Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация данных психодиагностики при построении коррекционных программ.






Психологическая интерпретация психодиагностических данных – это ответы на вопросы: - что означают полученные результаты. При этом подразумевается их «трехмерное» понимание: оценка актуального состояния ребенка – анализ причин, предыстории его возникновения – прогноз дальнейшего развития; - какие психологические механизмы обусловили полученные результаты психодиагностики, предшествовавшей проведению психокоррекционной работы; - какое именно психическое явление отражено в полученных результатах. Выделяют три вида психических явлений: - психические процессы, - психические состояния, - психологические свойства личности. В зависимости от того, какой вид психического явления отразился в полученных результатах психодиагностики, будут выбраны тот или иной метод, форма и продолжительность психокоррекции, а также в целом определены необходимость и возможность психокоррекционного вмешательства. Можно выделить следующие аспекты интерпритации результатов психодиагностики (Коломинский Я.Л., Панько Е.А.): 1) научный – интерпритация в виде теоретического обобщения. Он включает в себя: установление соответствия (несоответствия) состояния, уровня развития и др. характеристик изучаемого психического явления возрастным и общим закономерностям психического развития, понимание психологических механизмов возникновения данного результата, прогностические функции, 2) прикладной – который включает в себя анализ и разработку психологических основ учебных и воспитательных программ и планов, дидактических и методических материалов, 3) практический, который состоит в разработке конкретных рекомендаций по обучению, воспитанию данного изучаемого ребенка или группы детей на основе составленных психологических характеристик, научного анализа вопросов индивидуального развития личности. Интерпритация представляет собой способ моделирования процесса психического развития, воссоздания истории развития и психологических особенностей ребенка. Полученная в процессе психодиагностического исследования модель психического развития конкретного ребенка сопоставляется с обобщенной теоретической моделью и на этом основании делается заключение о: - необходимости и возможности, - направлениях и формах, - объемах и желаемых результатах дальнейшей коррекционной работы. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. выделяют следующие виды интерпретации: - ситуационная: объясняет особенности поведения и результаты исследования в конкретной ситуации, - интерпритация развития: установление причинно-следственных закономерностей изменения личности: влияние прошлого опыта на актуальные проблемы ребенка, которые сами становятся причиной определенного состояния личности в будущем, - личностная, концептуальная: описание центральных личностных механизмов развития психики ребенка в понятиях и закономерностях определенного психологического направления, - синдромологическая: типологические описания совокупности выявленных признаков. Задача разрабатываемых на основании интерпритации психодиагностических данных коррекционных программ – создание условий для реализации возможностей каждого ребенка и резерв каждого возраста.

 

17. Психокоррекционная ситуа­ция.

 

Психокоррекционная ситуа­ция включает в себя следующие основные элементы:

1. Клиент – т. е. субъект, кото­рому предполагается оказание психологической помощи, вслед­ствие имеющегося у него страда­ния, дезадаптации, конфликта и т.д. Сложность психокоррекци­онной работы обусловлена, в ча­стности, тем, что не всегда чело­век, имеющий проблемы, адек­ватно осознаёт сами проблемы и их источники и готов к актив­ному участию в решении этих проблем. Особенно ярко это про­является в отношении детей. По­этому одна из основных трудно­стей работы психолога состоит в том, чтобы создать такие условия общения с клиентом, при кото­рых можно было бы рассчиты­вать на его активное и как можно более осознанное участие в про­цессе осуществления предпола­гаемых преобразований.

2. Пси­холог – т.е. специалист, который ориентирован на оказание психо­логической помощи клиенту и принципиально способен её ока­зать. Право на проведение психо­коррекционной работы специали­сту даёт наличие у него необхо­димой теоретической и практиче­ской подготовки. Теоретический компонент готовности предпола­гает знание теории психического развития, теории личности и тео­ретических основ коррекционной работы, основных коррекцион­ных технологий и т.д. Теоретиче­ская готовность позволяет психо­логу глубоко и точно анализиро­вать исходные принципы и адек­ватность существующих и при­меняемых коррекционных техно­логий, гибко использовать их для решения поставленных целей и задач, модифицировать в случае необходимости в зависимости от требований ситуации, индивиду­альных особенностей клиента, максимально реализовать пози­тивный конструктивный потен­циал методики или технологии в целом. Практический компонент готовности предполагает овладе­ние методиками коррекционной работы, что обуславливает их профессиональное использование и позволяет избежать профессио­нальных деформаций личности, в частности синдрома «профессио­нального выгорания». Ещё один аспект – личностная готовность – проявляется в отсутствии пси­хологических барьеров общения в психокоррекционной ситуации.

3. Помещение, где проводится коррекция – должно учитывать особенности проводимой психо­коррекционной работы и предос­тавлять необходимые внешние условия, а также время для про­ведения психокоррекции, воз­можности гибкого использования разнообразных форм и методов психокоррекции (что затрудни­тельно достичь, если проводить психокоррекцию, например, в классе).

4. Средства психокоррекции – набор конкретных процедур, ме­тодик, создание определенных условий общения и т.д., т.е. все то, что используется для оказа­ния эффективного психокоррек­ционного воздействия. К числу таких средств можно отнести специальную атмосферу довери­тельности, принятия, безопасно­сти и комфорта, целенаправлен­ной совместной деятельности, которая создаётся благодаря ком­петентному поведению психолога и мотивированности клиента, его заинтересованности в сотрудни­честве с психологом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал