Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Борьба с коррупцией в Казахстане.
Коррупционные преступления — это совокупность общественно опасных деяний, основным (или одним из основных) объектом которых являются общественные отношения, обеспечивающие авторитет государственной службы, законную деятельность государственного или общественного аппарата, совершенных лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, из корыстной или иной личной заинтересованности и ответственность за которые предусмотрена соответствующими статьями УК РК. Список рекомендуемой литературы: 15 Лекция №14. Тема: Основы экологического и земельного права Республики Казахстан. 1.Общие положения экологического права. 2.Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов. 3.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 4.Основы земельного права. 1. Общие положения экологического права. Экологическое право – самостоятельная отрасль казахстанского права, которая призвана изучать направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Предметом экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы. Эколого-правовой метод регулирования проявляется через императивный и диспозитивный подходы к установлению обязанностей и правового статуса субъектов права. Система экологического права включает в себя Общую и Особенную части. Источники экологического права. Конституция Республики Казахстан и Гражданский кодекс Республики Казахстан; Экологический кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения»; Лесной кодекс Республики Казахстан; Водный кодекс Республики Казахстан; Земельный кодекс Республики Казахстан Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы. Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются: 1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан; 2) обеспечение экологической безопасности; 3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений; 4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов; 5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах; 6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан; 7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде; 8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду; 9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду; 10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды и т.д. 2. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в Государственное регулирование в области охраны окружающей среды включает в себя: 1) лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды; 2) экологическое нормирование; 3) техническое регулирование в области охраны окружающей среды; 4) государственную экологическую экспертизу; 5) выдачу экологических разрешений и т.д. Государственное управление в области использования природных ресурсов включает в себя: 1) государственное планирование в области использования природных ресурсов; 2) государственный контроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов; 3) выдачу лицензий, разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природными ресурсами; 4) организацию восстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий и т.д. Объекты охраны окружающей среды. Охране от уничтожения, деградации, повреждения, загрязнения и иного вредного воздействия подлежат земля, недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир, генофонд живых организмов; естественные экологические системы, климат и озоновый слой Земли. Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории и объекты государственного природно-заповедного фонда. К видам природопользования относятся: 1) землепользование; 2) водопользование; 3) лесопользование; 4) недропользование; 5) пользование животным миром; 6) пользование растительным миром; 7) эмиссии в окружающую среду; 8) иные виды природопользования. Природопользователями могут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся на территории Республики Казахстан. Природопользователи могут быть: 1) постоянными (право природопользования носит бессрочный характер) и временными (право природопользования ограничено определенным сроком); 2) первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус). Право специального природопользования возникает на основании: 1) лицензий и (или) разрешений на использование и изъятие природных ресурсов и осуществление отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды; 2) решений Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов о предоставлении природных ресурсов в природопользование в порядке, установленном законами Республики Казахстан; 3) договоров (контрактов) на природопользование. Осуществление права специального природопользования природопользователями, осуществляющими эмиссии в окружающую среду, допускается при наличии экологических разрешений. Право пользования природными ресурсами предоставляется физическим и (или) юридическим лицам. 3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения – отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившими экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего взыскания. К видам экологических правонарушений относятся: 1) нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, влекущие имущественную ответственность; 2) административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов; 3) экологические преступления. Согласно ст. 321 Эклогического кодекса РК, возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие: 1) уничтожения и повреждения природных ресурсов; 2) самовольного и нерационального использования природных ресурсов; 3) самовольного загрязнения окружающей среды, в том числе аварийных, несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления; 4) сверхнормативного загрязнения окружающей среды. Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба имуществу физических и юридических лиц, государства лицами, совершившими экологические правонарушения, производится добровольно или по решению суда в соответствии с ГК РК. Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным, иных расходов и потерь. Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится добровольно или по решению суда на основании экономической оценки ущерба, порядок проведения которой определяется в соответствии с Экологическим кодексом РК Физические и юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Моральный вред, причиненный в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. 4. Основы земельного права. Земельное право Республики Казахстан – это комплексная отрасль права, регулирующая общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с её использованием и охраной, управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за определенными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю. Предметом земельно-правового регулирования являются не всякие отношения по поводу земли, а лишь те, которые имеют определенное экономическое содержание. В этих отношениях земля выступает объектом собственности и пользования, служит всеобщим территориальным пространственным базисом производственно-хозяйственной, социальной деятельности, а в сельском и лесном хозяйстве главным средством и условием производства. Система земельного права состоит из Общей и Особенной части. Метод земельного права выражает сочетание юридических приёмов и способов воздействия на эти общественные отношения – юридический режим земельно-правового регулирования. В земельном праве существует два метода регулирования: императивный и диспозитивный. Система принципов земельного права составляют: принцип собственности на землю; принцип равенства и равной защиты государственной и частной собственности в сфере земельных отношений; принцип предоставления и использования земель на праве землепользования; принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равной защиты прав субъектов земельных правоотношений; принцип комплексности использования земель; принцип государственного управления земельным фондом; принцип судебной защиты земельных прав; принцип целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории РК; принцип сохранения земли как природного объекта, основы жизни, деятельности народа РК; принцип рационального использования земель; принцип целевого использования земель; принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения; принцип государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; принцип предотвращения ущерба земле; принцип устранения последствий ущерба земле; принцип плотности использования земли; принцип устойчивости земельных прав; принцип доступности информации о состоянии земель. Государственное регулирование земельных отношений. Государственное управление земельным фондом представляет собой важнейшее направление в системе государственного управления, выступает необходимым организационным условием обеспечения рациональности использования и эффективности охраны земель. К основным функциям государственного управления земельным фондом относится: осуществление земельного мониторинга; весенние землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; определение функционально-целевой структуры земельного фонда; планирование использования и охраны земель; распоряжение земельным фондом; контроль за использованием и охраной земель; обеспечение исполнения земельного законодательства. К основным органам государственного управления специальной компетенции относятся: Агентство РК по управлению земельными ресурсами, органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, включающее специализированные природоресурсные и экологические ведомства – Комитет охраны окружающей среды, Комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, комитет по водным ресурсам, Министерство сельского хозяйства РК. Их деятельность распространяется на всю территорию страны и охватывает различные аспекты регулирования отношений по поводу всего земельного Список рекомендуемой литературы: 13 Лекция №15. Тема: Процессуальное право Республики Казахстан. 1.Понятие процессуального права. Правоохранительные органы. 2.Основы гражданского процессуального права 3.Основы уголовного процессуального права 1. Понятие процессуального права. Право-охранительные органы. Процессуальное право – совокупность правовых норм, регламентирующих порядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компетентных государственных органов о должностных лицах, направленной на реализацию норм различных отраслей материального права. Судебная власть — это применяемые в сфере уголовного, гражданского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном праве. Назначение судебной власти — это зашита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК. Правосудие - вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений. Судебная система Республики состоит из трех звеньев и четырех инстанций. Звеном судебной системы называется совокупность судов с равными полномочиями. В судебную систему РК входят Верховный Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (городские), а также военные суды. Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы рассмотрения дел. В Казахстане функционирует четырехинстанционная судебная система: 1) суды первой инстанции; 2) апелляционной; 3) кассационной; 4) надзорной инстанций. Органы прокуратуры. В соответствии со ст. 83 Конституции РК и Законом РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 «Прокуратура РК — подотчетный Президенту РК государственный орган, осуществляющий высший надзор заточным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства» (п. 1 ст. 1 Закона). Далее в п. 2 ст. 2 Закона определяется, что «прокуратура РК осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений». Генеральную прокуратуру РК возглавляет Генеральный прокурор, который, согласно ст. 10 Закона, назначается на должность Президентом РК с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Президентом РК. Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и установлению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам РК. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование (ст.83 Конституции РК). Органы внутренних дел Республики Казахстан. Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г., органы внутренних дел РК являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством РК дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция МВД, имеющие статус воинского формирования. Комитет национальной безопасности Республики Казахстан. Закон РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. № 2710 в ст. 1 определяет назначение органов национальной безопасности РК: «Органы национальной безопасности Республики, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, - специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности РК и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны». Министерство юстиции Республики Казахстан. Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции РК. В ст. 1 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. отмечается, что «органы юстиции РК (в дальнейшем — органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций». Органы налоговой и таможенной службы Республики Казахстан. В соответствии с Указом Президента РК «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в РК» от 22 января 2001 г. образовано Агентство финансовой полиции как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздненного Комитета налоговой полиции Министерства государственных доходов РК. На вышеуказанное агентство возложено выполнение задач по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности. Финансовая полиция Республики Казахстан. Согласно указанному постановлению Департамент финансовой полиции является ведомством, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и вытекающие из них иные функции. Департамент является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свою символику, печать с изображением государственного герба РК и своим наименованием на государственном языке, а также соответствующие расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях. Указом Президента РК от 23 декабря 2003 г. № 1255 финансовая полиция переименована в Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Агентству переданы функции и полномочия из девятого управления МВД РК, по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений. Таможенные органы. Таможенное дело в РК образуют порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей и налогов, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства осуществления таможенной политики. Таможенное дело регулируется Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г. № 401. Коллегия адвокатов и ее органы. Ст. 13 Конституции РК закрепляет право гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи. Реализует данное право Закон РК «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря 1997 г. Согласно ст. 2 Закона адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях зашиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов юридических лиц. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью. Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных законом. Нотариат. Правовой основой деятельности нотариата в РК является Закон РК «О нотариате» от 14 июля 1997 г. Согласно Закону нотариат в РК - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотренных законом (ст. 1 Закона). 2. Основы гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное право РК регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции, посредством императивно-диспозитивного метода. Понятие стадии процесса. Стадия процесса — часть (этап) судопроизводства, объединяющая определенный круг процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели. Гражданский процесс делится на следующие стадии: 1) производство в суде первой инстанции: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, рассмотрение и разрешение дела в судебном заседании — судебное разбирательство, завершающееся вынесением и оглашением решения (заочного решения) или заключительного определения; 2) производство в суде апелляционной инстанции (пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов и вторичное рассмотрение дела по существу вышестоящей инстанцией в результате реализации права на апелляционное обжалование и опротестование; 3) производство в суде кассационной инстанции (проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, в результате реализации права на кассационное обжалование и опротестование; 4) производство в порядке судебного надзора (пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, специально созданными судебно-надзорными органами); 5) производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; 6) исполнительное производство (исполнение в принудительном порядке судебных и иных актов органами исполнительного производства). Субъектный состав гражданских процессуальных правоотношений составляют: 1) главные правоотношения; 2) дополнительные правоотношения — это отношения четырех типов: а) суд - третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора о праве; б) суд - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований; в) суд - прокурор, вступивший в начатое дело; г) суд - государственный орган либо орган местного самоуправления, вступающие в процесс с целью дачи заключения по делу; 3) служебно-вспомогательные правоотношения. Стадии гражданского процесса. В основе критерия по стадиям гражданского процесса обычно выделяют отношения следующих типов: 1) суд первой инстанции — участники процесса; 2) суд апелляционной инстанции — участники процесса; 3) суд надзорной инстанции — участники процесса; 4) нижестоящий суд — вышестоящие суды. Субъектов гражданских процессуальных правоотношений делят на четыре группы: 1) лица, осуществляющие правосудие — суды (первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции; судьи, должностные лица суда (председательствующий в судебном заседании, председатель суда, председатель соответствующей коллегии суда, судебный исполнитель, судебный пристав, секретарь судебного заседания, секретарь суда); 2) лица, участвующие в деле и заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - прокурор; государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане, вступающие в процесс по основаниям, предусмотренным статьями 56 и 57 ГПК РК; 3) заявители и иные заинтересованные лица по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства (ст. 289 ГПК РК); 4) судебные представители - лица, содействующие осуществлению правосудия. Под процессуальным интересом следует понимать тот процессуальный результат рассмотрения и разрешения дела, наступление которого ожидает и добивается участник судопроизводства, вступая в процесс. Для обеих сторон процессуальный интерес связан с получением от суда решения, которым спор между сторонами будет разрешен. Юридические интересы сторон являются взаимоисключающими и противоположными, поскольку стороны находятся в состоянии спора о материальном праве и законном интересе. Спор о праве (спорное материальное правоотношение), субъекты которого и есть стороны в деле, является предметом судебного разбирательства. Суд, разрешая спор о праве между сторонами, выносит судебное решение либо процесс завершается вынесением определения о прекращении производства по делу в соответствии с волеизъявлением сторон (в связи с принятием отказа истца от иска либо с утверждением мирового соглашения). Таким образом, путем вынесения судебных актов определяется поведение (субъективные права и обязанности) бывших субъектов гражданско-правового спора. Поэтому только на стороны распространяются в полном объеме последствия вступившего в законную силу судебного решения. Стороны — это лица, по поводу субъективных прав и обязанностей которых осуществляется судебная деятельность, поэтому законом на них возлагается бремя судебных расходов (за исключением случаев освобождения от несения таких расходов). Согласно ст. 48 ГПК РК сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик. Третьи лица входят в состав лиц, участвующих в деле. Под третьими лицами в гражданском процессе понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают (либо привлекаются) в уже возбужденное в суде дело для защиты их собственных прав, свобод и законных интересов. Различный характер заинтересованности послужил основанием для закрепления в гражданском процессуальном законе двух форм или двух видов участия третьих лиц в гражданском процессе: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора (ст. 52 ГПК РК); третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора (ст. 53 ГПК РК). Гражданское процессуальное правоотношение имеет два объекта: общий и специальный. В гражданском процессуальном законодательстве указываются два вида представительства в суде: по поручению и законное представительство. В гражданском процессуальном праве принято делить процессуальные сроки на два вида: сроки, установленные законом; сроки, назначаемые судом. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с производством по делу. Мерами принуждения в гражданском процессе признаются: привод и удаление из зала судебного заседания. Подведомственность — это разделение труда между различными юрисдикционными органами. В зависимости от органов, к ведению которых отнесено рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров выделяют следующие виды подведомственности: судебную; административную; общественную. Подсудность — это предметное полномочие конкретного суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, подведомственных судам. Выделяют родовую подсудность и территориальную подсудность. Содержанием гражданского процессуального правового иска являются следующие элементы: предмет, основание и способ защиты права или законного интереса. В зависимости от способа защиты права все иски делятся на три вида: о присуждении (исполнительные); о признании (установительные); о прекращении или изменении правоотношений (преобразовательные). Иск в гражданском процессе. Иском в гражданском процессе называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора о праве. В иске следует различать три составные части (элементы иска): содержание; предмет; основание. Существуют две системы классификации исков: а) процессуально-правовая классификация, основанная на процессуально-правовом признаке; б) материально-правовая классификация, основанная на материально-правовом признаке. Процессуально-правовая классификация исков построена по содержанию иска, т.е. по виду требуемой истцом судебной защиты. Иски по этой классификации делятся на три вида: а) иски о присуждении; б) иски о признании; в) преобразовательные иски (иски об изменении или прекращении правоотношений). Классификация исков по материально-правовому признаку делится на: семейные, земельные, алиментные, трудовые, жилищные, из железнодорожных перевозок, из причинения вреда, из договора хранения и др. Судебное разбирательство гражданских дел. Подведомственность — это относимость круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации. В соответствии с этим различают виды подведомственности: судебную; административную (комитеты, комиссии, органы местного самоуправления); подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду, садовому товариществу и др.). Каждый из этих органов действует в пределах предоставленных ему законом (положением) полномочий, не вторгаясь в компетенцию других органов. Критериями, лежащими в основе разграничения подведомственности, являются: материально-правовая природа спорного правоотношения, из которого возник спор; субъективный состав спорного правоотношения. Например, третейский суд не может рассматривать споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Субъектами спора в третейском суде могут быть только граждане. Суд общей юрисдикции не может рассматривать вопросы, отнесенные законом на рассмотрение садовых товариществ, гаражных кооперативов. Судебная подведомственность гражданских дел — это относимость круга гражданских дел к разрешению суда. Согласно ст. 24 ГПК РК суды рассматривают следующие категории гражданских дел: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; об оспаривании акта, принятого государственным органом или его должностным лицом, ущемляющим права и свободы граждан, или наложение на гражданина какой-либо обязанности или привлечение его к ответственности; дела особого производства, круг которых точно определен законом (гл. гл. 30-39 ГПК РК). По субъектному составу судам подведомственны дела, где заинтересованными лицами в деле являются: граждане и юридические лица; лица без гражданства; иностранные лица (граждане и организации), организации с иностранным участием; международные организации. Дела с участием международных организаций суд рассматривает в случае, если иное не предусмотрено международным договором или соглашением сторон. Судам могут быть подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции. При затруднительности определения подведомственности необходимо обратиться к закону, регулирующему эту сферу общественных отношений. Каждый из принимаемых законов указывает на способы разрешения споров при его применении. 3. Основы уголовного процессуального права. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан – это совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам. Уголовный процесс – это осуществляемая в установленных законом и иными правовыми актами пределах и порядке деятельность (система действий) наделенных соответствующими полномочиями государственных органов по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, установлению лиц виновных в их совершении, и назначению им мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней. Непосредственными задачами уголовного процесса являются: § быстрое и полное раскрытие преступлений; § изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших; § справедливое разбирательство; § правильное применение уголовного закона. Общесоциальными задачами уголовного процесса являются: § защита личности, её прав и свобод; § общества, его материальных и культурных ценностей; § государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Внутренней формой уголовно-процессуальной деятельности являются уголовно-процессуальные отношения. Внешней формой уголовного процесса служит уголовно-процессуальный порядок. Согласно ст. 7 УПК РК уголовное преследование - это процессуальная деятельность, направленная стороной обвинения на раскрытие преступления, устанавливающие факты преступления, виновность лица его совершившее, а так же применение к нему наказания. Уголовное преследование осуществляется следующими лицами: прокурором, следователем и органом дознания. Суд, как государственный орган не является органом, осуществляющим функцию уголовного преследования. Согласно ст. 32 УПК РК уголовное преследование осуществляется в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления в частном, в частно-публичном и публичном порядке. Дела частного порядка возбуждаются только по жалобе потерпевшего и прекращаются в связи с применением потерпевшего и обвиняемого. Дела частно-публичного характера возбуждаются только по жалобе потерпевшего и могут быть прекращены с резким применением потерпевшего и обвиняемого. Дела публичного характера - по данному порядку сюда относятся тяжкие преступления, возбуждаются независимо от подачи жалобы потерпевшего. При этом публичный порядок предполагает возбуждение уголовного дела, раскрытие преступления и судебное разбирательство. Участники уголовного процесса - это все физические и юридические лица, имеющие то или иное отношение к уголовному делу, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные УПК РК. Классификация участников уголовного процесса в современном законодательстве четко не определена, но в большинстве случаев участники УП классифицируются исходя из функций, выполняемых ими в уголовном процессе. В разрезе уголовно-процессуальных функций различаются следующие участники судопроизводства: 1) функция рассмотрения и разрешения уголовного дела – суд, судья (в отдельных случаях – следователь, прокурор); 2) функция уголовного преследования - прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель; 3) функция расследования – следователь, дознаватель; 4) функция обвинения – обвинитель (прокурор, поддерживающий государственное обвинение, в ряде случаев сам потерпевший); 5) функция прокурорского надзора – прокурор; 6) функция защиты - подозреваемый, обвиняемый, защитник. Исходя из данного соотношения функций и лиц, их осуществляющих, можно выделить 3 группы участников процесса: 1) государственные органы и должностные лица, участвующие в уголовном процессе; 2) участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы; 3) иные лица, участвующие в процессе. При этом 1-я группа подразделяется на две подгруппы: 1) суд; 2) государственные органы и должностные лица, осуществляющие функцию уголовного преследования. Государственные органы и должностные лица, участвующие в уголовном процессе действует в уголовном процессе в интересах государства. Её деятельность направлена на защиту прав граждан, государственного строя, государственной и частной собственности, общественного порядка от преступных посягательств. Для выполнения возложенных на данные органы задач закон наделил их властными полномочиями, использование которых при наличии оснований является их обязанностью. Цели и задачи органов государства едины. Однако это не означает тождество их правового статуса. Суд, как орган государственной власти, осуществляющий правосудие, является главным субъектом процессуальной деятельности. В соответствии со ст.75, 77 Конституции РК правосудие осуществляется только судом, и признать лицо виновным в совершении преступления вправе только суд. Прокурор – должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В досудебном производстве прокурор сохраняет положение «хозяина» процесса. На него возлагается функция надзора, которая распространяется на деятельность органов дознания и предварительного следствия, но не затрагивает суд, а равно деятельность защитника. При выполнении функции уголовного преследования