Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация общественных работ




Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие профессиональ­ной предварительной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с привлечением заинтересованных организаций по предложению и при участии органов службы занятости в целях поддержки тру­доустройством особо нуждающихся в социальной защите граж­дан. Общественные работы организуются исходя из ситуации на рынке, труда и уровня безработицы на каждой территории с уче­том количества трудоспособного населения и необходимости и целесообразности организации таких работ. В целях повышения статуса общественных работ с учетом их социальной значимости в создании временных рабочих мест Пра­вительство РФ разработало «Положение об организации обще­ственных работ» от 14.07.1997 г. № 875. Необходимость разработ­ки и утверждения этого Положения обусловлена вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О вне­сении изменений и дополнений в Закон РФ " О занятости насе­ления в Российской Федерации"» и постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 928 «О плане мероприятий по реализации Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 годы».[1] Положение, утвержденное Правительством РФ, определяет общий порядок организации общественных работ для граждан, обращающихся в органы государственной службы занятости на­селения. Общественные работы организуются для реализации следую­щих целей: удовлетворение потребностей субъектов территорий и органи­заций в выполнении работ, носящих временный и сезонный ха­рактер и работ по выполнению федеральных целевых и регио­нальных программ социально-экономического развития; предоставление гражданам материальной поддержки в виде вре­менного заработка; приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе; трудовая реабилитация лиц, имеющих длительный (более од­ного года) перерыв в профессиональной деятельности. Общественные работы могут быть организованы для выполне­ния подсобных, вспомогательных и других неквалифицирован­ных работ по следующим направлениям: уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и обслуживании детей в период каникул; сезонная помощь при проведении сельскохозяйственных работ и заготовок сельхозпродукции; подсобные работы на предприя­тиях перерабатывающего комплекса, плодоовощных базах; уборка территорий городов, населенных пунктов, промышлен­ных предприятий; строительство дорог, прокладка водопроводных, газовых, ка­нализационных и других коммуникаций; проведение мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве; участие в строительстве жилья и реконструкции жилого фон­да, а также объектов социально-культурного назначения; восстановление историко-архитектурных памятников, комплек­сов, заповедных зон; сезонная помощь в обслуживании пассажирского транспорта и организаций почты и связи; помощь организациям жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения; сезонная помощь местным органам в обслуживании санаторно-культурных зон; озеленение и благоустройство территорий, раз­витие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма; экологическое оздоровление регионов, рекультивация земель; обслуживание систем вторичного использования отходов; подсобные работы в организациях перерабатывающего комп­лекса промышленности и торговли; помощь в организации масштабных мероприятий культурного назначения (спортивных соревнований, фестивалей, сооружение детских спортивных площадок, обслуживание отдыха детей в пе­риод каникул и т.д.); участие в проведении федеральных и региональных обществен­ных кампаний (опросов общественного мнения, переписи насе­ления и т. д.); сбор, заготовка ягод, грибов, лекарственных растений; другие доступные виды деятельности. Кроме того, органы СЗН подготавливают предложения мест­ным властям по созданию в регионе специализированных пред­приятий для организации и проведения общественных работ, ре­шению вопросов их финансирования. При этом особым видом орга­низаций могут выступать хозяйствующие субъекты, выполняю­щие общественные работы по перепрофилированию и модерни­зации ликвидируемых предприятий с последующей передачей эф­фективному собственнику. Организация общественных работ предусматривает приме­нение гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени, создание на предприятиях специальных ви­дов работ для отдельных категорий населения, особо нуждаю­щихся в социальной защите, организация центров трудовой адаптации молодежи на базе общеобразовательных школ, спе­циальных учебных заведений, межшкольных трудовых комби­натов. Преимущественным правом на участие в общественных рабо­тах пользуются безработные граждане, зарегистрированные в орга­нах службы занятости, не получающие по различным причинам пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев, а также работники, высвобождаю­щиеся в результате реорганизации предприятий, и т.д. Основанием для приема на работу является направление на участие в общественных работах, выданное органами государ­ственной службы занятости. Выдавая направление на обществен­ные работы, СЗН обязана предоставлять полную информацию об условиях, зарплате, возможности дополнительных льгот и вып­лат. За полноту и достоверность информации органы СЗН несут ответственность. Услуги по направлению граждан на обществен­ные работы оказываются органами ГСЗН бесплатно. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. По желанию граждан, проходящих обучение по на­правлению органов ГСЗН, они также могут привлекаться к обще­ственным работам в свободное от учебы время. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления совместно с органами СЗН могут призна­вать отдельные виды общественных работ, имеющих первооче­редное социальное значение для региона, подходящими для лиц, впервые ищущих работу, и лиц, стремящихся возобновить трудо­вую деятельность после длительного перерыва. Если при организации общественных работ учитываются воз­растные и иные особенности граждан, требования законодатель­ства РФ о труде, в том числе об условиях и нормах по охране труда и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для следую­щих категорий граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по име­ющейся профессии (специальности), получить смежную профес­сию или пройти переподготовку после окончания первоначаль­ного (12-месячного) периода безработицы; обратившихся в органы СЗН после окончания сезонных работ; состоящих на учете в органах СЗН более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавших. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор на срок до 6 ме­сяцев с правом его продления по соглашению сторон. Договор гражданина расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное более подходящее рабочее место по другим уважительным причинам. При заключении трудового договора следует учитывать: период проведения общественных работ и режим труда; условия труда и обеспечение необходимыми средствами труда; оплату труда, распространение на этих работников льгот и пре­имуществ, действующих на предприятии; ответственность, права и обязанности сторон, условия растор­жения договора. По согласованию с администрацией предприятия граждани­ну, участвующему в общественных работах, может быть предос­тавлена возможность поиска в рабочее время постоянного места работы. На граждан, занятых на общественных работах, распространя­ется законодательство РФ о труде и социальном страховании. При направлении на определенные виды общественных работ может понадобиться прохождение медицинского осмотра в соот­ветствии с установленным порядком. Следует помнить, что к общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью ликвидации по­следствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В соответствии с действующим законодательством о занятости безработному гражданину, направленному на оплачиваемые вре­менные общественные работы, прекращается выплата пособий по безработице и он снимается с учета в качестве безработного со дня заключения срочного трудового договора, т.е. с даты факти­ческого трудоустройства. В случаях, когда безработный гражданин заключил договор с работодателем на участие в общественных работах сроком менее месяца, он не снимается с учета в органах СЗН в качестве безработного. Гражданин, завершивший участие в общественных работах и вновь обратившийся в органы СЗН для постановки на учет, при­знается безработным в установленном порядке. При этом обще­ственные работы считаются последним местом работы и включа­ются в ОТС в соответствии с записью в трудовой книжке, но при подборе подходящей работы не учитываются. При организации общественных работ органы исполнитель­ной власти и местного самоуправления при участии органов СЗН разрабатывают программы развития временной занятости, в рам­ках которых формируется система организации временных ра­бочих мест на базе общественных работ. В программах предус­матриваются мероприятия по обеспечению организации обще­ственных работ по приоритетным направлениям, их объемы и виды, включая виды работ для отдельных категорий населе­ния, особо нуждавшихся в социальной защите, использование гибких форм организации труда и режимов неполного рабочего времени. Для подготовки программ временной занятости орга­ны СЗН обязываются выявлять спрос и предложение на уча­стие в общественных работах, собирать информацию о возмож­ности их организации на предприятиях региона, информиро­вать население о порядке и условиях проведения общественных работ. Основным источником финансирования общественных работ являются средства заинтересованных предприятий. Средства мес­тного бюджета привлекаются для финансирования общественных работ в объемах, определяемых программами и планами социаль­но-экономического развития территорий. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, про­изводится фактически за выполненную работу, но не ниже мини­мального размера оплаты труда. Гражданам из числа безработных, участвующим в общественных работах и имеющим право на полу­чение пособия по безработице, устанавливается доплата к зара­ботку в размере причитавшегося им пособия по безработице со дня заключения срочного трудового договора. При этом макси­мальный период предоставления доплат в суммарном исчислении не должен превышать 6 месяцев. Основанием для установления к заработку гражданина доплаты в размере причитавшегося ему пособия по безработице являются уведомление работодателя о приеме этого гражданина на работу (отрывной талон рекоменда­тельного письма), выписка из приказа организации: справка ра­ботодателя о фактической продолжительности трудовой деятель­ности за текущий месяц в соответствии с табелем учета рабочего времени. Доплата безработным гражданам, занятым на общественных работах, производится органами службы занятости за фактически отработанное время на основании соответствующей справки, вы­даваемой работодателем ежемесячно. Размер доплаты определяет­ся с учетом установленных выплат на лиц, находящихся на их содержании. Изменение размера доплат осуществляется в поряд­ке, установленном для определения размера и условий выплаты пособия по безработице. Со всех видов выплат, начисленных гражданам за участие в общественных работах, производятся все виды удержаний. Безработным гражданам, направленным на общественные ра­боты, доплаты к заработку из средств фонда занятости не произ­водятся по истечению срока выплаты пособия по безработице или на период приостановки выплаты пособия. После завершения участия гражданина в общественных рабо­тах, при повторной постановке на учет и определении размера пособия по безработице сумма доплат из фонда занятости населе­ния не учитывается. Безработным гражданам, направленным на общественные рабо­ты и не получающим пособие по безработице, за виновные дей­ствия (приостановка выплаты пособия) доплата к заработку за счет средств фонда занятости производится по истечении времени нака­зания. Органы СЗН при организации общественных работ осуществ­ляют: учет граждан, направленных на общественные работы, сум­марный учет отработанного времени каждым гражданином на общественных работах в течение года со дня заключения первого срочного договора на участие в общественных работах. Перио­дом участия гражданина в общественных работах считается ка­лендарное время от даты зачисления на работу до даты увольне­ния. Органы СЗН осуществляют контроль за соблюдением догово­ров между предприятиями и иными организациями в части пре­доставления и выполнения общественных работ. [1] Постановление Правительства РФ «Положение об организации общественных работ» от 14.07.1997 г. № 875

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал