Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бихевиористская теория Д. Уотсона о формировании поведения ребенка.
Бихевиористская теория Дж. Уотсона Данные об экспериментальном формировании поведенческих реак- ций были использованы психологами-бихевиористами. Дж. Б. Уот- сон (1878—1958), автор манифеста нового направления ≪ Психо- логия с точки зрения бихевиориста≫, считал, что психология должна ... стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измере- нию1. В классическом бихевиоризме схема ≪ стимул — реакция≫ (S — R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образо- вания поведенческого акта любой сложности. Главная детерминан- та, определяющая направление психического развития ребенка, — это воздействия окружающей среды. Чтобы доказать это положение, Уотсон обратился к изучению поведения младенцев и пришел к выводу, что ребенок может быть рассмотрен как ≪ живой кусочек мяса, способный давать небольшое число простых реакций≫ 2. Он исходил из того, что у человеческих детенышей всего три врожденные формы поведения (реакции): гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного), страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальному бруску), любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями). Постепенно над этими ин- стинктивными реакциями надстраиваются условные реакции, и возникает расширяющийся поток поведения. Из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют наи- лучшей адаптации к условиям жизни
Уотсон экспериментально показал, как на основе безусловного реагирования у ребенка может возникать реакция страха на новый стимул. Одиннадцатимесячному мальчику, известному в истории психологии под именем ≪ Маленький Альберт≫, который сначала не испытывал страха перед крысой, стали показывать белую крысу (ус- ловный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом в гонг (безусловный стимул) за его спиной. Несколько повторений громкого звукового сигнала в сочетании с показом крысы привели к тому, что, как только показывали животное, мальчик начинал пла- кать и стремился скрыться, что свидетельствовалоо выработке ре- акции сильного страха (обусловленной реакции). К тому же реак- ция страха у Альберта распространилась на множество предметов- стимулов, в чем-то сходных с крысой, включая кролика, шубу, вату, белые волосы и бороды. (Такой способ объективного эксперимен- тального подхода к исследованию детской психики, без учета воз- можных негативных последствий, вызвал широкую критику. Позже были разработаны этические нормы поведения психологических исследований и поставлен вопрос о соблюдении психологом профес- сиональных этических принципов1.) Исходя из результатов экспериментов с младенцами, бихевио- ристы подчеркивали важность особой организации среды (стимуля- ции), чтобы контролировать поведение ребенка, предсказывать воз- можные реакции, вызывать желательные формы поведения и избегать появления и закрепления неподходящих (страхов, капри- зов, избалованности). Уотсон мечтал о глубокой разработке научного подхода к воспитанию и писал об этом в свойственной ему радикальной манере: ≪ Человечество, несомненно, значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рожде- ние детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвя- тить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершен- ными методами≫. В работе ≪ Психологический уход за ребенком≫ Уотсон наметил некоторые условия, которые помогут воспитать физически и психо- логически здоровых детей. Прежде всего речь идет о жестком режи- ме дня, о наличии специальной комнаты для ребенка, в которой его можно было бы оградить от воздействия неподходящих стимулов, а также о дозированности в проявлениях нежности и любви по отно- шению к ребенку (дабы избежать позиции снисходительности у взрослого и ощущения вседозволенности у детей). Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной, строго заданной моде- ли поведения у всех людей. Он говорил, что из дюжины нормаль- ных, здоровых младенцев при направленной организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением, или каждого сделать специа- листом в отдельной области — врачом, торговцем или вором. Таблица 9 Бихевиоризм Дж. Уотсона Эсновной предмет исследования Методы исследования Эсновные понятия Внешне наблюдаемое, доступное наблюдению и из- мерению поведение человека Наблюдение, экспериментальное научение Поведение, безусловная реакция, безусловный сти- мул, обусловленный стимул, обусловленная реакция Основные идеи Фокус анализаперемещен с гипотетических внутрен- них причин на влияние внешнего окружения. Зави- симость поведения от воздействия внешних, социаль- ных факторов-стимулов: базовая схема ≪ стимул — реакция≫. Огромная роль научения, прошлого опы- та: научение=развитие Факторы развития Ценное Направления критики Социальный фактор, научение Оптимизм в отношении возможностей обучения че- ловека, привлечение внимания к условиям среды — Принципиальный отказ и полное игнорирование внутренних (психологических) факторов поведения — Игнорирование специфики собственно человече- ского развития, поиск общих закономерностей пове- дения всех живых организмов — Механистичность представлений о человеке — Пассивный характер обучения — человек как ≪ объект≫ воздействия — Невозможность объяснить формирование действи- тельно нового поведения Центральный вывод классического бихевиоризма состоит в сле- дующем: развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения. Главное внимание в иссле- дованиях детского развития уделялось изучениюусловий, способст- вующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями. Среда рассматривалась как непосредственное физическое окружение ре- бенка, как обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций; ситуации состоят из наборов различных стимулов, кото- рые, в свою очередь, могут и должны быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия (наборы стиму- лов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития. Механизм классического обусловливания до настоящего време- ни считается одним из основных в психическом развитии человека, но действие его ограничено лишь некоторыми, не самыми сложны- ми формами поведения. Классическое обусловливание приводит к формированию респондентного поведения, т.е. к образо- ванию характерных ответных реакций на известный стимул, всегда предшествующий во времени (например, укол иголкой — отдерги- вание руки). Слабость позиции Уотсона в том, что при классическом обу- словливании происходит связывание уже имеющихся в репертуаре индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам, требующим активности самого человека (таким, как речь, решение математических задач или игра на музыкальном инструменте), объ- яснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруд- нительно. Выяснение вопроса о том, как же возникают совершенно новые для индивида формы поведения, потребовало разработки новых моделей научения.
|