Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория рекапитуляции С. Холла
Однако в свое время принцип рекапитуляции оказал значитель- ное влияние на идею развития в психологии1. Под ее влиянием аме- риканский ученый С. Холл (1844—1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве. Холл занялся изучением детской психики, отвечая на общест- венный запрос по реорганизации школы и системы воспитания в США. Для этого он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей-подростков. Уче- ного интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ран- ние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он так- же анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. На ос- новании всех этих материалов он попытался ≪ реконструировать≫ целостную картину психической жизни детей разных возрастов, использовав упомянутый выше принцип рекапитуляции. Холл об- наружил черты сходства в развитии конкретного ребенка и в развитии человечества в прошлые эпохи (в социогенезе). Игры детей онистолковывал как атавизм, остаточное явление, ожива- ние прошлого в настоящем. Так, игры с песком — это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду перво- начального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5—12 лет напоминали Холлу охотничьи инстинкты первобытных 1 См.: Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая со- ветская энциклопедия. М., 1936. Т. 6. С. 275 — 279. 38 Раздел второй. Историческое становление возрастной психологии людей; игры подростков соотносились им с воспроизведением об- раза жизни индейских племен, стадией обмена. По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены форм поведения. Отсюда был сделан закономерный вывод для пе- дагогической практики: поскольку отменить врожденные предрас- положения невозможно, нужно создать условия, чтобы ребенок без задержек прошел от анимистической стадии до стадии, соответст- вующей развитию современного человечества, и ≪ изжил≫ все пере- житки прошлого. Этот переход от одной стадии детства к другой по- могают осуществить игры характерного, заданного рекапитуляцией, содержания. Так биогенетические представления стали теорети- ческой основой скаутинга как системы воспитания детей и под- ростков. С. Холлу принадлежит идея создания педологии — специ- альной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ре- бенка из других научных областей (педагогики, медицины, биоло- гии, социологии и т.д.) Педология активно развивалась в течение нескольких десятилетий, ориентируясь на практические нужды сис- темы образования. Таблица 3 Теория рекапитуляции С. Холла Основной предмет исследования Поиск закономерностей психического развития ребенка Методы исследования Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобыт- ных людей, анализ игр, страхов Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит со- циогенез человечества; выделены периоды (этапы) сме- ны форм поведения детей в генетически заданной по- следовательности Факторы развития ] Биологический фактор, созревание инстинктов Направления критики Близость метода исследования к интроспекции, поверх- ностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека — первая став- шая известной теория психического развития в детстве Глава III. Возникновение возрастной психологии... 39 Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отно- шения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного че- ловека. Однако теория С. Холла стала первой широко известной кон- цепцией детского развития, пробудившей интерес и у других иссле- дователей1. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что меж- ду историческим, социальным и индивидуальным развитием чело- века существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
|