Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешние факторы, влияющие на поведение
Поведение людей при совершении покупки является одним из важных аспектов их социального взаимодействия. Действия потребителя, с одной стороны, протекают в определенных условиях, т.е. обусловлены окружением, с другой — воздействуют на окружающую среду, преобразуя ее. В рамках влияния окружения на поведение потребителей рассмотрены следующие группы факторов: · культура; · социальные классы и статус человека; · референтные группы; · семья и домашнее хозяйство; · ситуация. Культура — набор духовных, материальных ценностей, идей и других значащих символов, которые помогают индивидам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как члена общества. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на поведение потребителя. Культуру подразделяют на два уровня: макрокультуру и микрокультуру. Под макрокультурой понимают ценности и символы, касающиеся общества в целом. Микрокультура включает ценности и символы ограниченной группы людей. Благодаря культуре человек осознает и уясняет себе следующие аспекты жизнедеятельности: · нормы и ценности; · веру и убеждения; · общение и язык; · представление о времени; · приемлемые границы взаимоотношений; · мыслительные процессы и обучение; · привычку к работе; · особенности питания, проведения досуга. Под субкультурой понимают отдельные сегменты культуры с однородными знаниями, ценностями, нормами поведения. Основными критериями выделения субкультур являются: · национальность; · религия; · географическое расположение; · раса; · пол; · род занятий. Социальные классы и статус человека. Под общественными классами понимают сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Общественным классам присущи такие характеристики: · лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; · в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе; · общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц; · индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов. Индивид - отдельный представитель человеческой общности. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Референтные группы — группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Выделяют три формы влияния референтных групп на принятие решения о покупке: нормативное, ценностное, информационное. Нормативное влияние — подчинение групповым нормам или согласие с ними. Нормативное влияние состоит в побуждении индивидуума следовать групповым нормам. Сильное нормативное влияние наблюдается в тех случаях, когда: · человек стремится получить одобрение общества; · покупка или потребление товара происходят на виду. Ценностное влияние имеет место, когда индивид использует групповые нормы и ценности как руководство для собственных суждений и ценностей. Потребность психологической общности индивида с группой связана с принятием ее норм, ценностей или поведения. Желаемый результат —улучшенный имидж в глазах окружающих. Поэтому индивид использует группу как образец, точку опоры для формирования собственного имиджа. Информационное влияние сказывается при выборе товара или услуги, когда потребитель пользуется информацией других людей и относится к ней как к заслуживающей доверия. Это происходит в том случае, когда у потребителя нет достаточных знаний и данных о товаре. Семья и домашнее хозяйство. Под семьей понимают двух или нескольких человек, связанных между собой либо кровным родством, либо браком и живущих вместе. Кроме понятия семьи в теории поведения потребителей рассматривают домовладение. Домовладение — малая социальная группа, связанная единым жилищем и бюджетом. В настоящее время в России насчитывается примерно 52 млн семей. Исследователи выделяют следующие основные роли членов семьи в процессе принятия решения о покупке: · инициатор покупки (определяющий наличие потребности в соответствующем продукте или услуге); · собирающий информацию (анализирующий доступные сведения о направлениях и источниках удовлетворения потребности); · влияющий (оказывающий заметное влияние на сбор информации и принятие решения о покупке); · принимающий решение (выбирающий наиболее подходящую альтернативу); · покупающий (член семьи, непосредственно приобретающий продукт в торговой точке); · потребляющий (член семьи, использующий купленный продукт). Продавцу необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги. Вот как чаще всего распределяется влияние членов семьи применительно к ряду товаров и услуг: · мнение мужа (страхование жизни, автомобили, бытовая техника); · мнение жены (стиральные машины, ковры, мебель, за исключением мебели для гостиной, кухонные принадлежности); · общее решение (мебель для гостиной, проведение отпуска, выбор жилья, развлечения вне дома). Ситуация. Поведение потребителей формируется под воздействием ситуационных факторов. Выделены пять основных групп таких факторов: 1) физическое окружение — материальное состояние потребительской ситуации; 2) социальное окружение — присутствие или отсутствие других людей в данной ситуации; 3) время — временные характеристики ситуации, связанные с моментом осуществления покупки; 4) цель (задача) потребителя — то, чего потребитель должен достичь или что выполнить в данной ситуации; 5) предшествующее состояние — настроение или условия, с которыми потребитель входит в ситуацию. Все потребительские ситуации подразделены на три группы: 1) ситуации коммуникации; 2) ситуации покупки; 3) ситуации использования. Ситуация коммуникации возникает в условиях личного и неличного общения. Личное общение происходит при взаимоотношении потребителя с продавцом или другими потребителями. Неличные коммуникации определяются воздействием рекламы, программ стимулирования сбыта и других раздражителей. Ситуации покупки — условия, в которых потребители приобретают товары и услуги. При покупке определяющее значение имеет информационная среда. Ситуации использования часто являются важной составной частью сегментирования рынка и позиционирования товара. Разные потребители могут искать в продукте разные выгоды.
|