Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сложение и вычитание
Действия над числами, полученными от измерения величин, выполняются так же, как действия над многозначными числами, с той лишь разницей, что при числах должны быть записаны наименования единиц измерения. 1. Сначала рассматриваются те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими. 8 м+7 м 65 см+27 см 15 м—7 м 92 см-27 см 2. Затем рассматриваются действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами: а) заменить крупные меры мелкими, т. е. выразить компоненты 5 дм+4 см=? 5 дм=50 см, 50 см+4 см=54 см=5 дм 4 см. 5 м+75 см=5 м 75 см 50 к.+2 р.=2 р. 50 к. б) показать, что при сложении, например, двух полосок длиной со Аналогично объясняется и действие вычитания: 5 дм 4 см—4 см 7 р. 50 к.-7 р. 5 дм 4 см—5 дм 7 р. 50 к.-50 к. 8 м 67 см—5 м 8 р. 67 к.-38 к. Можно решать эти примеры устно путем рассуждений: если из 7 р. 50 к. вычесть 7 р., то останется только 50 к. Можно раздробить крупные меры в мелкие: 7 р. 50 к. = 750 к. 7 р.=700 к., 750 К.-700 к.=50 к. Можно решить примеры письменно с записью в столбик: 7 р. 50 к. 7 р. 00 к. 50 к. 7 р. 50 к. 0 р. 50 к. 7 р. 00 к. 750 к - 50 к. 700 к. Учащиеся, испытывающие особые трудности в обучении математике, должны выразить все числа в одной (одинаковой) мере, произвести вычисление в ответе, если нужно сделать снова преобразование, т. е. число, полученное в ответе, записать с двумя (одним) наименованиями величин. Решение этого вида примеров можно провести: а) устно путем рассуждений: рубли вычитаются из рублей, а б) с записью в столбик: 18 км 750 м 36 км 185 м 27 км 386 м " 15 км 190 м Целесообразно выбрать один прием решения и пользоваться только им, так как несколько приемов запутают умственно отсталых учащихся и в результате ни одним из них они не овладеют удовлетворительно. После этого рассматриваются случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в результате действий над которыми мелкие меры нужно выразить в более крупных. I. 1) 8 см+2 см=10 см = 1 дм 1 дм—3 см=7 см 2) 75 к.+25 к. = 100 к. = 1 р. 3) 560 м+440 м=1000 м=1 км Решение такого вида примеров проводится устно с записью в строчку или письменно с записью в столбик: 396 м + 604 м 1000 1 км 1 км-748 м=1000 м-748 м=252 м 1000 м - 748 м 252 м
II. 1) 5 см 8 мм+2 мм 3) 6 км 380 м+620 м
1-й способ решения.
8 р. 57 к. - 43 к. 8 р. 100 к. 9 р.
2-й способ решения (крупные меры заменяются мелкими). - 43 к. 900 к. 9 р. III. 1) 8 см-5 мм 2) 10 р. – 57 к. 3) 7 т – 185 кг
В данном случае, чтобы выполнить вычитание, надо занять одну крупную единицу измерения и заменить ее мелкими единицами. Решать эти примеры можно двумя способами: 1-й способ решения. Заметим, что в уменьшаемом 10 р. и нет копеек, занимаем 1 р., остается 9 р., 1 р. содержит 100 к., 100 к.—57 к. =43 к. В итоге получим 9 р. 43 к. 2-й способ решения. 1 р.= 100 к. __ 1000 к. 10 р. = 100 к.х10 57 к. 10 р. = 1000 к. 943 к. 9 р. 43 к Примеры этого вида необходимо решать с проверкой. Проверка. +9 р. 43 к. 57 к. 9 р. 100 к. 10 р. IV. 1) 5 дм 8 см+6 см=5 дм 14 см=6 дм 4 см 6 дм 4 см—8 см=? — 6 дм 4 см 8 см 5 дм 6 см 2) 4 м 75 см+96 см 14 км 350 м+180 м 3 м 40 см—85 см 10 км 350 м-780 м 1-й способ решения.