прокурор должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью. Прокурор единственный орган, участвующий на протяжении всего производства по делу. В судебных стадиях процесса, прокурор лишен властно-распорядительных полномочий, поддерживает перед судом государственное обвинение, что определяет его статус – равный с другими участниками судебного разбирательства в исследовании доказательств, их представлении и заявлении ходатайств. Согласно ст. 63 УПК РК начальник следственного отдела – начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах компетенции. Процессуальное руководство следствием практически совпадает с полномочиями прокурора, в то же время его полномочия меньше по объёму и отличаются по характеру: 1) он не вправе отменить постановление следователя; 2) наделён служебно-организационными полномочиями в отношении подчинённых следователей; 3) не участвует в судебном разбирательстве по уголовным делам. 1) Следователь – выполняет не только функцию уголовного преследования; он обязан полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, обоснованно применить меры принуждения, обеспечить права участников и в некоторых случаях разрешить дело путём его прекращения. Следователь – достаточно самостоятельная фигура в уголовном процессе. В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями. Дознаватель – должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах компетенции. По своим полномочиям дознаватель близок к следователю, но менее процессуально самостоятелен, поскольку все указания прокурора и начальника органа дознания для него обязательны. Дознаватель наделён правом осуществлять процессуальную деятельность и оперативно-розыскную деятельность, а следователь только процессуальную деятельность, а оперативно-розыскную – нет. Органы дознания обязаны выполнять поручения следователя. Подозреваемый, обвиняемый, защитник, гражданский ответчик и его представитель являются участниками уголовного судопроизводства, и выполняют функцию защиты, выступают в качестве стороны защиты Потерпевший - это физическое или юридическое лицо, признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу непосредственно причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело. Лицо признается потерпевшим с момента вынесения постановлений. Потерпевший выполняет функцию уголовного преследования и поддерживает дополнительное обвинение по отношению к государственному. Частный обвинитель - это лицо, подавшее жалобу в суд по делу частного обвинения и поддержание обвинения, и поддерживающее обвинение в суде, а так же это потерпевший по делам частно-публичного и публичного обвинения, самостоятельно поддерживающий обвинение в суде в случае отказа государственного обвинителя от обвинения. Частный обвинитель сам распоряжается обвинением, поэтому обладает некоторыми аналогичными правами из тех, которыми пользуется государственный обвинитель, и в отношении него не применяются многие меры пресечения. Гражданский истец - тот, кто одновременно отвечает двум условиям: 1) предъявление требования о возмещении имущественного вреда; 2) признан таковым определением суда или постановлением судьи, прокурора, следователя, дознавателя при наличии оснований полагать, что данный вред ему причинен непосредственно преступлением. Свидетель - это лицо, которому могут быть известны какие–либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения дела, и которое вызвано для дачи показаний. Понятой – лицо, привлеченное органом, ведущим уголовный процесс, для удостоверения факта производства следственного действия, его хода, результатов (не менее 2, должны быть незаинтересованными, способные полно и адекватно воспринимать происходящие в их присутствии действия). За отказ или уклонение от явки или от выполнения своих обязанностей без уважительных причин понятой несет административную ответственность. Эксперт – лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное дознавателем, следователем или судом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в деле сторонами или судом для: 1) содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов в ходе следственных действий; 2) применение технических средств в исследовании материалов дела; 3) постановки вопросов эксперту; 4) разъяснение вопросов, входящих в компетенцию. Переводчик – незаинтересованное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных действиях в случае, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники, либо потерпевший, гражданский истец, ответчик, представители, а также свидетель и иные участники процесса не владеют языком судопроизводства, а равно для перевода документов. Секретарь судебного заседания – незаинтересованный в уголовном деле государственный служащий, который ведет протокол заседания суда. Судебный пристав – должностное лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных решений. Доказательство - это законно полученные фактические данные, на основе которых в определенном законном порядке орган, ведущий уголовный процесс устанавливает наличие или отсутствие запрещенного уголовным законом деяния, совершение или несовершение этого деяния обвиняемым, виновность или невиновность обвиняемого, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. УПК РК устанавливает элементы допустимости доказательств. К ним относятся: надлежащий источник доказательств, надлежащий субъект, надлежащий вид способа собирания доказательств, законная процессуальная форма собирания доказательств. Классификация доказательств. 1) Личные и вещественные доказательства. 2) Первоначальные и производственные (в зависимости от того, получает ли информацию орган, ведущий судопроизводство из первоисточника или из вторых рук). 3) Обвинительные и оправдательные. 4) Прямые и косвенные. Виды источников доказательств. 1) показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля (ст.119 УПК РК); 2) заключение эксперта (ст.120); 3) вещественные доказательства (ст.127); 4) протокол и процессуальные действия (ст.122); 5) документы (ст.123). Меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным правом, решения и действия органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса, помимо их воли. Общие основания (условия) применения процессуального принуждения: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) наличие надлежащего субъекта применения, который состоит на соответствующей должности, принявший дело к своему производству и неподлежащий отводу; 3) надлежащий объект. Меры процессуального принуждения классифицируются по следующим основаниям: 1) по содержанию принуждения: меры физического и меры психического характера; 2) по процедуре применения: меры, применяемые в состязательном порядке (судом по ходатайству сторон), и меры, применяемые в розыскном порядке; 3) по основанию применения меры процессуального принуждения делятся на: - меры последующего характера; - меры превентивного характера. Последующие меры применяются, как санкция за процессуальное нарушение и как мера восстановительного характера. Превентивные меры предупреждают возможное в будущем нарушение. 4) по целям: меры процессуального принуждения делятся на 4 группы: 1) обеспечивающие получение доказательств; 2) обеспечивающие порядок в ходе производства по уголовному делу; 3) обеспечивающие гражданский иск или возможную конфискацию имущества; 4) обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого. Стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, придание суду, предварительное слушание дела, главное судебное разбирательство, апелляционное производство, исполнение судебных решений, производство в порядке надзора, возобновление производства по делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Список рекомендуемой литературы: 21 6. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ / ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ / СТУДИЙНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Тема «Основы теории государства» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Предмет, метод, система, функции курса «Основы права». 2. Основные подходы к пониманию государства, его сущность и признаки. Список рекомендуемой литературы: 1, 2, 6, 7, 8, 9 Занятие 2. Тема «Основы теории государства» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Форма государства. 2. Правовое государство. Список рекомендуемой литературы: 1, 2, 6, 7, 8, 9 Занятие 3. Тема «Основы теории права» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие, сущность, признаки, источники, система права. 2. Толкование и реализация права, правоприменение, правоотношение, законность, правопорядок. Список рекомендуемой литературы: 1, 2, 6, 7, 8, 9 Занятие 4. Тема «Основы теории права» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Правонарушение и юридическая ответственность. 2. Правовое сознание и правовая культура. Список рекомендуемой литературы: 1, 2, 6, 7, 8, 9 Занятие 5. Тема «Конституционное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие и предмет конституционного права Республики Казахстан 2. Конституция Республики Казахстан 3. Конституционные основы общественного строя Республики Казахстан Список рекомендуемой литературы: 3, 10, 12
Занятие 6. Тема «Конституционное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты. 2. Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы, избирательные органы Список рекомендуемой литературы: 3, 10, 12
Занятие 7. Тема «Административное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Сущность, предмет, источники и субъекты административного права. 2. Государственное управление: понятие, принципы, органы управления. Список рекомендуемой литературы: 5, 18, 19, 20, 21 Занятие 8. Тема «Административное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Административное правонарушение: понятие, состав. 2. Административная ответственность: понятие, основные признаки. Список рекомендуемой литературы: 5, 18, 19, 20, 21 Занятие 9. Тема «Гражданское право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Общая характеристика гражданского права. 2. Гражданские правоотношения. 3. Гражданско-правовая ответственность. Список рекомендуемой литературы: 4, 16, 17, Занятие 10. Тема «Семейное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Брак: понятие, условия вступления, порядок заключения. 2. Личные и имущественные права и обязанности супругов. 3. Права и обязанности родителей. 4. Права ребенка. 5. Алиментные отношения. 6. Опека и попечительство. Список рекомендуемой литературы: 1, 4
Занятие 11. Тема «Финансовое право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Основные понятия финансового права. 2. Бюджетное право Республики Казахстан. 3. Система и виды налогов в Республике Казахстан. Список рекомендуемой литературы: 14, 16, 17
Занятие 12. Тема «Трудовое право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Предмет, методы, система, принципы и источники трудового права. 2. Основания возникновения и прекращения трудовых правоотношений. 3. Трудовой договор. 4. Рабочее время. Время отдыха. Список рекомендуемой литературы: 11, 16, 17
Занятие 13. Тема «Уголовное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права. 2. Понятие, признаки и состав преступления. 3. Уголовная ответственность и её основания. 4. Понятие соучастия в преступлении. Виды соучастников. 5. Борьба с коррупцией в Казахстане Список рекомендуемой литературы: 15
Занятие 14. Тема «Уголовное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Общие положения экологического права. 2. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов. 3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. 4. Основы земельного права. Список рекомендуемой литературы: 13 Занятие 15. Тема «Процессуальное право Республики Казахстан» Формы проведения и используемые методы – устный опрос, тестирование, презентация. Вопросы для обсуждения. 1. Понятие процессуального права. Правоохранительные органы. 2. Основы гражданского процессуального права 3. Основы уголовного процессуального права Список рекомендуемой литературы: 21
|