![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна
Основной предмет Развитие психики исследования Методы исследования I Наблюдения Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш- ления, речи и других сторон психики ребенка Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды Ценное Направления критики Принцип целостности личности. Взаимодействие, взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз- вития Акцент на наследственности, а среда как внешний фактор, проявляющий уже изначально данное См.: Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922. 54 Раздел второй. Историческое становление возрастной психологии Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значениедля развития, так как именно отрица- тельные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Та- ким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой ок- ружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех де- тей определенного возраста нормативность, но и нормативность ин- дивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важ- нейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения. Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систе- матическое наблюдение за процессом формирования речи. Резуль- таты этой работы нашли отражение в книге Штерна ≪ Язык детей≫ (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые норма- тивы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внима- ние на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком ≪ значения≫ слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил ос- новные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению. Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской психологии (исследование когнитивных процессов, изучение разви- тия эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды мно- гих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.
|