4 м 75 см 96 см 4 м 171 см 5 м 71 см 3 м 40 см 85 см 2 м 55 см
2-й способ решения. 14 км 350 м + 180 м 14 км 350 м=14 350 м 10 км 350 м-780 м 10 км 350 м=10 350 м
+ 14 350 м 180 м 14 530 м 14 км 530 м .10. -10 350 м 780 м 9 570 м 9 км 570 м V. 5 дм 8 см+1 дм 2 см=6 дм 10 см=7 дм 5 р. 85 к.+6 р. 15 к. 4 кг 425 г+7 кг 575 г 7 дм—1 дм 2 см 8 кг-5 кг 375 г 1-й способ решения: 4 кг 425 г+7 кг 575 г 4 кг 425г 7 кг 575 г 11 кг 1000 г 12 кг
8 кг 000 г -5 кг 375 г 2 кг 625 г 2-й способ решения: 5 р. 85 к.+б р. 15 к. 10 р.-7 р. 28 к. 585 к. 1000 к. + 615 к. - 728 к. 1200 к. 272 к. 12 р. 2р. 72 к.
VI. 1) 8 см 3 мм+7 см 9 мм 1) 17 см 3 мм+9 см 8 мм 2) 5 ц 48 кг+8 ц 76 кг 2) 15 ц 45 кг-7 ц 68 кг 3) 15 кг 420 г+9 кг 785 г 3) 24 кг 370 г-9 кг 625 г 1-й способ решения 15 кг 420 г 1370 + 9 кг 785 г 24 кг 370 г 24 кг 1205 г 9 кг 625 г 12 кг 205 г 14 кг 745 г 2-й способ решения
5 ц 48 кг + 8 ц 76 кг 15 ц 45 кг – 7 ц 68 кг 548 кг 1 545 кг +876 кг 768 кг 1424 кг777 кг 14 ц 24 кг 7 ц 77 кг
VII. Особые случаи сложения и вычитания К особым случаям сложения и вычитания мы относим сложение и вычитание чисел, в которых число единиц равно нулю. Для умственно отсталых школьников, как уже отмечалось, значительную трудность представляют сложение и вычитание чисел с нулями в середине. Характерной ошибкой является вписывание лишних нулей или пропуск их, например: 3 р. 5 к.=35 к., или 350 к., или 3005 к. Это приводит, например, к таким ошибкам:
7 м 8 см - 5р. 7к. - 4км75м 7 м 9 см3 р. 8 к.1 км 38 м 11 м 7 см 1 р. 9 к. 1 км 37 м Предупредить подобные ошибки можно, если в числа вместо пропущенных разрядов вписывать нули: 3 р. 05 к., 5 кг 075 г, 15 км 007 м, 3 кг 008 г, 1 кг 076 г. Решение подобных примеров может быть осуществлено одним из вышеуказанных способов, но с учетом наименований, их соотношений и необходимости предварительных преобразований или преобразований в ответе. |) # 1008 -3 кг.008 г 1 кг 076 г 1 кг 932 г 2) 3008 г - 1076 г 1932 г 1 кг 932 г Необходимо постоянно учить учеников перед выполнением действий анализировать числа, пример в целом и, только выбрав наиболее рациональный прием решения, приступать к выполнению задания. Чтобы учащиеся осознанно выполняли задания, необходимо предлагать им такие виды упражнений: самостоятельное составление примеров с числами, имеющими одинаковые единицы измерения, составление примеров, в компонентах которых единицы тех или иных разрядов равны нулю; выбор из ряда примеров и решение только тех примеров, в которых надо вставить нули, и др. Очень важно давать учащимся задания на сопоставление примеров, отличающихся соотношением мер, например: +5 дм 7 см 4 дм 8 см +5 м 7 см 4 м 8 см +5 км 7 м 4 км 8 м +5 км 75 см 4 км 48 см и т. д. +705 +7 р. 5 к. +75 +7 м 5 дм 4084 р. 8 к. 484 м 8 дм 1113 11 р. 13 к. 123 12 м 3 дм
Полезно поставить вопрос: почему ответы получились разные? Каким бы способом ни производились вычисления, учащиеся должны понимать, что сложение и вычитание чисел, выраженных в мерах длины, массы, стоимости и т. д., выполняются так же, как сложение и вычитание многозначных чисел.
|