![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Никола Тесла и американский ВПК
Если великий физик успешно и с выгодой для себя сотрудничал с германским ВПК, то утверждать то же самое в отношении Николы Теслы сложно. Может, по- следнему не хватало целеустремленности и практи- 1 Боброва С., Одноколенко О. Библия Коненкова // Итоги. 2004 год. N° 28. цизма. Ведь великий изобретатель мог заработать приличную сумму, реализовав все свои идеи в воен- ной сфере! Расскажем о нескольких эпизодах из жиз- ни Николы Теслы. В 1898 году в Нью-Йорке, на ежегодной выставке достижений в сфере использования электроэнергии в Медисон-сквер-гарден, Никола Тесла продемон- стрировал радиоуправляемую модель судна. Лодка могла двигаться в любом направлении, с любой ско- ростью, а также включать и выключать лампочки на носу и корме. Он получил патент на свое изобретение в России и США. Согласно популярной у биографов Николы Теслы версии великий изобретатель планировал использо- вать свое изобретение в мирных целях: доставка пи- сем и посылок, плавание в труднодоступных местах и т.п. Обозреватель газеты «Нью-Йорк Тайме» Воль- демар Кемпфер сразу предложил использовать это изобретение в военных целях — в качестве радиоу- правляемой торпеды1. На самом деле в жизни все было по-другому. В но- ябре 1898 года великий изобретатель опубликовал вот такое сообщение: «Я теперь готов заявить через журнал, что я уве- рен в том, что мое изобретение подводного торпед- ного катера будет отныне величайшим оружием военно-морских сил. Почти полная бесполезность вида торпедных ка- теров была решительно продемонстрирована в хо- де недавней войны. Ни смелость и мастерство аме- риканцев, ни отчаянные чрезвычайные меры испан- цев не смогли заставить торпедные катера действо- вать активно. Эти непрочные суда, от которых так много ожидали, стали очень легкой мишенью для на- 1 Ржонсницкий Б.Н. Никола Тесла. Первая отечественная биогра- фия. М.. 2009. С. 161. земной артиллерии и скорострельных орудий враже- ских судов. Подводные лодки, с другой стороны, которые были построены для переноса торпед, оказались гибель- ным местом для военных и поэтому были неэффек- тивны. Подводная лодка, или, правильнее сказать, подводный эсминец, который я изобрел, такой же ком- пактный, как сама торпеда. Фактически, это просто увеличенная торпедная оболочка, тридцать шесть с половиной футов в длину, загруженная другими тор- педами для взрыва. Как и торпеда, он имеет свое соб- ственное (движущее) метательное устройство. Но на этом их похожесть заканчивается. Обычная торпеда, однажды запущенная, летит вперед слепо, и неведо- мая сила может повернуть ее в одну или другую сто- рону. Она попадает в цель или промахивается в соот- ветствии с точностью наведения при запуске. Но моя подводная лодка, загруженная торпедами, может стартовать из защищенной бухты или может быть сброшена с борта корабля. Может идти околь- ным путем ниже поверхности, через опасные зами- нированные каналы в защищенные гавани и атако- вать флот, стоящий на якоре, или может выйти в море и кружить в поисках своей жертвы, броситься на нее в подходящий момент, выстрелить в нее своим смер- тоносным оружием и вернуться к тем, кто ее послал. При этом она будет находиться под абсолютным и не- усыпным контролем человека, находящегося на отда- ленном мысе или на военном корабле, чей корпус на- ходится ниже горизонта и невидим врагу. Я осознаю, что все это звучит почти невероятно, и я воздерживался от показа моего изобретения пу- блике, пока не проработал каждую его деталь. В моей лаборатории у меня сейчас есть такая модель, и мои чертежи и описания, представленные в Бюро патен- тов в Вашингтоне, дают ее подробное описание. Теперь что касается механизма, который должен быть размещен в корпусе лодки: первая и наиболее существенная вещь — это двигатель с запасом ба- тарей, чтобы приводить в движение пропеллер (греб- ной винт). Затем имеются меньшие двигатели и бата- реи для приведения в действие рулевого механизма, по тому же принципу, как обычное судно теперь пере- двигается при помощи пара или электричества. Кро- ме этих есть еще запас батарей и двигателей для пи- тания электрических сигнальных ламп. Но чтобы вес механизмов не был слишком велик, чтобы не нару- шать плавучесть и не заставлять лодку идти слишком глубоко в воде, будут также использоваться двигате- ли сжатого воздуха для выполнения определенных функций, таких как наполнение и опустошение резер- вуаров с водой, которые поднимают лодку на поверх- ность или погружают ее на любую требуемую глубину. Пневматический воздух или моторы будут выпускать торпеды и откачивать воду, которая может просачи- ваться в любое время. Этот подводный эсминец будет снабжен шестью 14-футовыми торпедами Whitehead (Белые угри). Они будут располагаться вертикально в два ряда по дуге. Как только одна торпеда закатывается на пози- цию и выпускается пневматической силой, другая тор- педа под действием гравитации падает на позицию первой. Остальные торпеды поддерживаются верти- кально автоматическим приспособлением. Они могут выстреливать так же быстро, как опустошается само- взводный револьвер, либо с интервалом в минуты или часы. Выпуск торпед происходит через единственную трубу, выступающую прямо вперед на дуге. Неболь- шое количество воды, которое просачивается каждый раз, захватывается дренажными трубками, и компрес- сорный воздушный насос немедленно выталкивает ее. Как только каждая торпеда выстрелит, регулятор плавучести откроет вентиль, чтобы достаточное ко- личество воды заполнило балластные цистерны для поддержания постоянной плавучести и для того, что- бы держать лодку на одной и той же глубине. Загрузка торпед в этом подводном эсминце бу- дет больше, чем у самых больших эсминцев, находя- щихся на вооружении сейчас. Существующие суда по пятьсот тон каждый, каждый из которых стоит пра- вительству 500 тыс. долларов, несут не более трех- четырех торпед, в то время как этот простой подвод- ный эсминец, строительство которого обойдется не более чем в 50 тыс. долларов, будет нести шесть тор- пед. Он также имеет уникальное преимущество быть абсолютно невидимым для врага, на его борту не бу- дет людей, чьими жизнями нужно рисковать, и не бу- дет парового котла, который может взорваться. Все, что необходимо, чтобы эту подводную лодку можно было контролировать на любом расстоянии, — это правильным образом смонтировать на ней про- вода, как проведена проводка в современном доме: кнопка для включения звонка, рычаг для включения света, скрытая проводка в некоторых местах для установки сигнализации против воров и противопо- жарной сигнализации. Единственное отличие в случае с подводной лод- кой заключается в сложности (тонкости) применяе- мых приборов. К метательному устройству, рулевому механизму, к сигнальной аппаратуре и механизму за- пуска торпед прикреплены маленькие приборы, кото- рые настроены на определенную электромагнитную синхронность. Затем имеется подобный набор синхронизирован- ной аппаратуры, подсоединенной к маленькой пане- ли управления и расположенной либо на берегу, либо на обыкновенном военном корабле. Перемещая ры- чаг на панели управления, я могу дать нужный им- пульс подводной лодке двигаться вперед, идти зад- ним ходом, повернуть руль на правый борт или на ле- вый, всплыть, затонуть, выпустить торпеды или вер- нуться. Может показаться, что необходимо приложить огромную силу (энергию), чтобы действовать на боль- шом расстоянии на отдаленной лодке. Вся энергия со- брана на самой подводной лодке — в ее аккумулятор- ных батареях и сжатом воздухе. Все, что нужно для воздействия на приборы, — это наличие интенсивных переменных токов, которые можно создать при помо- щи моего вибратора (осциллятора), прикрепленного к любой динамо-машине, расположенной на берегу или на военном корабле. Как таким, очевидно, сложным механизмом можно управлять и его контролировать на большом расстоя- нии, не является загадкой (тайной). Это так же просто, как телефонный аппарат, имеющийся в любом офи- се. Это маленькая металлическая коробка с рычагом снаружи. Передвигая рукоятку на определенную точ- ку, она выдает вибрирующие звуки, и ее кратковре- менное жужжание вызывает объект. Но если мы бу- дем перемещать эту рукоятку на треть дальше по кру- говой шкале (циферблату), жужжание будет продол- жаться дольше, и довольно скоро появится полицей- ский, привлеченный этими загадочными звуками. Снова передвинем рукоятку — на этот раз на самую дальнюю точку круга, и едва начнется продолжитель- ное жужжание, как к вам примчится городская пожар- ная служба. Мое устройство для контроля над движением под- водной лодки, находящейся на значительном рассто- янии, абсолютно такое же. Только мне не нужны со- единительные провода между панелью управления и удаленной подводной лодкой, поскольку я использую хорошо известный принцип беспроволочного теле- графа. Когда я перемещаю рычаг на точки, которые я отметил на круглом циферблате, я каждый раз вы- зываю разное количество вибраций. В этом случае две волны идут вперед при каждой половине поворо- та рычага и воздействуют на разные части оборудо- вания эсминца, находящегося на значительном рас- стоянии. Решение вопроса о том, как должны в самом деле использоваться в войне подводные эсминцы, я оставляю военным тактикам. Но мне кажется, что их лучше всего использовать, когда они перевозятся на борту большего вспомогательного крейсера, спуска- ются на воду по нескольку штук, как спасательные шлюпки, и затем их движение управляется с пульта на верхней части (марсе) передового корабля. Чтобы управляющий подводным эсминцем знал точно его расположение при передвижении, две мач- ты — на носу и на корме — будут всплывать прямо над водой. Эти мачты очень маленького размера, поэто- му они не видны, и их не могут поразить вражеские орудия. Ночью на мачтах будут накрытые козырьками светильники. Наблюдатель (наблюдательный пункт) на марсе бо- евого корабля замечает вражеский корабль на гори- зонте, в то время как корпус вспомогательного крей- сера остается невидимым для врага. Эти маленькие эсминцы, отправляясь в путь при помощи человека с телескопом, могут атаковать и уничтожить целую флотилию боевых кораблей за час, и враг никогда не увидит своего противника и не узнает, какая сила уничтожила его. Большой вспомогательный крейсер, используемый для переноса этих подводных эсмин- цев, мог бы также нести груз торпед, достаточный для проведения длительных кампаний. Он мог бы нести пироксилин и другие взрывчатые вещества, необходимые для загрузки торпед в без- опасном хранилище ниже ватерлинии, и тем самым можно было бы избавиться от опасности транспорти- ровки загруженных торпед. Когда необходимо, боего- ловки заряжаются, крепятся к торпедам, и, таким об- разом, подводные эсминцы полностью снаряжены. Высокий, выступающий мыс, обозревающий га- вань и море, был бы тоже хорошей точкой, где можно установить пункт наблюдения и где внизу, в доках, бу- дут лежать эсминцы, готовые к старту. Вот и вся история моего последнего изобретения. Вы скажете, что это довольно просто. Конечно, это так, потому что я всю свою жизнь разрабатывал каж- дое изобретение до мельчайших деталей, чтобы оно работало так же легко, как электрический маятник (часы) в офисе биржевого маклера»1. Никола Тесла сумел заинтересовать своим дети- щем представителей военного министерства США. После пробных испытаний военные попросили Нико- лу Теслу доработать модель радиоуправляемой лод- ки. В тот момент он был занят чем-то другим, и про- ект так и не был реализован2. Еще одна причина — ве- ликий изобретатель отказался принимать гонорар за свое изобретение. Понятно, что такое странное пове- дение очень удивило практичных госслужащих. У них просто не укладывалось в головах, что кто-то может работать бесплатно. Это не единственный пример. Однажды Никола Тес- ла предложил ВМФ США систему радиосвязи между берегом и военным кораблем. По мнению экспертов, в то время по своим характеристикам она была луч- ше аналогичной системы, разрабатываемой Гульель- мо Маркони3. Военные заинтересовались системой радиосвязи Николы Теслы и попросили предоставить 1 Тесла Н. Статьи. С. 221-226. 2 Образцов ПЛ. Указ. соч. С. 85, 87. 3 Маркони Гульельмо (1874-1937] — итальянский радиотехник и предприниматель, один из изобретателей радио; лауреат Нобелев- ской премии по физике за 1909 год. образец для испытаний. Изобретатель так и не собрал его. В результате и в этот раз сотрудничество Нико- лы Теслы с ВПК закончилось провалом1. Хотя нала- дить взаимовыгодное сотрудничество с американски- ми военными ученому не удавалось и по другим при- чинам. Например, консерватизм и упрямство. Если Маркони был уверен, что электромагнитные волны могут без больших потерь проходить через грунт и воду, то его оппоненты, в том числе и Нико- ла Тесла, утверждали: прохождение радиоволн воз- можно только в условиях прямой видимости, и ради- опередача на далекие расстояния будет невозмож- ной ввиду кривизны Земли. В действительности по- тери при прохождении радиоволн через грунт и воду огромны, но радиоволны достаточно низкой частоты могут отражаться от ионосферы и огибать весь зем- ной шар. Именно это позволило Маркони в декабре 1901 года организовать первую радиосвязь через Атлантический океан (передал букву S азбуки Морзе). Одна радиомачта была построена на западном побе- режье Великобритании, другая — на территории Кана- ды, на острове Ньюфаундленд2. В конце следующего года была налажена регулярная трансатлантическая радиосвязь.
|