![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историческое развитие понимания предмета психологии развития и возрастной психологии.Стр 1 из 61Следующая ⇒
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изу- чающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси- хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю- дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно- сти приобретения людьми опыта и знаний1. В центре внимания — ≪ различные формы психической организации, типичные для от- дельных периодов жизненного пути человека≫ 2. Возрастная психо- логия ставит своей задачей исследование целостного психического развития ≪ на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти≫, сверхзадача — изучение ≪ изменяющегося, развивающе- гося индивида в изменяющемся мире≫ 3. Предмет возрастной психологии — возрастные периоды раз- вития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе- риода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие р а з д е л ы в о з р а с т н о й п с и х о л о - гии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь- ная психология, психология младшего школьника, психология под- 12 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития... ростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос- тается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем ≪ Введении в дет- скую психологию≫ определил ее предмет как изучение процесса ста- новления ≪ субъекта многообразной человеческой деятельности≫ из беспомощного новорожденного1. На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в каче- стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна- ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера ≪ Душа ребенка≫ считается отправной точкой систематических на- учных исследований психического развития в детстве. На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, чтоследует изучать) неодно- кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования2. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон- кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во- просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во- прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради- ция изучения детей). В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихе- виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак- торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник- нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето- дам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс - культурного исследования, эксперимен- тально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др. В отечественной психологии основные задачи детской возраст- ной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе ≪ Проблема возраста≫ он указал на необходимость изуче- ния особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии.
3. Современные представления о предмете психологии развития и возрастной психологии. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других сис- темах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из ос- новных принципов возрастной физиологии — принцип гетеро- хронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологиче- ские возможности данного возраста. Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для пси- хологии и педагогики1: — тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; — необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможн — обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие); — неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных из- менений); — зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья); — переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в ка- честве одного из иерархических уровней новой системы); — тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции). Различают несколько видов психического развития: филогенети- ческое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических струк- тур в течение жизни отдельного индивида. . В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в тече- ние которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения). Ф у н кци о н а л г ен ез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение ново- го уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действия- ми, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов чело- века. Различают также н о р м а т и в н о е психическое развитие и ин - дивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста ха- рактере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, лично- стного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативно- стью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей. Важнейшее понятие психологии развития — п с и х о л о г и ч е - с к и й в о з р а с т. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологиче- ски и символически фиксированная. В зависимости от метода пе- риодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психоло- гические возрасты.
|