: «Как размещено население в европейской и азиатской частях России?». Учащиеся уже выяснили, что на заселение территории влияют исторические предпосылки и климатические условия. Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что европейская часть густо заселена, с конкретными положениями:

- сосредоточено большое число крупных городов и городских агломераций;

- развиты обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство.

Заканчивается решение проблемы общим выводом о том, что особенностью размещения населения России является наличие двух различных типов заселения территории: сплошное заселение в европейской части России и очаговое в азиатской.

Педагогическая практика показывает, что проблемные вопросы и задания побуждают у учащихся интерес к обучению, оказывают определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

3.5.2. Использование проблемного подхода в обучении географии на примере разработки темы «Национальный состав населения России»

 

 

Данный урок соответствует целям и задачам. Причем работа учителя опирается на руководство самостоятельной работы учащихся на основе обратной связи в течение всего урока. Работа учащихся заключается в логическом решении проблемных ситуаций и задач.

На уроке используются наглядные материалы, которые помогают учащимся отвечать на проблемные вопросы и решить проблемные задачи.

На основе проблемных ситуаций, поисковых задач на уроке наблюдается самостоятельная работа учащихся над новым материалом. Учащиеся в поисках истины пользуются уравнениями, производят анализ и синтез единого по содержанию. Учащиеся увлечены процессом деятельности, наблюдается стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении вопроса. Уровень усвоения знаний учащимися на уровне применения знаний в аналогичных ситуациях и на уровне применения знаний в новой ситуации (3, 4 уровни).

На уроке сочетаются принцип доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся, используются разные приемы обучения.

Урок начинается с проблемной ситуации, решение которого помогает активизировать весь класс, переключая внимание школьников на учебное задание, создает рабочую обстановку на все сорок минут. Далее идет проблемное изложение нового материала, в ходе которого учитель формулирует проблему и сам ее решает, но при этом показывает школьникам путь решения в его подлинных, но доступных ученикам противоречиях, вскрывает ход мысли при движении на пути познания. Деятельность учащихся состоит в том, что они контролируют убедительность движения мысли, следят за логикой доказательства, усваивая этапы решения целостных проблем. Решение проблемы заканчивается общим выводом, который предлагают ученики. Далее учитель предлагает работу с атласом и таблицей, создавая при этом проблемные ситуации путем применения системы вопросов.

Обязательным элементом считается внедрение национально-регионального компонента на урок. В данном случае – это беседа о национальном составе республики Татарстан с помощью диаграммы национального состава. Национально-региональный компонент усиливает познавательный интерес учащихся, активизирует их.

Групповая работа с заданиями на карточках ознакомляет учащихся с культурой, традициями народов России. При этом ученики выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Они применяли свой жизненный опыт, превращаясь в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным. Хотя наблюдается противопоставление различных точек зрения на то или иное жизненное явление, члены групп приходят к единому решению проблемы. Тем самым работа в группах помогает не только познанию учебной задачи, но и приводит к сплочению и укреплению межличностных отношений между учениками. Выступление членов групп заканчивается выводом, а далее ученики, закрепляя полученные на уроке знания, делают общие выводы по всей теме, которые конкретизируются учителем.

Домашнее задание творческого характера Общий итог урока делает не сам учитель, а учащиеся. (Приложение 9).

3.6. Проблемное обучение в курсе экономической и социальной географии России на примере разработки темы «Мировые природные ресурсы. Экологические проблемы»

 

Осуществление проблемного подхода на данном обобщающем уроке позволяет развивать у школьников умение аргументировано излагать свою точку зрения, принимать участие в дискуссиях, решать на доступном для них уровне предложенные учителем проблемы. Особенностью этого урока является организация на нем коллективной групповой работы. Учащиеся разбиваются на группы, которые комплектуются из школьников с разной успеваемостью во главе с хорошо успевающим учеником. Как показывает практика такие смешанные группы оправдывают себя и в воспитательном отношении, так как совместная работа сильных, средних и слабоуспевающих учеников способствует укреплению личных контактов, помогает учителю устанавливать контакт с классом, рабочую дисциплину.

Урок соответствует целям и задачам. Прием работы учителя опирается на руководство самостоятельной работы учащиеся на основе обратной связи в течение всего урока. Работа учащихся заключается в логическом решении проблемных ситуаций и задач на основе анализа карт, таблиц и дополнительной литературы.

Учащиеся увлечены процессом деятельности, наблюдалось стремление по собственному побуждению принять участие в обсуждении вопроса. Уровень усвоения знаний учащимися на уроке применения знаний в аналогичных ситуациях и на уровне применения знаний в новой ситуации (3, 4 уровень).

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке помогает выработать умения самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их; научить учащихся пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в жизни; самостоятельно трудиться, продуктивно и с интересом подходить к достижению поставленной; развивать познавательные способности (наблюдательность, пытливость, логическое мышление, творческую активность и так далее).

На уроке сочетаются принцип обучения и воспитания, принцип доступности с достаточно интенсивным трудом учащихся. Было закрепление и обобщение материала. Итог урока подводят учащиеся. Домашнее задание творческого характера. (Приложение 10).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал