Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование пары и развитие отношений
Процесс образования пары и динамика отношений — главная часть развития взрослого человека. Идентичность индивидуума складывается в том числе и из его представлений о себе как о члене относительно устойчивой пары. Поэтому важно понимать, как люди выбирают своих партнеров и п0чему одни считают необходимым регистрировать супружеские отношения, а другие предпочитают гражданский брак. Арланд Торнтон (Thornton, 1989) проанализировал процесс изменения установок и ценностей, связанных с семейной жизнью, с конца 50-х и до середины 80-х годов XX века. Он обнаружил существенное устойчивое ослабление действия норм, побуждающих пары вступать в брак, сохранять супружеские отношения, заводить детей, вступать в интимные отношения только с супругом (супругой) и поддерживать разделение мужских и женских ролей. Снизилась сила действующих в обществе убеждений, согласно которым индивиды «должны» или «обязаны» следовать определенным моделям заключения брака и формирования семьи. Тем не менее, несмотря на то что сегодня приемлемыми считаются гораздо более разнообразные виды семей и супружеских моделей, большинство людей до сих пор выбирают традиционный семейный стиль, предполагающий заключение брака и рождение детей. Выбор брачного партнера. Каким образом люди выбирают брачного партнера? Принимают они это важное решение на основании одного лишь сходства с человеком, вызывающим чувство симпатии, или на их выбор влияют более сложные эмоциональные и средовые факторы? Многие исследователи на протяжении многих лет пытались найти ответы на эти вопросы. Однако единственным выводом их исканий может стать признание того, что выбор брачного партнера — намного более сложный вопрос, чем это представляется на первый взгляд. Фрейд был одним из первых теоретиков, кто начал размышлять над причинами, побуждающими людей вступать в брак. Одним из краеугольных камней его психоаналитической теории является положение о влечении, испытываемом детьми к родителю противоположного пола (глава 2) и которое они в дальнейшем «переносят» на некие социально приемлемые объекты — их потенциальных супругов. (Отсюда, возможно, происходит старинная песенка, в которой поётся: «Я хотел бы встретить девушку, похожую на ту, что вышла когда-то за моего старого доброго папашу».) Однако, как и в случае со многими другими аспектами теории Фрейда, отсутствуют подтверждающие это положение данные эмпирических исследований. Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Ричардом Сен-терсом (Centers, 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые из них присущи больше мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их. Теория «стимул—ценность—роль», разработанная Бернардом Мурштейном (Murstein, 1982; 1999), гласит, что подбор супругов мотивируется стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 613 с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать дальнейшие контакты. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются или видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его личности и интеллекта. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания, или стадии сравнения ценностей, времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке или в рамках других подобных отношений. Согласно одному классическому исследованию прочных студенческих пар, проводившемуся в течение 6 месяцев (Adams, 1979), первичное влечение основано скорее на достаточно поверхностных характеристиках, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Возникшие отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, приобретению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга. Затем пара вступает на стадию взаимных обязательств и близости, что еще более притягивает партнеров друг к другу. Члены пары, связывая себя различными обязательствами, изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак. Наконец, существует теория семейных систем (McGoldrick, 1988), которая делает акцент на том, что образование пары предполагает развитие новой структуры, а также процесс узнавания друг друга. В образовании пары решающее значение имеет задача переопределения границ. Постепенно пара переопределяет свои отношения с окружающими: своими семьями и друзьями, друг с другом. В отношениях происходит целый ряд как неформальных, так и формальных перемен, таких как ритуал вступления в брак, который должен официально установить границы семейной пары. Вступление в брак. Америка — нация субкультур, где сосуществуют люди, ведущие очень разный образ жизни. Тем не менее супружество, бесспорно, является наиболее популярным и часто выбираемым образом жизни. В США более 90% мужчин и женщин вступают в брак на том или ином этапе своей жизни. В различных культурах брак принимает различные формы, но практически во всех обществах он является главной вехой развития взрослого человека 614 Часть IV. Взрослость
ВРЕЗКА 14.1
|