Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальный состав населения России
Века
| Территория
| Русскоязычное население
| I – II
| Восточнославянские племена
| 90 %
| IX
| Сформировалось славянское государство – Киевская Русь
| XII
| Заложена Москва
| XV
| Централизованное государство – Московское княжество (Великая Русь)
| XVI – XVII
| Продвижение к нижнему Дону, побережью Тихого океана
| XVIII
| Заселение Крыма, Северного Кавказа, юга Сибири
| 70 %
| XIX
| Освоение Закавказья, Средней Азии
| 49 %
| XX
| Распад Советского Союза
| 43 %
|
Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России?
Каковы причины этих изменений?
| Уменьшение доли русских. Расширение границ, «вливание» новых народов и процесс ассигмиляции (учебник 314 с.)
| Итак, первые славянские племена пришли на территорию нынешней России в I – II вв. И лишь в IX веке сформировалось славянское государство – Киевская Русь. Еще позже, в XII веке, была заложена Москва. По мере роста Москвы развивалось интерализованное государство – Московское княжество, где 90 % населения являлось русскими.
|
| Ребята как вы думаете, почему формирование русскоязычного населения как централизованное государство шло так медленно?
| В создании Древнерусского государства принимали участие различные народы, которые жили племенами (славянские племена). Объединению этих племен в единый этнос требовалось много времени.
| Почему далее происходило расширение границ государства?
В каком направлении и почему могло идти освоение земель?
| С развитием общества, с увеличением численности населения шло расширение границ. Освоение земель шло в восточном направлении, а также в южном, которое началось в XVI веке со взятия Казанского и Астраханских ханств, дальнейшее передвижение объясняется освоением новых земель (Крым, Северный Кавказ, Сибирь) с целью усвоения природных ресурсов.
| В нынешней России русские составляют 43 % от всего населения. Какие народы составляют оставшиеся 57 %, то есть какие народы, кроме русских, вам известны?
| Украинцы, белорусы, евреи, чуваши и т.д.
| Какой вывод можно сделать о национальном составе России
| Для России характерна мозаичность, многонациональность.
| Теперь более подробно рассмотрим, какие народы населяют Россию. Чтобы ответить на этот вопрос, открываем с. 8 атласа. Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть, что Россия – многонациональное государств.
|
| Что указывает на многонациональность?
| Разнообразие фоновой окраски
| Всего на территории РФ насчитывается 130 народов. По сходству языка в географии принято объединить народы в языковые группы, а их – в языковые семьи.
|
|
Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, уральская. Почему они так называются?
Используя лишь названия языковых семей можно ли выделить их ареал расселения? Почему?
| Связано с областями распространения.
| Теперь поговорим о нашей республике. О чем говорит вам диаграмма национального состава РТ? Какие выводы вы можете для себя сделать?
| Наша республика также многонациональна (107 национальностей). Наиболее крупными этническими группами населения республики являются татары – 48, 5 % и русские – 43, 3 % населения Татарстана. Также в РТ проживают чуваши, украинцы, мордва, удмурты, марийцы, башкиры и многие другие народы.
| Национальный состав РТ (%)
Мы с вами ведем разговор о нациях и народах. А что такое народ? Как вы объясните это слово?
| Народ – общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком.
| Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Теперь поговорим об этом. Для этого объединяемся в группы. Задания у вас на карточках. На обсуждение – 3 минуты.
| Объединяются в 8 групп и работают с заданиями на карточках.
|
|