Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 5 страница






Следуя направлению, указанному Вторым Ватиканским Собором, я также желаю подчеркнуть особенное присутствие Богородицы в тайне Христа и Его Церкви. Ибо это действительно фундаментальное измерение, вытекающее из Мариологии Собора, от окончания которого нас отделяют более чем двадцать лет. Внеочередной Синод Епископов в 1985 году увещевал всех верно следовать учению и указаниям Собора. Можно утверждать, что в этих двух событиях - Соборе и Синоде - заключается то, что Сам Дух желает «сказать Церкви» на современном этапе истории.

В этом контексте, Марианский Год должен послужить тому, чтобы сказанное Собором о Пресвятой Деве Богородице в тайне Христа и Церкви, чему посвящены также размышления этой Энциклики, было продумано заново с большей глубиной. Это касается не только учения о вере, но также жизни в вере, и таким образом, подлинной «Марианской духовности», рассматриваемой в свете Предания, и особенно духовности, к которой призывает нас Собор142. Марианская духовность, как и соответствующая ей Марианская набожность, находят неистощимый источник в историческом опыте отдельных людей и различных христианских общин, живущих среди разных народов и наций всего мира. В этой связи, я хотел бы в ряду многочисленных свидетелей и учителей этой духовности отметить святого Людовика Марии Гриньона де Монфора143, советовавшего христианам посвящать себя Христу через Марию, видя в этом действенное средство к соблюдению в жизни верности обетам св. Крещения. Я рад отметить, что и в наше время заметны новые проявления этой духовности и набожности.

Таким образом, нам есть на что ссылаться и на что опереться в том, что касается этого Марианского Года.

49. Марианский Год начнется в день Пятидесятницы, 7 апреля сего года. Ибо необходимо не просто вспомнить, что Мария предшествовала вхождению Господа Иисуса в историю рода человеческого, но и подчеркнуть, в свете Марии, что со времени совершения тайны Воплощения история человечества вступила в «полноту времени» и что Церковь является знамением этой полноты. Как Народ Божий, Церковь в вере совершает свое странствование на пути к вечности, посреди всех людей и народов, начиная со дня Пятидесятницы. Матерь Христова, присутствовавшая при начале «времени Церкви», когда в ожидании Духа Святого Она пребывала в молитвах посреди апостолов и учеников Своего Сына, непрестанно шествует впереди Церкви на ее пути через историю человечества. Она также, особым образом, как «Раба Господня», непрестанно соучаствует в спасительном деле Христа, Своего Сына.

Так, посредством этого Марианского Года, Церковь призвана не только к тому, чтобы вспоминать обо всем, что в ее прошлом свидетельствует об особом материнском содействии Богородицы в спасительном деле Христа Господа, но также к тому, чтобы со своей стороны уготовлять пути для такового содействия в будущем. Ибо конец второго христианского тысячелетия открывает как бы новые перспективы.

50. Как уже было сказано, многие из отделенных братьев также оказывают подобающую честь Матери Господа, особенно на Востоке. Это свет Марии, падающий на экуменизм. В особенности, хотел бы еще раз напомнить, что этот Марианский Год совпадает с тысячелетним юбилеем крещения св. Владимира, Великого Князя Киевского /988/, которое положило начало христианству на землях тогдашней Руси, а впоследствии и на других территориях Восточной Европы. Этим путем, благодаря делу евангелизации, христианство распространилось и за пределы Европы, вплоть до северных территорий азиатского континента. Поэтому мы желаем в этом году соединиться в молитве со всеми, кто празднует тысячелетие этого крещения, как с православными, так и с католиками, повторяя и подтверждая слова Собора о том, что «доставляет великую радость и утешение», что и Восточные христиане «прибегают к почитанию Богородицы Приснодевы с горячим рвением и благоговейной душой»144. Хотя мы до сих пор испытываем болезненные последствия разделения, последовавшего несколькими десятилетиями позже /1054/, мы можем сказать, что перед Матерью Христовой ощущаем себя истинными братьями и сестрами в лоне мессианского Народа, призванного быть единой Божьей семьей на земле. Как я уже говорил в начале Нового Года, «мы желаем заново утвердить это общее наследие всех сынов и дочерей этой земли»145.

Объявляя Марианский Год, я также указывал на то, что его окончание в следующем году будет приурочено к Торжеству Взятия Преблагословенной Девы Марии на небо, чтобы подчеркнуть то «великое знамение на небе», о котором говорит Откровение Иоанна Богослова. Так мы хотим, в то же время, ответить на призыв Собора, видящего в Марии «знамение твердой надежды и утешения странствующему Народу Божию». Этот призыв Собор выражает в следующих словах: «Пусть все верные Христу возносят усердные мольбы к Матери Бога и Матери людей, чтобы Она, Своими молитвами участвовавшая в зарождении Церкви, а ныне превознесенная на небесах выше всех блаженных и ангелов, в общении со всеми Святыми ходатайствовала перед Сыном Своим, пока все семьи народов - как украшенные именем христиан, так и не познавшие еще своего Спасителя - не соберутся счастливо, с миром и согласием, в единый Народ Божий во славу Пресвятой и Нераздельной Троицы»146.

Заключение

51. В конце каждодневной Литургии Часов, среди молитвенных воззваний Церкви к Деве Марии, возносится и это:

«Превознесенная Матерь Искупителя,
всегда отверстые врата небес
и Звезда моря,
приди на помощь людям падшим,
но силящимся восстать от падения,
о Ты, Которая родила, на изумление природе,
Святого Твоего Создателя».

«На изумление природе» (“natura mirante”)! Эти слова антифона выражают то изумление веры, которое сопровождает тайну Богоматеринства Марии. Оно сопровождает эту тайну, до некоторой степени, - в сердце всего творения, непосредственно же - в сердце всего Народа Божия, в сердце Церкви. Поистине изумительно, как далеко зашел Бог, Творец и Господь всего сущего, открывая Себя человеку147! Как разительно преодолел Он всю неимоверную «дистанцию», отделяющую Творца от творения! Если уже и в Себе Самом Он «непостижим» и «невыразим», то еще более «непостижим» и «невыразим» Он в реальности Воплощения Слова, принявшего человеческое естество от Девы из Назарета.

Если Он уже от вечности замыслил призвать человека к участию в Божественной природе (ср. 2 Петр 1, 4), то можно сказать, что Он предусмотрел «обожение» человека в соответствии с историческими условиями, так что и после грехопадения Он готов дорогой ценой восстановить вечный замысел Своей любви через «вочеловечение» Своего Единосущного Сына. Все творение, и непосредственно человек, не может не изумляться этому дару, к которому он стал причастен в Духе Святом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16).

В средоточии этой тайны, в самом центре этого изумления веры находится Мария. Она, Превознесенная Матерь Искупителя, первой испытала это. «Ты родила, на изумление природе, Святого Твоего Создателя» (“Tu quae genuisti, natura mirante, tuum sanctum Genitorem”).

52. В словах этого богослужебного антифона выражена также истина о «великом переломе», наставшем для человека с тайной Воплощения. Этот перелом относится к человеческой истории в целом, от того начала, что открывается нам в первых главах Книги Бытия, вплоть до последнего предела, в перспективе конца света, «ни дня, ни часа» наступления которого Иисус не открыл (ср. Мф 25, 13). Это непрерывное и постоянное изменение - от падения к восстанию, от человека греха к человеку благодати и праведности. Богослужение Адвента в особенности находится в самом сердце этой перемены и в то же время прикасается к ее непрестанному «здесь и сейчас», когда взывает: “ Succurre cadenti, surgere qui curat populo ”, «приди на помощь людям падшим, но силящимся восстать от падения».

Эти слова относятся к каждому человеку и каждому обществу, к нациям и народам, к поколениям и эпохам человеческой истории, к нашей эпохе, к последним годам тысячелетия, близящегося к своему концу: «Приди, приди же на помощь людям падшим!»

Эта мольба адресована Марии, «Превознесенной Матери Искупителя», эта мольба обращена ко Христу, вступившему в историю человечества через Марию. Год за годом этот антифон возносится к Марии, напоминая о моменте, когда свершился этот решающий исторический перелом, остающийся необратимым: поворот от «падения» к «восстанию».

Человечество сделало удивительные открытия и добилось необычайных результатов в области науки и техники. Оно совершило великие дела на пути прогресса и цивилизации, а в последнее время ему даже удалось, можно сказать, ускорить ход истории. Но основополагающая перемена, которую можно назвать «первичной», всегда и во всем сопровождает человеческую историю - всех и каждого. Это - поворот от «падения» к «восстанию», от смерти к жизни. Это также непрестанный призыв, обращенный к человеческой совести, ко всему историческому сознанию человека: призыв идти путем «без падений», способом старым и в то же время всегда новым, и призыв вступить на путь «восстания», если «падение» произошло.

В то время, как Церковь вместе со всем человечеством приближается к рубежу двух тысячелетий, она, со своей стороны, со всей общиной верующих и в единении со всеми людьми доброй воли откликается на стародавний призыв, содержащийся в словах антифона о «людях падших, но силящихся восстать» и обращается к Искупителю и Его Матери с мольбой: «Приди на помощь». Ибо, как подтверждает эта молитва, Церковь видит Преблагословенную Богородицу в спасительной тайне Христа и в своей собственной тайне. Она видит Марию глубоко укорененной в истории человечества, в вечном призвании человека в соответствии с замыслом, от века предопределенным промыслом Божьим. Она видит Марию по-матерински присутствующей и участвующей в многообразных сложных проблемах, которые сопровождают сегодня жизнь людей, семей и народов; видит Ее помогающей роду христианскому в непрестанной борьбе между добром и злом, чтобы он не «падал», или, если же он «пал», «восставал».

Всем сердцем надеюсь, что размышления, содержащиеся в этой Энциклике, также послужат обновлению этого видения в сердцах всех верующих.

Как Епископ Рима, я посылаю всем, к кому обращены эти размышления, лобзание мира, приветствие и мое благословение в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

Дано в Риме, в соборе св. Петра,
25 марта 1987 года, в Торжество Благовещения Господня,
на девятом году моего Понтификата.
Иоанн Павел II.


Перевод: София Халходжаева (Agnuz.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал