Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семінарське заняття № 3






Тема: Індивідуальна специфіка психічних процесів.

Мета: Розглянути індивідуальну специфіку психічних процесів

 

ПЛАН ЗАНЯТТЯ

1. Питання для самопідготовки:

1.1. Відмінності сенсорної сфери й індивідуальні параметри сприйняття.

1.2.Типологія пам'яті, уваги, мислення.

1.3.Специфіка емоційних і регулятивних процесів.

1.4.Проблема визначення інтелекту.

1.5.Спадковість і середовище в детермінації інтелекту й здібностей.

1.6.Навчання й індивідуальні розходження.

 

2. Завдання для самостійної роботи (виконується письмово):

2.1. Надайте складові структури здібностей, їх характеристика.

2.2. Поясніть поняття інтелекту за Г.Айзенком та Х. Гарднером.

2.3.Поясніть поняття обдарованості та геніальності. Передумови геніальності у роботах В.П. Ефроімсона.

2.4. Психологічні основи навчання з урахуванням латеральної асиметрії півкуль головного мозку.

2.5. За допомогою яких психодіагностичних методик можна виявити вираження домінуючої півкулі головного мозку?

2.6. Поясніть феномен впливу на когнітивну сферу особистості емоційних та регулятивних процесів, мовлення та свідомості.

2.7. Дослідити особливості мнемічної та мисленевої діяльності.

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для диагностики качественных сторон памяти можно использо­вать методику «Кратковременная память». Применяются задания на запоминание и непосред­ственное воспроизведение слов и чисел. Испытуемым дважды предъяв­ляется по 10 слов и дважды по 10 чисел. 10 слов или чисел зачитывают­ся в течение 20 секунд и 40 секунд дается на запись (в любом порядке). Перед вторым десятком слов (и чисел) проводится эмоциогенное ин­структирование. Слова подбираются односложные, мало связанные между собой, из 4—6 букв; числа — двухзначные, не примечательные (33, 99 исключались).

Слова для запоминания: вода, елка, книга, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка, номер, помощь; слово, свеча, логика, глина, бумага, окно, гла­гол, день, вишня, прорыв.

Числа для запоминания: 43, 57, 12, 32, 81, 72, 15, 42, 96, 17; 37, 18, 86, 53, 47, 61, 78, 65, 83, 74.

Инструкция испытуемому. «Я продиктую слова (числа). Послушай­те и постарайтесь запомнить. По команде " Пишите! " возьмите каран­даш и столбиком в любой последовательности запишите все, что за­помнили. Переспрашивать нельзя. На запись 40 секунд. По команде " Стоп" прекратить запись и подчеркнуть последнее слово (число)». Перед выполнением второго задания (предъявлением второй группы цифр или букв) инструкция следующая: «Повторим это задание с дру­гим материалом, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) не­пременно больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, вы сумеете мобилизоваться».

Показателем кратковременной памяти служит количество баллов, набранных испытуемым в ходе исследования.

 

Ключ

Оценкав баллах                  
Правильно записанные слова   17-18 15-16 13-14 11-12 9-10 7-8 4-6  
Правильно записанные числа   16-17 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7 4-5  

 

 

МЕТОДИКА «СМЫСЛОВАЯ ПАМЯТЬ»

Методика состоит в следующем: экспериментатором составляется рассказ (содержащий 12-13 смысловых единиц и 3—4 числа), который зачитывается испытуемым. Затем предлагается записать основное со­держание. Задание предъявляется дважды с аналогичными текстами, второй раз — после эмоциогенного инструктирования.

1-й рассказ. «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное вол­нение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к при­стани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К ве­черу все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужина­ли (11, 12, 13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре ко­рабль отправился в другой порт (16)».

2-й рассказ. «В прошлое воскресенье (1) наши друзья ходили в поход (2). Утром они вышли из города (3), в 13 часов дня сделали остановку (4, 5). 2 человека занялись приготовлением обеда (6, 7), трое из них поста­вили палатки (8, 9). Остальные спустили на воду байдарки (10). После обеда (11) все вместе отправились вниз по реке (12, 13). Путешествие заняло 2 дня (14, 15). Отдохнувшие, они вернулись домой (16)».

Инструкция испытуемым: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в не­которой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 минут запишите основное содержание того, что запомни­ли. Предложения можно сокращать, не теряя их смысла. Переспра­шивать во время работы нельзя». Включить секундомер: «Пишите!» Через 3 минуты подать команду «Стоп!» (Пауза 30 сек.) «Выполним аналогичное задание, но постарайтесь запомнить больше, чем в пред­шествующем рассказе. Если у вас достаточно самообладания и настой­чивости, вы сумеете улучшить свой результат». Показателем смысло­вой памяти служит количество баллов, набранных испытуемым в ходе исследования.

Ключ

Оценка в баллах                  
Количество правильно воспроизведенных единиц и чисел (из 16*2)   30-31 28-30 24-27 19-23 15-18 11-14 4-6  

 

 

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика направлена на изучение особенностей мыслительной де­ятельности. Ее смысл заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется поочередно 20 обобщающих слов и к каж­дому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача испытуемого — найти эти два слова.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берега, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэропланы, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводне­ние).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Задание предъявляется на слух. После зачитывания каждой строч­ки 10 секунд отводится на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова.

Инструкция испытуемому: «Сейчас вам будут зачитываться Строч­ки слов, в каждой строчке одно слово ключевое. Я назову его, осталь­ные 5 имеют к нему второстепенное отношение. Вам нужно вобрать из пяти слов два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками ключевого слова. Запишите столбиком номер совета и по два соответствующих слова».

Определяются логичность и устойчивость способа рассуждения. Показателем служит количество баллов, набранных испытуемые 8 ходе исследования.

Ключ

Оценка в баллах                      
Количество правильных ответов         14-16 12-13 10-11 8-9 6-7  

 

 

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Суть этой методики в следующем. Испытуемым зачитывает 5 слов, из которых 4 объединяются общим родовым понятием, а пятое не от­носится к данному понятию. Требуется прослушать эти слова и в тече­ние 10 секунд записать «лишнее» слово. Затем зачитываются следую­щие 5 слов и т. д. Всего 20 наборов слов.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, хлев, печь, дым, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Инструкция испытуемому: «Я буду зачитывать по 5 слов, из кото­рых 4 объединены общим родовым понятием, а одно к такому поня­тию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам сле­дует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. На запись вам дается по 10 секунд».

Измеряется способность к обобщению. Показателем служит выра­женное в баллах количество правильных ответов.

Ключ

 

Оценка в баллах                    
Количество правильных ответов             13-14 12-11    

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал