Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евергетидский устав






Несколько особое место в ряду типиков занимает и так наз. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Бо­городицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сна­чала маленький монастырек, трудами второго своего настоя­теля Тимофея, был приведен в образцовый вид, ему дан был особый устав, который окончательно сформировался около половины XII века. Этот устав, главным образом, касается служения литургии; о канонах и стихирах в нем мало гово­рится. Он представляет собою до известной степени компи­ляцию разных уставов. В главном он находится под влияни­ем Константинопольского устава Великой Церкви, но так как устав последней является типичным уставом кафедраль­ного храма, регулятором патриарших служб, торжествен­ных процессий и пр., то все это не подходит к уставу ма­ленького загородного монастыря. Поэтому в нем многое и от Студийского типика, но так как время его составления было уже временем распространения иерусалимских обы­чаев, то эти последние тоже нашли в нем свое отражение. Но, опять-таки, некоторых типичных иерусалимских служб, как то; Обновления Храма (13. IX), Стефана Савваита (28. X), Обновления Храма великомуч. Георгия (3. XI), преп. отцов, избиенных в Лавре св. Саввы (20. III), явления Креста в Иерусалиме (7. V), мы в этом уставе не встречаем. Но не встречаем, с другой стороны, и таких типично константино­польских последований и памятей, как то: константинополь­ских патриархов Александра, Иоанна, Павла (30. VIII), Маркелла игумена (29. XII), Матроны Константинопольской (9. XI), Праздник Креста (1. VIII). Этот устав знает “агрипнии” (бдения) под великие праздники.

6. “Марковы Главы”

Некоторые уставы, уже в более позднюю пору своего существования, когда количество праздничных памятей стало возрастать до того, что надо было при сочетании их и сов­падении подвижных с неподвижными установить какие-то правила для этого, стали вводить особые правила, касающие­ся этих комбинаций служб. Только что упомянутый Еверге­тидский устав знал такие правила, не носившие еще осо­бого названия. В последующих редакциях действующего ти­пика эти правила получили особое название “Марковых Глав.” Они обозначаются на полях устава особой сиглой “МРК.” Но эти “главы” не составляют принадлежности толь­ко иерусалимского устава. Появились они сначала в Студий­ском типике. Может быть, они принадлежат Марку, еп. Идрунтскому (Отрантскому) из IX—Х вв., но, как говорит Мансветов, “его участие не имеет за собою твердой исторической опоры” (стр. 222).

 

Марковы Главы прошли через три редакции в своем грече­ском тексте:

 

  • краткая, студийская;
  • краткая же, иерусалимская, заимствованная из сту­дийской практики, но дополненная иерусалимскими особен­ностями;
  • иерусалимская, пространная, со многим количеством статей.

 

Наша славянская редакция значительно дополнила гре­ческую, так как ввела в устав сочетание обычных памятей со сла­вяно-русскими, как то: Покров, св. Петра Московского (21.XII) с неделею свв. отец, св. Саввы Сербского с отданием Богоявле­ния и т. д. В греческой редакции до 95 глав; а славяно-рус­ской — 114.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал