Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мышление младшего школьника.
Особенности формирования понятий у младших школьников Мышление младшего школьника конкретно. Отвлеченные объяснения для него недоступны. Цель обучения: формирование научных понятий. Путь умственного развития от житейских знаний к знаниям научным. Сравнение прямоугольников 4х6 8х3 нельзя определить на глаз и путем наложения (образное и предметное мышление не годится).поэтому важно отвлечение от внешних свойств предметов, способность к абстрагированию. Важна другая существенная черта, уметь показать как внешние явления происходят из внутренних отношений предмета. Нельзя плестись в хвосте предметного и образного мышления, формировать теоретическое мышление и умственные действия анализ- синтез, мысленное планирование (думать про себя) Ребенок, поступая в школу, усваивает научные понятия постепенно, по мере овладения им системой школьных знаний и навыков. Каждое понятие, с которым встречается школьник в процессе обучения, заключает в себе определенное содержание. Для того чтобы овладеть содержанием понятия, школьнику нужно обладать определенными знаниями и соответствующим уровнем логического мышления. Развитие суждений и умозаключений Содержание и точность понятий раскрываются в суждениях и умозаключениях, выражаемых всегда в форме простого или сложного грамматического предложения. Суждение, как процесс мысли, есть утверждение или отрицание тех или иных сторон действительности. Суждения школьника развиваются от простых форм к сложным формам постепенно, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи. В более или менее заметной форме проблематические суждения выступают у школьников второго класса. В их суждениях отражается понимание возможности разных объяснений того или иного факта или действия. Второклассник не ограничивается одним категорическим утверждением, а допускает разные предположения. Однако, высказывая различные предположения, маленькие школьники не ставят своей задачей доказать, какое из них наиболее правильно, они еще не умеют обосновывать свои суждения. Процессы анализа и синтеза в мышлении младшего школьника В мыслительном процессе, на отдельных его этапах, анализ и синтез нередко меняются местами: на первый план выступает то анализ, то синтез. По сравнению с дошкольниками у младших школьников благодаря формированию анализа изменяется содержание мышления (ребенок может теперь выделять в предметах и явлениях существенные связи и отношения). При формировании у младших школьников планирования дети этого возраста начинают выделять существенные связи и отношения при оперировании не только реальными вещами, но и их образами. Перелом снижения интеллектуальной активности 2-3 класс, знания продолжают давать в наглядной форме, дети этим начинают тяготиться, возникает неудовлетворенность познавательных потребностей. Младший школьник имеет «внутреннюю позицию», он хочет быть «не хуже других», в том числе и в учебной деятельности. Это заставляет его прибегать к обходным путям защиты своей позиции. Вместо того чтобы учиться думать, он старается угадать, подогнать ответ, списать, так как уверен что решить задачу и получит ответ одно и тоже, отсюда интеллектуальная пассивность.
|