Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Умножение и деление ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В школе VIII вида изучается только умножение и деление чисел, полученных от измерения величин (кроме времени) на отвлеченное число. Умножение и деление этих чисел необходимо сопоставлять с соответствующими действиями с отвлеченными числами. Последовательность и приемы выполнения действий: 1. Умножение и деление числа с одной единицей измерения без замены единиц измерения в произведении и в частном: 15 к.х5 375 кгх2 90 к.: 6 456 км: 3 2. Умножение числа с одной единицей измерения с заменой 25 к. х 4= 100 к. = 1 р. (устно) 45 к. х 5=225 к. =2 р. 25 к. (устно) 425 г х 3=1275 г=1 кг 275 г (с записью в столбик) 3. Деление числа с одной единицей измерения на однозначное При решении таких примеров делимое надо выразить в более мелких мерах:
1 р.: 2 3 дм: 5 100 к.: 2 = 50 к. 30 см: 5 = 6 см
3 р.: 2 300 к.: 2 = 150 к. = 1 р. 50 к.
4. Умножение и деление чисел с двумя единицами измерения на однозначное число: 1) 3 дм 7 смх9 2) 3 р. 87 к.х5 3) 8 кг 125 гх7 Рассмотрим подробно решение последнего примера: 8 кг 125 г заменим граммами, получим 1 кг =1000 г; 100 гх8=8000 г; 8000 г+125 г=8125 г. Теперь произведем умножение по правилу умножения многозначного числа на однозначное: 8125 г х 7 56 875 г 56 кг 875 г 1) 7 м 5 дм: 5 2) 4 р. 74 к.: 3 3) 32 км 875 м: 5 Рассмотрим решение примера: 4 р. 74 к.: 3. Выразим делимое в копейках, получим 474 к. Делим по правилу деления многозначного числа на однозначное:
-474 к. | 3 3 158 к.=1 р.58 к. -15 24 -24 Особого внимания заслуживают примеры, в которых число единиц того или иного разряда равно нулю, например: 3 м 8 смх4, 38 км 76 м: 6. В данном случае (так же как и при выполнении действий сложения и вычитания) необходимо требовать от учащихся при записи числа с наименованиями вписывать нули (3 м 08 смх4, 38 км 076 м: 6), а уже затем выражать числа в одних мерах и выполнять действие. Когда учащиеся овладеют приемами умножения и деления, тогда им можно показать, что в отдельных случаях находить результат быстрее (можно даже устно), если умножать или делить число, выраженное только в крупных мерах или только в мелких. Например, 2 м 15 смхЗ. 1-й способ. 2 м 15 смхЗ=6 м 45 см 1 м=100 см 215 см 100 см-2=200 см х 3 200 см+15 см=215 см 645 2-й способ. 6 м 45 см 2 м 15 см ∙ 3=6 м 45 см 1. Сначала умножаем число метров на 3: 2 м ∙ 3=6 м 2. Затем умножаем число сантиметров на 3: 15 см ∙ 3=45 см 3. Складываем промежуточные произведения: 6 м+45 см=6 м 45 см Чтобы выбрать способ решения, необходимо тщательно проанализировать множители: если в произведении получается число, которое не нужно заменять крупными мерами, то целесообразно выбрать 2-й способ. Естественно, что такой предварительный анализ доступен лишь наиболее сильным учащимся и при выполнении действий с небольшими числами. Необходимо показать способы решения примеров на деление: 30 р. 75 к.: 5=6 р. 15 к. 1-й способ. 1) 1 р. = 100к. 2) 100 к.-30=3000 к. 3) 3000 к.+75 к.=3075 к. 4) 3075 к. | 5 - 30 615 к.=6 р. 15 к. - 5 - 25
2-й способ. 1) 30 р.: 5=6 р. 2) 75 к.: 5=15 к. 3) 6 р. + 15 к.=6 р. 15 к. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ решения примера на деление, надо проверить, делятся ли крупные меры делимого на делитель нацело, и если делятся, то пример легче решать 2-м способом. 5. Умножение и деление чисел, полученных от измерения, на двузначное число: 1) 17 р.∙ 25 2) 17 р. 32 к.-15 3) 375 г∙ 48 4) 65 м 20 см: 16 5) 900 р.: 12 Число с одним наименованием мер умножается на двузначное число по правилу умножения целых чисел. Если необходимо, в ответе выполняется преобразование. 6. Умножение и деление чисел с двумя наименованиями мер производятся путем предварительного выражения их числом с одним наименованием мер: 5 м 27 см ∙ 14 = 73 м 78 см 55 м 20 см: 16 = 3 м 45 см 5 м 27 см = 527 см 55 м 20 см = 5520 см 527 5520 | 16 х 14 - 48 345 см = 3 м 45 см 2108 72 +527 - 64 7378 см 80 73 м 78 см -80
Учащимся для лучшего запоминания последовательности (алгоритма) выполнения действий можно предложить памятку приблизительно такого содержания: 1) Прочитай пример. 2) Определи один или два наименования в числе, которое 3) Если 1-й множитель (делимое) — число с двумя наименова 4) Вырази 1-й множитель (делимое) числом с одним наимено 5) Выполни умножение (деление). 6) Выполни преобразование в ответе. При выполнении действий с числами, полученными от измерений, не надо забывать о решении примеров с неизвестными компонентами действий: 3 р. 75 к.-х=1 р. 50 к. 2 р. 35 к.+х=4 р. Вопросы и задания 1. Подберите несколько упражнений на преобразование чисел, получен 2. Сравните решение этих примеров: 7 р. 55 к.+2 р. 35 к. 7 р. 55 к.+2 р. 45 к. 7 р. 55 к.+2 р. 85 к. 7 р. 5 к.+2 р. 8 к.
Какие трудности могут встретиться у учащихся при их решении? Каковы пути их преодоления? Составьте по этим примерам примеры на вычитание и покажите методику ознакомления учащихся с вычислительными приемами. 3. Составьте пример на умножение (деление) числа с двумя наименова 4. Проанализируйте виды заданий на закрепление умножения и деления
|