Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Даты Праздников.⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Д ля эортологии большое значение имеет вопрос об установлении определенных календарных дат для того или иного праздника. Выше[97] было указано, что при образовании календаря поместные церкви устанавливали память того или иного события по своему усмотрению. Определенное число, в которое данная область совершала поминовение какого-либо мученика. вовсе не отличалась абсолютной точностью. Иными словами, дата его памяти в данном календаре не обозначала всегда точного дня его кончины. Тот или иной месяцеслов или мартиролог мог у себя зафиксировать день перенесения мощей данного святого или их обретения, день освящения храма его имени, а иногда и самый день его мученической кончины, если таковой был сохранен в мученическом акте. Отсюда различия одной и той же памяти в разных календарях. Например, мученики Иулиания и Павел по одним календарям вспоминаются 4-го марта, по другим — 17 августа; папа Лев Великий празднуется 18-го февраля, а кончина его последовала 10-го ноября; папа Мартин вспоминается 14-го апреля, а скончался он 16-го сентября; мученица Агрипина празднуется 24-го июня, а кончина ее — 24-го мая; Амвросий Миланский преставился 4-го апреля, тогда как память его совершается 7-го декабря и т. д. Если этим объясняется несоответствие памятей в календарях с фактическим днем “рождения в вечность” христианских мучеников, то естественно встает вопрос: чем руководствовалась Церковь, определяя день памяти ветхозаветных мучеников (братьев Маккавеев) или пророков Моисея, Илии, Исаии, Иеремии, день кончины которых совершенно не известен и восстановлен быть не может. Еще более недоумения вызывает дата празднования собора бесплотных сил Михаила, Гавриила и других архангельских чинов. Естественно, что здесь могла иметь место только воля Церкви, у которой были какие-то свои соображения. Точно так же и в отношении новозаветных событий. Если можно без труда установить дату крестной смерти Господа по сохранившимся календарным записям, что и повело в древности к празднованию Пасхи, как недвижимого праздника в определенный день года. то день Рождества Христова, Преображения, Рождества Богородицы, Благовещения, Успения и пр. никакими датами установлен быть не может. Отсюда и разногласия в церковном предании: Рождество Христово, по Клименту Александрийскому, было 18-го апреля или 29-го мая; Африканская традиция установила его 28-го марта; по Ипполиту Римскому — 25-го марта; по восточной традиции — 6-го января; по западной, римской — 25-го декабря, день, который впоследствии и был принят всею Церковью, кроме армян, сохранивших 6-е января. В установлении точности дат празднования Церковь руководствовалась нередко своими особыми, так сказ. “педагогическими” или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев и т. д. По этому поводу очень полезно обратиться к эортологическим этюдам проф. В. В. Болотова, бесспорного авторитета в вопросах истории календаря, праздников, летоисчисления и пр. Он говорит[98]: “Язычество, с которым ведет борьбу Церковь, есть не только религия, но и сложившийся известным образом быт. Доказать язычнику несостоятельность его представлений о богах и убедить его веровать в единого христианского Бога значило сделать много, но еще не все. Порвать свои житейские отношения с соседями-язычниками новообращенный не имел возможности. Нужно было сохранить его от рецидива, и праздники занимали едва ли не главное место между теми оружиями, которыми отвергнутое язычество могло вести партизанскую войну с побеждающим его христианством.” Он добавляет[99]: “Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира поведено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено.” Этим принципом замены какого-либо языческого празднества воспоминанием о христианских событиях Церковь и руководствовалась очень широко. Очень много праздничных дат могут быть этим объяснены. Так в первую очередь наука объясняет западную римскую традицию праздновать Рождество Христово 25-го декабря. Высказано три предположения, сводящиеся к тому же принципу противодействовать языческим воспоминаниям. Несогласны только в том, какой именно языческий праздник призвано было заменить Рождество: по одним, это был противовес “Сатурналиям, ” что, однако, сомнительно, так как это языческое празднество приурочивалось к 17—23 декабря; другое соображение, которого придерживается Дюшен, отчасти Скабалланович и Каброль, выдвигает гипотезу о дне “инвикта, ” дне “непобедимого солнца, ” иными словами, времени зимнего “солнцеповорота”; но так как самый день солнце поворота приходится 8—9 декабря, то дата 25-ое декабря должна была бы означать время уже всеми ощутимого нарастания дня за счет ночи; наконец, третья гипотеза, которую особенно отстаивает Каброль, это то, что 25-ое декабря был праздник Митры, культ которого римские воины с Востока распространили по всему миру, в частности и в Риме; для вытеснения этого языческого торжества Церковь и установила праздновать день Рождества Своего Основателя именно в этот день Митры. Производной датой отсюда является и день Обрезания через восемь дней после Рождества, т.е. 1-го января, тем более, что этот день в Риме был днем бога Януса (бога дверей и начатков). Отсюда и, по исполнении сорокадневия, как периода ветхозаветного очищения Матери, устанавливается Сретение на 2-ое февраля. Но покуда Рождество на Востоке праздновалось 6-го января, то и Сретение было в то время не 2-го, а 14-го февраля. По мнению Каброля, 6-ое января, как день Богоявления, вытеснил языческий праздник благословения Нила в Египте. Очень показательны вычисления и исследования Болотова касательно некоторых других праздников; он называл это “пробами.” Вот его “проба” объяснить установление даты 29-го августа для Усекновения Главы Предтечи. Ясно, что ни даты этого печального события, ни даты рождения Ирода нет. Но 29-ое августа соответствует 29-му Лоя-иль-абъ или, что то же, 1-му Тоут александрийского календаря, то есть первому дню Нового года в Египте. Церковь устанавливает свое печальное воспоминание Предтечи Иоанна на языческий Новый год. Правда, говорит Болотов, позднее перенесли в копто-абиссинских календарях эту память на 2-ое Тоут, чтобы первый день Нового года не омрачать печальным воспоминанием. В Армении также праздник Крестителя установили на день 1-го Навасарда, то есть первый день Новолетия. Почему Рождество Иоанна Предтечи установлено на 24-ое июня. Если предположить константинопольское или антиохийское происхождение этого праздника, то схема была бы такая:
Рождество Христово — 25-го ά π ε λ λ α ί ο υ т.е. 25 дек. Благовещение — 25-го δ ύ σ τ ρ ο υ т.е. 25 марта Рождество Предтечи — 25-го δ α ι σ ι ο υ т.е. 25 июня, а не 24-го, как это теперь празднуется. Если предположить александрийское происхождение этого праздника, то получим такую схему: Рождество Христово — 29-го χ ο ι ά κ т.е. 25 дек. Благовещение — 29-го φ α μ ε ν ώ θ т. е 25 марта Рождество Предтечи — 29-го π α ν ί т.е. 23 июня, а не 24-го, как празднует теперь Церковь.
Но если предположить западное происхождение праздника, то получим:
Рождество Христово за 8 дней до январских календ, т.е. 25 дек. Благовещение за 8 дней до апрельских “ т.е. 25 марта Рождество Предтечи за 8 дней до июльских “ т.е. 24 июня Зачатие за 8 дней до октябрьских “ т.е. 24 сент.
А у православных Зачатие 23-го сентября или 26 Тоут. Следовательно, Рождество Предтечево 24-го июня — праздник западного происхождения. Остается неясным, почему же зачатие пало не на 24-е, а на 23-е сентября. Возможно, что это влияние асийское, ефесское, как предполагает Болотов[100]. Почему и откуда пошло праздновать Преображение 6-го августа? “Несомненно — говорит Болотов — не 6-го августа, не в еврейском месяце “Аб” преобразился Господь. Из Евангелия видно, что Христос преобразился спустя 6—8 дней после того, как в селениях Кессарии Филипповой Он открыл Своим ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим и пострадать. Что после Преображения Он повторил это предречение; что в Капернауме ап. Петр имел разговор с “собирателями дидрахм, ” что по выходе из Галилеи, не принятый в селении Самарянском, Господь отправился в Иудею через Перею. Все это указывает на время перед Пасхою. Объяснение Петра со сборщиками дидрахм произошло не ранее 15 Адара, т.