Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функция эмоциональных проявлений в ситуативно-личностном общении
У младенца ситуативно-личностное общение имеет в ceoeiu развитом виде облик „комплекса оживления", включающего в ка честве компонентов сосредоточение на взрослом, улыбку, вока лизации и общее двигательное возбуждение. Описанный комплекс выглядит как внешнее проявление удовольствия, радостных пере живаний, испытываемых ребенком (Божович, 1968). Какие же есть основания приписывать этой, по-видимому, чисто эмоционально) реактивности функцию социальной активности и толковать комп лекс оживления как форму коммуникативной деятельности мла денца?
Все психологи, изучавшие выражение положительных эмоций ' детей, приходят к единодушному мнению, лучше всего выражение му А. Баллоном в словах: „Улыбка-это жест, адресованньи другому человеку" (Баллон, 1956). Детальное онтогенетическом исследование положительных эмоциональных проявлений у дете свидетельствует о том, что они оформляются в течение первы месяцев жизни в ходе общения с окружающими людьми и под ег влиянием. Это относится к улыбке (Izard, 1971; Spitz, 1946 Кистяковская, 1970), смеху (Washburn, 1929), к экспрессивны! вокализациям (Brackbill, 1958; Ветрова, 1975), двигательном возбуждению с положительной эмоциональной окраской (Лис» на, 1974а). Эти факты позволили Эльконину (1960) утверждай что комплекс оживления выполняет функцию общения младенца окружающими взрослыми. Подробное экспериментальное изучени того, как возникает и развивается комплекс оживления в перво
полугодии жизни, убедило нас в том, что он служит свидетельством появления у ребенка простейшей формы взаимодействия с окру- жающими людьми. Входящие в состав комплекса оживления ком- поненты служат основой того, что ребенок начинает успешно выделять из окружающей среды взрослого человека (сосредоточе- ние), осуществлять мимическое (улыбка) и специфическое голосо- вое (предречевые вокализации) общение со взрослым человеком и активно привлекать взрослого к общению (двигательное возбужде- ние).
Но ведь дети радуются не только при воздействиях на них взрослого человека - им доставляют удовольствие чистый яркий цвет, движущаяся игрушка, мелодичные звуки. В ответ на перечис- ленные раздражители дети тоже замирают, улыбаются, гулят, при манипулировании игрушками они часто приходят в состояние интенсивного двигательного возбуждения. Можно ли считать такое поведение формой коммуникативной деятельности?
Поискам ответа на этот вопрос было посвящено эксперимен- тальное исследование сотрудницы нашей лаборатории Мещеряко- вой (1975). Она тщательно сравнивала поведение детей в двух раз- личных ситуациях: в ситуации общения со взрослым человеком и в ситуации игры ребенка с привлекательными предметами. Она ус- тановила, что свою радость от полученных воздействий младенцы первых месяцев жизни проявляли сходным образом. Однако в ситу- ации общения комплекс оживления появлялся раньше, был интен- сивнее, чем в ситуации манипулирования с игрушками, отличался большой гибкостью, изменчивостью при варьировании воздействий взрослого.
На основании полученных данных С. Ю. Мещерякова сделала вывод о том, что специальная функция комплекса оживления явля- ется генетически исходной и основной. Впоследствии же эта форма поведения становится привычным способом выражения детьми и всех остальных принятых переживаний, в том числе и вне рамок общения со взрослыми.
В более ранних публикациях мы именовали первую форму об- щения не ситуативно-личностной, а непосредственно-эмоциональ- ной; непосредственной потому, что общение здесь не опосредству- ется никакой иной общей деятельностью ребенка и взрослого;
эмоциональной потому, что она сводится к взаимному выражению эмоций, адресуемых ребенком и взрослым друг другу. В дальней- шем мы отказались от первоначального названия в целях более строгой классификации всех четырех выделяемых нами форм общения. Однако нет сомнения, что по своему существу генети- чески самая ранняя форма общения состоит в установлении у ребенка именно эмоциональных контактов с другими людьми. Такие эмоциональные связи и у старших детей, и у взрослых со- ставляют непременную часть тех уз, которые связывают участни- ков коммуникативной деятельности. В них проявляется наиболее генерализованная оценка одним партнером другого, эффективнее всего выражающаяся именно экспрессивно-мимическими средст- вами, характерными для ситуативно-личностного общения.
|