![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немецкого ВПК
В начале прошлого века со старым добрым маг- нитным компасом что-то стряслось. Он плохо рабо- тал на новых судах, построенных из металла и на- пичканных электричеством, а также отказывал на подводных лодках и вблизи полюсов Земли. Возник- ли трудности и с применением прибора в авиации, поскольку его стрелка реагировала на маневриро- вание воздушного судна. Тот, кто первым сумеет ре- шить эту проблему, мог рассчитывать на многомил- лионные прибыли. Ведь стремительное развитие авиации, строительство новых кораблей и подводных лодок гарантировало огромный рынок сбыта. В гонке по созданию нового компаса участвова- ли несколько десятков фирм, но первыми к финишу пришли две компании: одну возглавлял американ- 1 Образцов ПЛ. Никола Тесла. Ложь и правда о великом изобре- тателе. С. 129. 2 Образцов ПЛ. Указ. соч. С. 227. ский изобретатель и промышленник Элмер Сперри, другую — немецкий архивариус Герман Аншутц. Оба предложили использовать вместо компаса враща- ющийся гироскоп. Первый оформил патент на свое изобретение в 1911 году, второй — в 1908 году. Но- вое устройство назвали гирокомпасом, так как в его состав входит гироскоп. В отличие от магнитного ком- паса показания гирокомпаса связаны с направлени- ем на истинный географический (а не магнитный) Се- верный полюс. Аншутц сконструировал свой гироскоп так, чтобы он прецессировал1 и его ось была всегда направлена вдоль оси вращения Земли. Вскоре аналогичный ин- струмент создал Сперри. Немец подал патентную за- явку, а американец возразил: дескать, использована уже давно существовавшая идея. В 1915 году Альберт Эйнштейн был приглашен в суд в качестве эксперта. Его свидетельство, к удо- влетворению суда, показало, что прежние свободно подвешенные гироскопы не могли служить компа- сами: малейшее покачивание и незначительный по- ворот судна — и они оказывались бесполезными. Ан- шутц выиграл процесс. Постепенно Эйнштейн стал общепризнанным экспертом в технологии гироско- пов. При этом великий ученый активно продолжал за- ниматься вопросами теоретической физики2. К началу Первой мировой войны гирокомпаса- ми Аншутца были оснащены все надводные и под- водные корабли германского ВМФ. Различные моде- ли гироприборов, созданных Германом Аншютцом, нашли себе и другие применения, например при про- кладке буровых скважин, строительстве шахт. Его ги- рокомпас был установлен на знаменитом дирижа- 1 Прецессия — явление, при котором ось вращающегося объ- екта поворачивается, например, под действием внешних моментов. 2 Гарисон П. Компас Эйнштейна // В мире науки. 2004 год. № 12. бле «Граф Цеппелин». Во время одного из рейсов ди- рижабль сделал круг почета над домом Аншютца в Мюнхене в знак признания заслуг его хозяина. К 1926 году после десяти лет упорных трудов фир- мой Аншютца был разработан и запущен в серийное производство весьма сложный и совершенный гиро- скопический прибор - прецизионный артиллерийско- навигационный гирокомпас, за которым закрепилось название «Новый Аншютц» (поскольку на флоте до этого был популярен другой гирокомпас той же фир- мы). Это был поистине замечательный прибор, зна- чительно превосходивший по точности, надежности, устойчивости при качке и сроку службы все другие модели гирокомпасов. Конструкция его была высоко оценена специалистами; он имел и чисто коммерче- ский успех. При этом специалисты знали, что в раз- работке «Нового Аншютца» важную роль сыграл Аль- берт Эйнштейн. В качестве награды он получал 1% со всех продаж этого устройства в мире. Гонорар пере- водился на его счет в швейцарском банке, что позво- ляло избежать уплаты налогов в Германии1. Скорее всего, советской разведке не удалось до- быть документацию по гирокомпасу «Новый Ан- шютц». Известно, что в 1931 году в СССР было орга- низовано производство отечественных гирокомпасов «ГУ марка I» (модели 1 и 2) с ртутными сосудами, про- образом которого была американская модель «Спер- ри марка VIII». Эксплуатация на судах ВМФ СССР вы- явила его многочисленные недостатки. И тогда попы- тались скопировать немецкую модель. Процесс за- нял несколько лет. В 1933-1937 годах на основе не- мецкого гирокомпаса «Новый Аншютц» был создан отечественный прибор «Курс-1». Серийное производ- ство последнего началось только в 1937 году. 1 Оханьян X. Эйнштейн: настоящая история великих открытий. С. 304. «МЕДОВАЯ ЛОВУШКА»
|