Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические основания для взимания платы за пользование автодорогами






Ряд предпринимаемых усилий по всему миру, направленный на борьбу с дорожными заторами (пробками), указывает на то, что решение проблемы с дорожными заторами возможно при применении правильного ценообразования на такой дефицитный ресурс как дороги и дорожные магистрали. Сложной задачей является сбалансированная установка цен таким образом, чтобы привести к равновесию между собой Спрос и Предложение на дорожную инфраструктуру. Данный экономический принцип уже давно применяется в предложении пищи, которую мы едим, жилья, в котором мы живем, одежды, которую мы носим, а так же в большинстве товаров и услуг, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни. Препятствием в области наложения платы за пользование дорог являются трудности с определением стоимости использования дорожного пространства.

Однако, представьте себе, если бы цены, например, на продовольствие устанавли-вались тем же способом, что и в случае определения платы за пользование дорогами. Использовался бы общий налог на продовольствие, который собирался бы государством и направлялся на закупку продовольствия у фермеров и оптовиков (для супермаркетов), которые, в свою очередь, хранили бы продовольствие бесплатно. Продовольст-вие распределялось бы согласно следующему принципу: «первым пришел – первым обслужили», что привело бы к дефициту и убыткам. Выстраивались бы длинные очереди за поставщиками продовольствия, не говоря уже о политическом давлении на прави-тельство, с целью увеличить программу финансирования закупок продовольст-вия из - за пустых полок и очередей. [25]

И хотя налоги на топливо могут показаться платой за пользование дорогами, фактически они не являются таковыми; они являются налогами на водителей транспортных средств, что в корне отличается от платы за пользование дорогами. С экономической точки зрения эти платежи являются налогами, хотя политики их могут называть платежами. Налоги отличаются от платежей за пользование авто-дорогами тем, что они напрямую не связаны с тем, на обслуживание каких дорог они направляютcя, и каким образом они используются.

Дорожно-транспортная инфраструктура относится, по определению экономистов, к «скоропортящимся» благам. Если существующим дорожным ресурсом не воспользовались в течение определенного времени, то его невозможно «законсер-вировать» и сохранить его для пользования в будущем. С другой сторо-ны, обеспечение дополнительного дорож-ного ресурса (расширение существующих пропускных мощностей) в периоды перегрузок и дорожных заторов является крайне дорогостоящим – приобретение прав на прокладку трассы/магистрали, получение различных, включая экологические, разрешений, плюс огром-ные затраты на строительство. Для эффективного использования транспорт-ной инфраструктуры или для получения максимальной пользы от ее использова-ния следует применить принцип предельных издержек в ценообразо-вании. (marginal costs)

Экономисты рассматривают эту проблему с позиции максимизации полезности путем применения правильного ценообразования, – устанавливая цены на уровне предельных социальных издержек. [26] Джоржина Сантос из Департамента прикладной экономики Кэмбриджского Университета формулирует это следующим образом: «размер эффективной платы равняется внешним издержкам вмененным водителям транспортных средств, или разнице между предельными социальными издержками (ПСИ) и средними частными издержками (СЧИ). Это стандартная экономическая теория...» [27]

Это и есть наиболее логичный подход к управлению трафиком. Ничто так не причиняет ущерб дорожному движению как разрушительные бесконечные остановки и начала движения. Таким образом, одним из наиболее эффективных форм управления дорожным движением является цена за использование дорог, покрывающая предельные издержки, и тем самым, предотвращающая перегрузки и нанесение вреда дорожному движению.

Стоимость дорожного пространства разнится по месту и времени суток. Департамент Оценки Транспорта США рассчитал, что типичная поездка в час пик по средней обычной американской столичной платной зоне стоит автолюбителям 18 центов / км (30 центов / миля).

Поездка по бесплатным дорогам стоит всего один цент / км (два цента / миля) для путешествия во вне пиковое время, когда только есть переменные затраты. [28] Дорожный сбор современной магистрали за пользование составляет 18 центов /км в густонаселенных городских условиях, что отражает стоимость дорожного пространства в данное время, тогда как расходы на поездку в другое время и место, при свободном дорожном движении, будет гораздо ниже.[29]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал