Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
1. Организационный момент
|
2. Постановка и решение задач
|
Тема сегодняшнего урока «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России».
Сегодня эту тему вы будете рассматривать самостоятельно, пользуясь учебником, картами, атласом и дополнительной литературой.
|
|
Задания:
I. Какие закономерности в распределении тепла вы можете выявить?
1. Почему в европейской части России в январе изотермы проходят с С-З на Ю-В?
| Самостоятельно работают в группах и индивидуально по заданиям. Изотермы января проходят мередианально, так как западный перенос Атлантического океана оказывает утепляющее действие.
|
2. Объясните, почему зимние t в Астрахани почти такие же, как в Санкт-Петербурге, хотя Астрахань лежит на 1300 м южнее Санкт-Петербурга?
| Воздушные массы с Атлантического океана приносят в Санкт-Петербург теплую, облачную погоду, а в Астрахани зимой преобладает холодная, безоблачная погода из-за континентальности климата.
|
3. Какой ход зимних изотерм характерен для Восточной Сибири? Почему?
| Изотермы –30-35 0С, так как Восточная Сибирь удалена от утепляющего влияния Атлантического океана.
|
4. Найдите по климатической карте районы с наиболее низкой t в январе. Почему они располагаются именно здесь?
|
|
Выполнив эти задания, сделайте вывод о том, какие факторы и процессы определяют выявленные вами особенности изменения зимних t на территории страны.
| Температура зависит от географической широты, подстилающей поверхности, близости или удаленности океана, рельефа.
|
I.2. Самостоятельно составьте вопросы, ответы на которые позволят вам выявить закономерности хода июльских изотерм и объяснить особенности распределения тепла по территории страны летом.
|
|
II. Закономерности распределения влаги.
Какие закономерности в распределении осадков вы можете выявить?
| Под руководством учителя анализируют климатическую карту, участвуют во фронтальной беседе, выполняют отдельные задания, в ходе объяснения учителя получают знания о коэффициенте увлажнения и испаряемости.
|
1. В каких районах выпадает наибольшее количество осадков, в каких наименьшее? Почему?
| Наибольшее количество осадков выпадает на западе, где воздушные массы с Атлантического океана приводят осадки и на Дальнем Востоке, где муссоны приносят осадки с Тихого океана.
|
2. Количество осадков убывает или увеличивается с запада на восток? Объясните почему?
| С запада на восток количество осадков уменьшается. С удалением из Атлантического океана континентальность климата увеличивается.
|
Закрепление
|
Назовите основные климатообразующие факторы. Каково влияние каждого из них?
| 1. Подстилающая поверхность. Образование снежного покрова, отражательная способность которого очень велика, приводит к значительному охлаждению приземных слоев воздуха, усиливающему суровость зимы. Летом зеленые растения, наоборот, поглощают тепло.
2. Рельеф. В горах климат изменяется. Степень изменения климата в горах зависит от ряда факторов: от высоты над уровнем моря, географического положения, расположения относительно преобладающих ветров, от особенностей природных условий окружающих территорий, экспозиции склона.
3. Расположение относительно океана. Чем дальше от океана, тем меньше осадков.
4. Географическая широта. Чем дальше от экватора, тем меньше солнечная радиация.
|
Итог урока
|
Что изучили на сегодняшнем уроке?
| Закономерности распространения тепла и влаги на территории России.
|
Домашнее задание.
Определите по климатическим картам количество солнечной радиации, средние и абсолютные t января и июля, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения. По этим данным напишите небольшой конспект на тему «Климат России».
|