Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические и практические задачи возрастной психологии
Теоретические задачи возрастной психологии: — изучение движущих сил, источников и механизмов психиче- ского развития на всем протяжении жизненного пути человека; — периодизация психического развития в онтогенезе; — изучение возрастных особенностей и закономерностей проте- кания (возникновения, становления, изменения, совершенствова- ния, деградации, компенсации) психических процессов (воспри- ятия, памяти, внимания и др.); — установление возрастных возможностей, особенностей, зако- номерностей осуществления различных видов деятельности, усвое- ния знаний; — исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях. Значение возрастной психологии весомо и в теоретиче- ском плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами воз- растной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пони- манию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда- ния ≪ новой≫ психологии, подчеркивая, что ≪ единственно правиль- ный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому≫ 2. Путь преобразования психологии — ≪ из описательной и отрывоч- ной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обоб- щающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста≫. Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о норма- тивном развитии здорового ребенка, о типических возрастных про- блемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя. Практические задачи возрастной психологии: — определение возрастных норм психических функций, выявле- ние психологических ресурсов и творческого потенциала человека; — создание службы систематического контроля за ходом психи- ческого развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях; — возрастная и клиническая диагностика; — выполнениефункции психологического сопровождения, по- мощи в кризисные периоды жизни человека; — наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированно- го на людей среднего и пожилого возраста).
|