е. не более, как за месяц до Пасхи. В Каппадокии и до сего времени уцелел сельский праздник “вартувария, ” в шестое воскресенье после Пасхи (в Неделю свв отец). Молодежь гадает о своей судьбе около ведра, в котором опущены в воду сорванные зеленые колосья. В Армении праздник Преображения называется даже в богослужебных книгах “Вардавар.” Тождество имени с каппадокийскими “вартувария” очевидно. Есть известие, что у армян-язычников “вардавар” назывался праздник, который они в месяц Навасард справляли в честь богини Астхик, именем которой армянские переводчики заменяют греческое Афродите. Чтобы искоренить этот языческий праздник, древние отцы армянской церкви в то же время года учредили праздник Преображения Господня, оставив за ним древнее наименование “Вардавар.” Вероятно, из Армении этот праздник перешел и в Каппадокию[101]. Праздник Рождества Богородицы 8-го сентября и Ее зачатия 9-го декабря — асийского же происхождения и установлен в противовес Олимпийским играм. Праздник архангела Михаила 8-го ноября — александрийского происхождения и заменил собою древнейший праздник Крещения Господня, установленный египетскою Церковью в противовес Крониям и торжествам в честь Усири[102]. Святоотеческая письменность полна сетований о не пережитых языческих воспоминаниях и непреодоленных обычаях их быта. Тертуллиан[103] жалуется на празднование Сатурналий; Астерий Амассийский обличает в специальном слове празднование Календ; тоже и Златоуст, и блаж. Августин. Трулльский собор своим 62 правилом запрещает праздновать Календы, Брумалии и пр. Бывший ранее только “октавой” Рождества Христова праздник Обрезания 1-го января, приобретает в некоторых Сакраментариях IV—VII вв. особый характер праздника “против идолов, ” с соответственными бдениями, постом, литаниями и т. д. И несмотря на запрещение Трулльского собора, празднование Брумалии продолжалось и после того. Из жития Стефана, пострадавшего при Константине Копрониме, явствует, что этот император праздновал Брумалии. В “Церемониале” Константина Порфирогенита (X в.) указано как надо праздновать во дворце этот языческий праздник.(хороводы со свечами, пение песен, вечери и т. д.). Император Роман (919-944) отменил Брумалии, Константиних восстановил. Таким образом, Церковь в своей борьбе с языческими пережитками не могла так легко и одним росчерком пера упразднить то, что вкоренилось в сознание народа и в быт в течение веков. Характерным подтверждением сказанному может послужить подробность не из христианского, а мусульманского быта, говорящая о той же религиозно-психологической обстановке, имманентной всякому религиозному сознанию. Мусульмане в Иерусалиме установили свой праздник “Неби-Муса” (пророка Моисея) с торжественным и очень живописным шествием с знаменами в монастырь этого пророка на Иордане в пятницу 6-й седмицы православного Великого Поста, то есть накануне Лазаревой Субботы, когда, иными словами, начинается самый торжественный, и для христиан значительный, праздничный период Страстей Господа, чтобы этим ослабить в глазах мусульман значение христианского праздника, который мусульмане не могут не ощутить.
[1] Вероятно, пс. 62: “Боже, Боже, к Тебе утреннюю…” [2] Пс. 140: “Господи, воззвах к Тебе…” [3] Hist. Eccl. кн. VI, гл. VIII. [4] Пс. 102 и 145: “Благослови душе моя Господа...” и “Хвали душе ноя Господа...” [5] Пс. 9, 92, 94, с соответствующими припевами. [6] У сербов это — особые самогласны. [7] “Das Kontakion” in Byz. Zeitschr. XIX 1910 Ss 285-59
[8] Скабалланович, Миркович и др. [9] Кекелидзе, Скабалланович. [10] Скабалланович. [11] Кроме как в Великий пост. [12] Правильнее восемь. [13] “Помощник и покровитель...” [14] “Во глубине постла иногда...” или “Колесницегонителя фараона погрузи...”, или “Волною морскою...”, или “Сеченое сечется...” [15] “Божественным покровен медленноязычный мраком, извитийство-ва богописанный закон...” [16] А их почти всегда 4, а иногда и 6, и 8. [17] СПБ. 1896 г., т. III, стр. 582-633. [18] Grundriss der Griechischen Litteratur, 1860, Ss. 771, В. II. [19] Род. 1.VIII.1812 г.; священник в 1836 г.; послушник в Солем у Дом Геранже.в 1842 г.; в 1844 — приор аббатства Ст. Жермен в Париже; в 1863 г. кардинал; умер в 1889 г. [20] “Если кто желает составить канон, прежде [ему] необходимо написать ирмос (точнее — написать мелодию для ирмоса), затем прибавить тропари, равные ирмосу по количеству слогов и совпадающие с ирмосом по тоническим ударениям, а также сохраняющие (его) замысел.” [21] Примером может служить хотя бы акафист Божией Матери, твор. Сергия. [22] Т.е. опять-таки псалмов 134, 135, а иногда и 136. [23] Папа Дамас, т.е. IV в. [24] По мозарабскому чину. [25] Песнь Богородицы, песнь Захарии, песнь Симеона Богоприимца [26] 1 Кор 14: 26 [27] Еф 5: 19. [28] Дидахи, Иустин, Послания ап. Павел [29] Гл. 59—61 [30] Педагог, II, гл. 4. [31] Строматы VII, гл. 5. [32] Памятник IV века. [33] “Евсевий, Церк. Ист. VII, гл. 30. [34] “Против Цельса”, VI, 31. [35] V, 10 [36] Согласно Ассемани, “Библиотека”, т I, стр 59 [37] Литургия II и VIII книги Апостольских Постановлений, молитвы Серапионова евхология IV века и им подобные [38] Крумбахер, Леклерк, Миркович, Скабалланович.
