Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Светилен.






Светилен, иногда называемый Эксапостиларий, есть пес­нопение, заключающее собою канон. В теперешнем его испол­нении канон явно делится на три части: 1 и 3 песнь, после которых положено “междупесние” в виде седальна или се­дальнов, или второго кондака (менее чтимому святому) и се­дальном и соответствующего назидательного чтения; 4—6 пес­ней, после которых имеется свое “междопесние, ” состоящее из кондака и икоса (остаток древнего 24-строфного кондака), Пролога или Синаксаря (т.е. чтения житийного типа), и 7—9 песней с пением “Честнейшую” после 8-ой песни. После 9-ой песни и положено исполнение светильна или эксапостилария. По содержанию, сложности и напеву здесь должно быть постепенное нарастание: седальны и чтения после них менее торжественны, — кондак с икосом и Прологом торжественно про­славляют данного святого или событие и, наконец, после 9-ой песни, перед самой торжественной частью (хвалитной) утре­ни вставляется песнопение особой напряженности или осо­бой назидательности.

Значение имени этого песнопения говорит или о свете бо­жественном, воссиявшем от гроба Господня, или о свете, про­свещающем нас (постные, триодные светильны) и, находясь в конце утрени, перед рассветом и перед “Слава Тебе, показав­шему свет, ” естественно возвещает этот рассвет духовный. Эксапостиларий, от έ ξ α π ο σ τ έ λ λ ω — высылаю, может озна­чать или послание апостолов на проповедь, что в действитель­ности и составляет содержание воскресных эксапостилариев, или означает то, что псалт (канонарх) высылает из лика, из среды хора, на середину храма для исполнения этого песнопе­ния. Напев их особый, непохожий на тропарный или стихирный; особливо красивы светильны Цветной Триоди: “Днесь благоухает...” и др.

История светильнов свидетельствует нам, что один из самых частых, а, может быть, и самых древних светильнов в Студийском и Евергетидском типиках был “Свят Господь Бог наш.” Этот псалмический стих (Пс. 98: 9), оставшийся теперь без названия, предваряет собою исполнение воскрес­ного светильна для всех без исключения гласов Октоиха, а иногда и заменяет собою светильны (на неделю Ваий и Вели­кую Субботу). Возможно, что, как предполагает Скабалланович, “Свят Господь Бог” занимает по отношению к светильну такое же место, как “Бог Господь” по отношению к тропарю. Любопытно, что, как и в некоторых (не во всех) типиках древности, так и теперь, этот псалмический стих возглашается не канонархом, не чтецом, а диаконом. Экса­постиларий, как таковые, то есть независимо от своей древ­нейшей формы “Свят Господь Бог наш, ” известны уже по Ипотипосису и Диатипосису и прочно заняли свое место. Составление воскресных эксапостилариев приписывается Константину VII Порфирородному (912-959), отец которо­го, Лев Мудрый, составил евангельские стихиры. Это обес­печило им распространение сперва в Константинополе; их ввели студийские типики, но не все.

Так как воскресные светильны или эксапостиларии пред­ставляют собой перифраз прочитанного на утрени одного из одиннадцати воскресных Евангелий, то и число их 11. Они подчиняются не господствующему гласу, а прочитан­ному Евангелию, почему, когда прочитано третье воскрес­ное Евангелие, то и эксапостиларии тоже 3-ий, независимо от гласа недели.

Остается сказать еще несколько слов о некоторых гимно-графических терминах, как-то: Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочен.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал