Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика обучения измерению длин и объемов условными мерами
Вводить измерительную деятельность Данилова В.В., Столяр А.А. рекомендуют со старшей группы. Виды измерения условной меркой: 1. линейное измерение – измерение длины, ширины и высоты различных предметов осуществляется с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок; 2. определение объема сыпучих веществ – измерение количества крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке с помощью кружки, стакана, ложки и других емкостей; 3. измерение объема жидкостей – измерение жидкости в различных емкостях с помощью кружки, стакана, ложки и др. Ошибки детей при разных видах измерения: 1. линейное измерение: 1) неправильно устанавливается точка отсчета, измерение начинается не от самого начала (края) предмета; 2) мерка перемещается произвольно, т.е. прикладывается на каком-либо расстоянии от метки; 3) мерка непроизвольно сдвигается вправо или влево, вверх или вниз (иногда в двух направлениях одновременно), т.к. слабо фиксируется ее положение на плоскости; 4) дети забывают считать мерки, поэтому, выполнив измерение, не называют его результата; 5) вместо отложенных мерок подсчитываются черточки-отметки; 6) при измерении длины и ширины одного и того же предмета пропускается начальный отрезок (определенная часть предмета не относится ребенком к длине и ширине одновременно). 2. измерение объемными мерками жидких и сыпучих веществ: 1) нет равномерности в наполнении мерок, отсюда результаты либо преувеличены, либо уменьшены; 2) чем меньше остается остаток измеряемого вещества, тем меньше наполняемость мерки; 3) не сочетаются счет и измерение. Для введения измерения условными мерками следует научить выделять в предметах определенные признаки (длину, высоту, ширину, объем), соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство. Следовательно, этой работе должно предшествовать формирование представлений о величине как свойстве предметов. К моменту овладения навыками измерительной деятельности у детей должны быть прочными навыки счетной деятельности. Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Объекты для измерения и мерки могут специально изготавливаться взрослым с привлечением детей (полоски бумаги, палочки, ленты и т. д.) или браться готовыми. Для измерения привлекаются самые разнообразные бытовые предметы: веревки, тесьма, детали строительного материала (бруски), подкрашенная вода, песок, пакеты, мешочки, миски, тарелки, стаканы, чашки, ложки, банки и т. д. Широко применяются естественные мерки: шаг, горсть, расставленные и стороны руки и т. д. Объекты для измерения ребенок может сам находить в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа, аквариума, количество семян, корма для рыбок, воды, необходимой для полива растений, и многие другие. Следует постепенно расширять круг предметов, вовлекаемых в процесс измерения. Это способствует более быстрому и прочному формированию навыков, переносу их в разные ситуации. Детям сообщается ряд правил (алгоритм), по которым протекает процесс измерения. Алгоритм при линейном измерении: 1) начинать измерять соответствующую протяженность предмета надо с самого начала (правильно определить точку отсчета); 2) сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки; 3) перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты; 4) при перемещении мерки прикладывать ее точно к отметке, обозначающей последнюю отмеренную часть; 5) перемещая мерки, надо не забывать их считать; 6) окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. Алгоритм измерения объемной меркой жидких и сыпучих веществ: 1) соблюдение полноты мерки; 2) сочетание измерения со счетом; 3) окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков результат. Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия педагога должны находиться в поле зрения детей. Дети получают задания в конкретной форме. При этом воспитатель подчеркивает, что следует измерить (что сделать), как (указывает последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять (организация работы). На первых порах дети затрудняются в одновременном выполнении измерительных действий и счете мерок. Чтобы облегчить задачу, вводятся фишки-эквиваленты в виде каких-либо предметов, одинаковых по размеру и небольших по величине. Отложив мерку, ребенок одновременно откладывает фишку-эквивалент. Подсчитав их количество, дети узнают, сколько мерок получилось при измерении, и тем самым определяют величину измеряемого объекта в точных количественных показателях. Благодаря введению фишек-эквивалентов непрерывное представляется через дискретное, устанавливается взаимно однозначное соответствие между мерками и их заменителями. Этот прием позволяет ребенку осмыслить сущность измерения и его результат независимо от того, что измеряют. Особенно необходим он на первых занятиях по освоению нового вида измерения условной меркой. Постепенно необходимость в использовании фишек-эквивалентов исчезает. Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (длина стола равна четырем меркам, в тарелке две чашки крупы, в банке три стакана воды и т.д.). Детей нужно подвести к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним: «Какими мерками можно измерить длину комнаты? Годится ли эта мерка для измерения крупы в тарелке? Какую мерку из нескольких лучше взять, чтобы определить, сколько воды в банке?» и т.д. Обобщая детские ответы, воспитатель подчеркивает необходимость продуманного подхода к выбору мерки, которая должна соответствовать измеряемому свойству, быть удобной для работы. На начальных этапах работы условная мерка при измерении объекта должна укладываться в нем небольшое и целое число раз (2—3). Этому требованию должны отвечать все вовлекаемые в процесс измерения объекты. Затем детей следует познакомить с правилом округления результатов измерения, которое позволяет использовать более разнообразные мерки и объекты для измерения. Суть правила заключается и том, что если остаток при измерении меньше половины мерки, то он не учитывается, если больше половины, то приравнивается к целой мерке при подведении итогов, если равен половине мерки, то засчитывается как половина мерки (высота шкафа семь с половиной мерок).
|