![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностное развитие. Как отмечал еще Л.С. Выготский, в семь лет у ребенка начинает появляться обобщенное отношение к себе
Как отмечал еще Л.С. Выготский, в семь лет у ребенка начинает появляться обобщенное отношение к себе. В то же время социальная ситуация развития младшего школьника отличается тем, что он входит сразу в две системы отношений, в которых его оценивают по разным критериям. В школе оценивается в первую очередь выполнение указаний учителя, успешность учебной деятельности, причем это одинаково ценится как взрослыми, так и сверстниками. Дома же его продолжают любить как ребенка, неповторимого, уникального члена семьи, но не могут не реагировать на его успехи или неудачи в школе. Успешность или неуспешность ребенка в учебной деятельности1 оказывает сильнейшее влияние не столько на его интеллектуальное,, сколько на личностное развитие. Дело в том, что недифференцированность самооценки младших школьников приводит к тому, что оценка учителем работы ученика воспринимается последним как глобальная оценка его личности и распространяется на все сферы жизни, а не только на учебную, вкладывается ситуация, при которой оценки, выставляемые ребенку учителем за конкретные задания, влияют на отношения к ребенку и сверстников, и близких. Поэтому успеваемость в младших классах оказывает огромное влияние на формирующуюся самооценку ребенка. Успешно справляющиеся с учебной работой дети пользуются симпатией учителя, вследствие чего к ним хорошо относятся одноклассники. У них не возникает дополнительных проблем с родителями. Успешные дети к окончанию начальной школы приобретают адекватную самооценку, сознание собственной компетентности, уверенность в своей способности преодолевать трудности и добиваться поставленной цели. Иногда при некритичном отношении к отличникам в школе и дома у них складывается неадекватно завышенное представление о себе, которое создает множество проблем и детям, и взрослым уже в подростковом возрасте. Такими же бывают последствия слишком легко достигаемого успеха в учебе. У неуспевающих и слабоуспевающих младших школьников ситуация оказывается менее благоприятной. Не пользуясь уважением учителя, они не могут рассчитывать и на признание со стороны сверстников. Обращаясь за эмоциональной поддержкой к семье, ребенок тоже не всегда получает именно то, что ему требуется. Одни родители стремятся активизировать учебную деятельность ребенка с помощью санкций (поощрений и наказаний). Это обычно не приводит к желаемому результату, так как начинающий учиться ребенок, как правило, не способен справиться с трудностями, а санкции могут поправить положение, только если он не хочет это сделать. Кроме того, увлекшись санкциями, родители создают дополнительное эмоциональное давление на ребенка, который теперь уже не только в школе, но и дома не находит эмоционального комфорта. В других случаях, стремясь обеспечить ребенку эмоциональный комфорт дома, родители становятся целиком на позицию ребенка, инфантильно обвиняя в неудачах своего чада неблагоприятное стечение обстоятельств, предвзятость учителя и т.п. Это тоже не приводит к преодолению трудностей в учении и к нормальному личностному развитию. Ребенок замыкается в кругу семьи, ограничиваются его контакты с социумом, а следовательно, и возможности дальнейшей адаптации к обществу. У плохо успевающих младших школьников чаще складываете) низкая и заниженная самооценка. Такие дети перестают стремиться к успеху, у них ослабевает мотивация к учению. Иногда дети начинают искать удовлетворения своих притязаний на признание другим путем или в других областях. Отрицательные психологические последствия этого очевидны: как известно, для большинства отклоняющихся подростков характерны низкая самооценка, неуверенность в собственной ценности. Таким образом, младший школьный возраст — это время первого в жизни современного ребенка включения его в серьезную социальную деятельность, в которой он обладает собственными правами и обязанностями. Ведущая деятельность — учебная — связана с овладением способами познания действительности, которые выработало человечество. Мышление младшего школьника из наглядно-образного становится словесно-логическим. Все познавательные процессы интеллектуализируются, превращаются в произвольные и опосредствованные, подконтрольные самому ребенку. В личностном плане начинается формирование обобщенной самооценки, складывается представление о себе, собственной компетентности или некомпетентности, своей способности добиваться поставленной цели.
Контрольные вопросы 1.В чем состоят особенности социальной ситуации развития младшего школьника? 2. Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению? 3. Каковы современные задачи начальной школы и предложенный Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым путь их решения? 4. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников? 5. Какова роль оценки в учебной деятельности и развитии личности младшего школьника? 6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка? * 7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах? (D Тестовые задания 1. Новообразованием является... A. Новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникли на данной возрастной ступени. Б. Своеобразное для каждого возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью. B. Целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций в данный возрастной период. Г. Совокупность новых, приобретенных ребенком именно на данном этапе навыков, знаний и умений. 2. Согласно Л.С. Выготскому... A. Обучение ведет за собой развитие. Б. Обучение и развитие тождественны: «ребенок развит настолько, насколько обучен, и обучен настолько, насколько развит». B. Обучение «плетется в хвосте у развития». Г. Обучение способно лишь расширить применение достигнутого ребенком уровня развития, но не может поднять этот уровень на следующую ступень. 3. Артифициализм чаще всего проявляется в... A. Дошкольном возрасте. Б. Младшем школьном возрасте. B. Подростковом возрасте. Г. Раннем детстве. 4. Какой вид мышления начинает развиваться у младших школьников? A. Наглядно-действенное. B. Абстрактно-логическое.
|