![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика обучения детей способам обследования и сравнения предметов по длине, ширине, высоте. Приемы упорядочивания предметов по величине
(Столяр А.А) Методика работы по формированию представлений о величине опирается на положение теории сенсорного воспитания о необходимости обследования, т.е. специально организованного восприятия предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности (Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н Поддьякова, В.Н. Аванесовой – М., 1981. — С. 11). Формирование представлений о величине в каждой возрастной группе требует специального дидактического материала. 2 младшая группа (3-4 года) Во второй младшей группе для сравнения достаточно взять 2 предмета, предлагая детям определять как абсолютную (длинный — короткий), так и относительную величины (длиннее — короче). Необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Основные требования к нему – сравниваемый признак должен быть ярко выражен и должен реально характеризовать предмет. На первых занятиях лучше сравнивать по длине можно такие, например, предметы: полоски бумажные или картонные, ленты, палки, бруски, шнур, тесьму, дорожки в саду или на участке. На первых занятиях предпочтительно использовать плоские предметы, постепенно расширяя их круг, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные — короткие, длиннее — короче; разной ширины — широкие — узкие, шире — уже и т.д. Следует учитывать, что разный цвет позволяет дифференцировать предметы, поэтому сначала предлагают для сравнения разноцветные предметы. На каждом занятии нужно предоставить детям возможность действовать с раздаточным материалом (полоски бумаги разной длины при равной ширине и, наоборот, разной ширины при равной длине, тесьма разной длины, разной ширины; лоскутки ткани разной толщины и т. д.). Для сравнения предметов по высоте можно использовать изображения домов разной этажности, деревьев, фигур детей разного роста и т.д. Игрушки (мячи, матрешки, куклы), предметы обихода (столы, стулья) могут сравниваться по объему, а результаты определяться словами: большой — маленький, больше — меньше. Действия с раздаточным материалом обеспечивают возможность всестороннего обследования размеров предметом каждым ребенком. Обучение детей второй младшей группы сравнению предметов по их размерам следует вести постепенно. Прежде всего, нужно научить их показывать в плоских предметах длину, сравнивать предметы по длине и давать соответствующие определения на величины (длинный — короткий, длиннее — короче, равные по длине). Почему именно с длины надо начинать? Потому что длину ребенок выделяет более правильно, чем другие измерения. Далее проводятся занятия, целью которых является: научить выделять в предметах ширину, сравнивать предметы по ширине и давать соответствующие определения их величины. Следующая задача — научить младших дошкольников показывать в предметах высоту, сравнивать предметы по высоте, отражать выделенные размеры в речи. Дети чаще всего путают ширину с толщиной, широкие предметы называют толстыми, узкие — тонкими и наоборот, поэтому встает задача научить малышей выделять в них ширину и сравнивать предметы по ширине.
|