Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одинокие люди
Во многие исторические периоды одиночество являлось печальным следствием какого-либо бедствия или войны либо рассматривалось как признак возможной" неполноценности или незрелости, и последнее мнение сохраняется в некоторой степени и до сих пор. Некоторые состоящие в браке люди придерживались (и сейчас придерживаются) стереотипных представлений об одиноких людях как больших жизнелюбцах или, напротив, неудачниках. Жизнелюбцы ведут бурную веселую жизнь, не отказывая себе ни в чем. Стереотипные неудачники - это физически непривлекательные люди, не обладающие при этом сильными личностными чертами и высокими интеллектуальными характеристиками. Они, возможно, и хотели бы завести семью, но не способны найти себе пару по душе. Содержится ли в подобных стереотипах хоть небольшое зерно истины? Иногда - да. Существуют люди, подходящие под такие описания, по крайней мере время от времени; но люди меняются. Чтобы получить более правильное представление об одиночестве (безбрачии), необходимо рассматривать этот феномен в исторической перспективе. Большие группы людей периодически оставались холостыми или незамужними. К примеру, в конце 30-х годов XX века, когда Америка приходила в себя после Великой депрессии, в брак вступали очень немногие, а те, кто все-таки решался на такой шаг, находились уже в довольно зрелом возрасте. Эта тенденция продолжилась в годы Второй мировой войны, когда миллионы временно одиноких женщин вступили в ряды рабочей силы, в то время как их мужья, женихи или возлюбленные находились вдалеке, воюя и погибая на полях сражений. После войны эта ситуация полностью изменилась. К середине 50-х годов только 4% взрослых людей, находившихся в брачном возрасте, оставались одинокими, а возраст впервые вступающих в брак упал до рекордно низкой отметки. Однако безбрачие вновь стало пользоваться популярностью в 70-е и 80-е годы, когда процент вступающих в брак среди одиноких людей в возрасте до 45 лет упал до уровня, зарегистрированного в период после Великой депрессии. В 1996 году 26, 8% населения США старше 18 лет были одинокими, 2, 7% вдовыми и 8, 4% разведенными (U. S. Census Bureau, 1997). Выбор в пользу одинокого образа жизни может быть результатом тщательно взвешенного решения - нахождения баланса между свободой и ограничениями, между самодостаточностью и взаимозависимостью. Некоторые из исследователей, оценивающих ситуацию в сегодняшней Америке, выражают беспокойство по поводу уменьшения числа браков и роста разводов. Не слишком ли наше общество увлекается свободой и независимостью в ущерб межличностным обязательствам (Weiss, 1987)? Уже не раз высказывалась озабоченность по поводу того, что мы ведем слишком индивидуалистичный образ жизни и чрезмерно озабочены свободой выбора, что негативно сказывается на связи между поколениями и на взаимозависимых ролях (Hunt, Hunt, 1987). Многие одинокие люди выбирают безбрачие потому, что оно позволяет им наслаждаться близкими отношениями в том случае, когда те благополучны, и избегать проблем, которые несет с собой неудачное супружество. Они не хотят чувствовать себя привязанными к партнеру, стоящему на пути их собственного развития. Они также не желают испытывать чувство скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества, общаясь с человеком, которого они уже давно «переросли». Наблюдая за тем, как терпит крах супружеская жизнь их друзей, они приходят к выводу, что продолжение одинокой жизни является намного лучшим выбором. Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 615 Во многих культурах сексуальная близость допускается только в рамках брачных отношений. Подготовка к браку может включать в себя сложные ритуалы встреч, ухаживания и помолвки. Символом уз брака служит свадебный обряд. Свершение обряда способствует определению новых ролей мужа и жены по отношению друг к другу и к остальной части общества. Общество санкционирует этот союз в ожидании того, что он послужит гарантией эмоциональной поддержки, сексуального удовлетворения и материальной обеспеченности молодых супругов и их семей. Однако разные культуры и индивиды значительно различаются по степени ожиданий относительно сексуальной верности. В традиционных арабских культурах, например, переход к брачной жизни тщательно регулируется старшими родственниками. Как только девушка достигает половой зрелости, сохранение девственности, за чем неустанно следит вся семья, становится буквально вопросом жизни и смерти. Все контакты с мужчинами запрещены, в том числе и с женихом, как только он избран. Молодые мужчины также исключены из процесса ухаживания. Старшие родственники молодого человека сами осуществляют выбор девушки и собирают сведения о ее семье. Главы семей договариваются о размере выкупа за невесту. С целью сберечь собственность и честь семьи очень приветствуются «двоюродные браки» с дочерью брата отца. В этом случае семья может быть уверена, что за невестой будет осуществлен надлежащий присмотр (Goode, 1970). Хотя браки в Америке в целом лишены подобных добрачных проверок и переговоров, здесь все еще оказывается сильное давление на отношения, нарушающие социальные, экономические, религиозные и расовые барьеры. Общины и социальные институты, а также родители часто неодобрительно относятся к смешанному браку любого типа. Однако такие браки становятся все более социально приемлемыми. Например, к 1996 году в США были зарегистрированы 1260 тысяч пар, где супруги принадлежат к различным расам (U. S. Census Bureau, 1997). Альтернативы формальным брачным отношениям. Гражданский брак, или «ведение совместной жизни», в зависимости от конкретной пары может быть похож или не похож на брачные отношения. Ему недостает социального одобрения и узаконенных обязательств традиционного супружества, однако он предоставляет большую свободу партнерам, которые могут исполнять свои роли так, как считают для себя нужным. Для гражданского брака характерно публичное признание того факта, что пара не состоит в браке. Но иногда бывает трудно получить точные статистические данные об этой форме отношений из-за нежелания партнеров афишировать свою связь из-за того, что она часто носит временный характер. Американский комитет по переписи населения зафиксировал значительный прирост числа пар, открыто признающих, что они проживают вместе, особенно среди молодых взрослых. За период с 1970 по 1996 год общее число пар, проживающих в гражданском браке, возросло почти в 8 раз — с 523 до 3958 тысяч пар (U. S. Census Bureau, 1997). Среди тех, кому еще нет 25 лет, отмечено 15-кратное увеличение проживающих совместно: от 55 тысяч пар в 1970 до 816 тысяч в 1996 году. Большинство проживающих вместе пар (64%) не имеют детей, но остаются еще более миллиона тех, у кого они есть. Большинство ведущих совместную жизнь — молодые люди; 59% из них находятся в возрасте от 25 до 44 лет (U. S. Census Bureau, 1997). По мере того как совместное проживание без официальной регистрации становится все более приемлемой формой отношений, брак может терять 616 Часть IV. Взрослость свое значение общественного института, санкционирующего сексуальную жизнь (Thornton, 1989). Было установлено, что около трети всех проживающих совместно пар вступают затем в брак, если это позволяется действующим законодательством. Хотя подавляющее большинство проживающих вместе надеются в лсонце концов зарегистрировать свои отношения, они испытывают по этому поводу меньше волнений, чем те, кто никогда не жил с другим человеком. При этом совсем необязательно, что живущие вместе пары, которые в итоге вступают в брак, лучше контактируют друг с другом или получают большее удовлетворение от супружества, чем те, кто до вступления в брак вместе не проживали (Demaris, Leslie, 1984). Совместно проживающие пары, которые официально не регистрируют отношения, обычно распадаются, так что случаи гражданского брака в течение длительного времени очень редки. Филипп Блюмштейн и Пеппер Шварц (Blumstein, Schwartz, 1983) не смогли обнаружить достаточное число гетеросексуальных пар, которые совместно проживали более 10 лет, с целью использования этой группы для проведения статистического анализа. Однако при этом они обнаружили достаточное число гомосексуальных пар, как мужских, так и женских, проживавших вместе на протяжении такого отрезка времени. Данные, полученные этими исследователями, несомненно, связаны с законами, направленными против гомосексуальных браков. В настоящее время в одном штате однополые браки узаконены, в другом они дозволяются по решению суда. Во многих остальных штатах вопрос о легализации находится в стадии решения. Однополые браки разрешены законом некоторых скандинавских стран (McWhirter, Mattison, 1996). Неоформленная в установленном порядке совместная жизнь порождает многие проблемы, касающиеся строительства отношений, с которыми сталкиваются и молодожены. Конфликты приходится разрешать в ходе сложного процесса «переговоров и достижения договоренности» (Almo, 1978). Крайне важно в этом процессе повседневное эффективное общение. Как и в супружестве с его типовыми ролями и ожиданиями, искреннее и открытое общение требует постоянного напряжения, и оно, возможно, даже более важно и требует большего труда внутри расплывчатых границ проживания в гражданском браке. Контрольные вопросы к теме «Установление близких отношений» • Тремя компонентами теории любовных отношений Стернберга являются интимность, страсть и романтическая любовь. • Среди семи типов любви по Стернбергу присутствует пустая любовь. • В целом большинство людей выбирают брачных партнеров главным образом на основании сексуальной привлекательности. • Культуры широко различаются по ожиданиям относительно верности в браке. • Живущие в гражданском браке мужчины и женщины с большей вероятностью, чем супруги, имеют отношения на стороне.
|