[39] Установл. кн. II, гл. V—VI. [40] На всех без исключения литургиях византийского типа, кроме, конечно. Преждеосвященных Даров, эта песнь поется независимо от степени праздника, то есть и в будние дни. и в малые и великие праздники. [41] В том числе и Миркович [42] Или Миасин, или Эмессы, то есть теперешнего Хомса [43] По имени своей архиерейской кафедры. [44] По своему происхождению из Лавры Саввы Иерусалимского. [45] Павла Аморейского, Льва Мудрого, Иосифа Гиммографа и др. [46] Времен Романа Мелода. [47] Подобно тропарным обликам. [48] Напр., Успение Богоматери. [49] Написанные в большинстве в России и людьми не всегда литургически и богословски грамотными. [50] Т.е. Страстные последоваяия. [51] См отдел эортологии. [52] “Боровская похвало”, “Ростовское украшение” и.т.п. [53] “Взыграйте горы Валаама”. [54] Полн. собр. соч. т. II, стр. 308 [55] Догматы в христианской поэзии Иоанна Дамаскина. [56] Савваитский, студитский, афонский и др. [57] Разумеется, совершенно отличные от наших по своему составу. [58] Любопытно, что теперь, именно в наше время, в Саввинском монастыре бдения совершаются только раз в году, в день памяти ев Саввы. [59] Согласно описанию утрени там совершавшейся [60] Размера дву- и трипеснцев [61] Т.е 1, 3. 6 и 9-й. [62] К 1204 г. [63] До конца XIII века. [64] Множ. число. [65] 1, 10 [66] Дидахи VIII, Пастырь Ермы Подобие XXX V, I. [67] Согласно Ипполиту. [68] Ангелы — в понедельник, Предтеча во вторник и т.д. [69] 1 Кор. XVI, 8; Деян. XX, 16. [70] О идолопоклонниках 20. [71] О крещении 19. [72] Строматы 1, 21. [73] Р. С. т. 8, соl. 888. [74] Р. С., т. 42. 740-756, § 79. [75] Теперь это мечеть Акса [76] Кол 11. 18; Апок. XXII, 8-9. [77] Втор. пол. IV-го века. [78] 6 сентября, 13 июля, 8 мая. [79] Луг Иоанна Мосха, 76. [80] Архиеп. Сергий “Полный Месяцеслов Востока” 1, 3. [81] Рождение Господа 25 декабря. Распятие Его 25 марта, Воскресение 27 марта. Кончина ап. Петра и Павла 22 февраля и т. д. [82] Гл XVIII. [83] 2-го Ксанфика, т.е. 23 февраля 165 года. [84] Стр. 17—21 1-го тома. [85] Стр 12—13. [86] Барония в 1586 году, а особливо Иоанна Баптиста де-Росси и Людовика Дюшена в 1894 г. [87] Найденное ученым востоковедом Ассемани в 1736 г. [88] Хранившееся на Афоне в Хиландаре, а потом переданное в Белград; написано во времена Стефана Немани. [89] Арх Сергий, I, 93—135 [90] Знаменитом Криптоферратском [91] Втор. половина Х века. [92] Арх. Сергий, ук. соч. т. I, стр. 278—292. [93] Фабриций и архиеп. Черниговский Филарет. [94] Арх. Сергий, ук. соч. I, 331—332. [95] Мансветов, стр 11 [96] Их было три лавры и четыре киновии на небольшом отдалении одна от другой. [97] В истории календаря. [98] “Михайлов день”, Эортологический этюд в “Христ. Чт.”, 1892 г. Х1-ХП.стр 621. [99] Стр. 622
[100] Стр. 644. [101] Стр 619—620. [102] Стр 644. [103] “Об идолослужении” XIV
|