Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль взрослого партнера и предмета в ситуативно-деловом общении
Обратимся теперь ко второй генетической форме общения - ситуативно-деловой. При анализе поведения детей раннего воз- раста, для которых она типична, поражает резкое изменение в расстановке акцентов по сравнению с тем, что наблюдается у младенцев. Трехмесячный ребенок, например, весь поглощен взрослым; тот составляет для детей центр их мира, средоточие всех интересов. Очень ярко этот факт проявляется в ситуации, когда взрослый показывает ребенку игрушку. Если сначала ребе- нок видит только взрослого, а потом экспериментатор помещает между собою и лицом ребенка игрушку, то младенец несколько се- кунд не видит игрушку и продолжает глядеть с улыбкой на взрос- лого как бы сквозь предмет. Лишь потом он внезапно обнаруживает игрушку, но чаще всего и после этого не переключается на нее целиком, а попеременно сводит глазные оси то на игрушке, то на взрослом (Лисина, 1974в).
Но проходит полгода, и положение разительно меняется. Ребе- нок теперь поглощен предметами. Вот он смотрит на взрослого, который обращается к нему с разговорами. Взрослый показывает ему предмет - и у ребенка немедленно просыпается жадный интерес к игрушке. Предмет поставлен в отдалении; взрослый на- зывает его и требует, чтобы ребенок повторил нужное слово. Но нужно немало времени, чтобы ребенок, буквально завороженный игрушкой, прекратил бесплодные попытки дотянуться до нее и повернулся снова к взрослому, вслушался в его речь и понял, наконец, что от него требуют.
Столь же резко меняется отношение детей и к ласке взрослого. Младенец бесконечно радовался ей, с наивной открытостью глядя при этом в глаза взрослого. Ребенок раннего возраста испытывает в аналогичной ситуации смущение, беспокойство, он отводит взгляд в сторону и пытается переключить внимание взрослого с себя на что-либо другое. И лишь похвала, высказанная во взаимо- действии (опосредствованном предметом) со старшими, вызывает у детей бурную и открытую радость. Таким образом, в течение немногих месяцев совершаются удивительные перемены в отноше- ниях ребенка с окружающими людьми. От „чистого" общения, целиком поглощавшего младенца, ребенок раннего возраста пере- ходит к сотрудничеству, в котором элементы и эпизоды общения переплетены с предметным взаимодействием, подчинены ему и этим последним мотивируются.
Наши данные свидетельствуют, однако, о преемственности двух первых форм общения и о зависимости ситуативно-делового общения от столь непохожего на него общения ситуативно-личност- ного. Первая форма общения выступает не только ведущим видом деятельности в первом полугодии жизни (Давыдов, 1972; Маркова, 1974), она еще включает в себя и другие виды деятельности; по- знавательную, потому что взрослый - основной объект познания ребенка, и практическую, потому что младенец осуществляет все
свои связи с окружающим миром через посредство близких взро- слых (Выготский, 1932). В процессе ситуативно-личностного обще- ния для ребенка создаются условия, благоприятствующие озладе- нию хватанием (Фигурин, Денисова, 1949). В дальнейшем на этой основе формируется следующий вид ведущей деятельности де- тей - предметные действия-манипуляции.
Таким образом, предметные действия возникают в контексте общения детей со взрослыми. Но затем они приобретают относи- гельную независимость от коммуникативной деятельноси и имеют ; вою собственную линию развития, связанную с общением, но уже ^e слитую с ним. Между предметной и коммуникативной деятель- ностью складываются сложные отношения. В благоприятном слу- iae общение становится частью или аспектом манипулятивной деятельности; сотрудничество со взрослым, действенный пример и фактическая помощь старших помогают детям овладевать процес- : уальными играми, усваивать общественно-фиксированные спо- ; обы употребления простых бытовых предметов (посуда, одежда i пр.).
Однако возможны и неблагоприятные случаи, когда в силу яда обстоятельств ребенок остается в коммуникативной деятель- ости на уровне ситуативно-личностной ее формы, а деятельностьс редметами протекает у него без сотрудничества со взрослыми, аедине с самим собою. Такие факты были описаны в нашей лабо- атории. Две девочки провели на первом году жизни долгое время больнице и не получили опыта совместной со взрослыми пред- |етной деятельности. В начале второго года они умели мани- улировать с предметами, но при появлении взрослого стреми- ись к нему приласкаться, просились на руки, гладили, обнимали то, а протянутую им игрушку откладывали в сторону или быстро эряли. Деятельность с игрушками у них наблюдалась только в от- /тствии взрослого. Эти факты говорят о том, что сама по себе редметная деятельность не перестраивает общение - будучи эобходимой основой ситуативно-делового общения, она не явля- гся достаточной. Аналогично тому, как мы это видели в отношении гановления первичной потребности в общении, решающую роль в эеобразовании первой формы общения во вторую играют события, изворачивающиеся в сфере коммуникативной деятельности, а пенно опережающая инициатива взрослого, который начинает 1вать ребенку игрушки задолго до того, как тот научается их еватывать, и учит его правильно держать ложку и пить из чашки в > ру, когда малыш еще совсем неловко управляется с предме-
МИ.
В самом процессе организуемого взрослым сотрудничества •бенок впервые познает сладость похвалы, заслуженной уме- 1вм, ловкостью, и у него рождаются новые социальные мотивы - ! ловые мотивы общения, гораздо более сложные и продуктивные, м примитивные личностные мотивы младенца.
|