![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерпретация данных психодиагностики при построении коррекционных программ.
Психологическая интерпретация психодиагностических данных – это ответы на вопросы: - что означают полученные результаты. При этом подразумевается их «трехмерное» понимание: оценка актуального состояния ребенка – анализ причин, предыстории его возникновения – прогноз дальнейшего развития; - какие психологические механизмы обусловили полученные результаты психодиагностики, предшествовавшей проведению психокоррекционной работы; - какое именно психическое явление отражено в полученных результатах. Выделяют три вида психических явлений: - психические процессы, - психические состояния, - психологические свойства личности. В зависимости от того, какой вид психического явления отразился в полученных результатах психодиагностики, будут выбраны тот или иной метод, форма и продолжительность психокоррекции, а также в целом определены необходимость и возможность психокоррекционного вмешательства. Можно выделить следующие аспекты интерпритации результатов психодиагностики (Коломинский Я.Л., Панько Е.А.): 1) научный – интерпритация в виде теоретического обобщения. Он включает в себя: установление соответствия (несоответствия) состояния, уровня развития и др. характеристик изучаемого психического явления возрастным и общим закономерностям психического развития, понимание психологических механизмов возникновения данного результата, прогностические функции, 2) прикладной – который включает в себя анализ и разработку психологических основ учебных и воспитательных программ и планов, дидактических и методических материалов, 3) практический, который состоит в разработке конкретных рекомендаций по обучению, воспитанию данного изучаемого ребенка или группы детей на основе составленных психологических характеристик, научного анализа вопросов индивидуального развития личности. Интерпритация представляет собой способ моделирования процесса психического развития, воссоздания истории развития и психологических особенностей ребенка. Полученная в процессе психодиагностического исследования модель психического развития конкретного ребенка сопоставляется с обобщенной теоретической моделью и на этом основании делается заключение о: - необходимости и возможности, - направлениях и формах, - объемах и желаемых результатах дальнейшей коррекционной работы. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. выделяют следующие виды интерпретации: - ситуационная: объясняет особенности поведения и результаты исследования в конкретной ситуации, - интерпритация развития: установление причинно-следственных закономерностей изменения личности: влияние прошлого опыта на актуальные проблемы ребенка, которые сами становятся причиной определенного состояния личности в будущем, - личностная, концептуальная: описание центральных личностных механизмов развития психики ребенка в понятиях и закономерностях определенного психологического направления, - синдромологическая: типологические описания совокупности выявленных признаков. Задача разрабатываемых на основании интерпритации психодиагностических данных коррекционных программ – создание условий для реализации возможностей каждого ребенка и резерв каждого возраста.
17. Психокоррекционная ситуация.
Психокоррекционная ситуация включает в себя следующие основные элементы: 1. Клиент – т. е. субъект, которому предполагается оказание психологической помощи, вследствие имеющегося у него страдания, дезадаптации, конфликта и т.д. Сложность психокоррекционной работы обусловлена, в частности, тем, что не всегда человек, имеющий проблемы, адекватно осознаёт сами проблемы и их источники и готов к активному участию в решении этих проблем. Особенно ярко это проявляется в отношении детей. Поэтому одна из основных трудностей работы психолога состоит в том, чтобы создать такие условия общения с клиентом, при которых можно было бы рассчитывать на его активное и как можно более осознанное участие в процессе осуществления предполагаемых преобразований. 2. Психолог – т.е. специалист, который ориентирован на оказание психологической помощи клиенту и принципиально способен её оказать. Право на проведение психокоррекционной работы специалисту даёт наличие у него необходимой теоретической и практической подготовки. Теоретический компонент готовности предполагает знание теории психического развития, теории личности и теоретических основ коррекционной работы, основных коррекционных технологий и т.д. Теоретическая готовность позволяет психологу глубоко и точно анализировать исходные принципы и адекватность существующих и применяемых коррекционных технологий, гибко использовать их для решения поставленных целей и задач, модифицировать в случае необходимости в зависимости от требований ситуации, индивидуальных особенностей клиента, максимально реализовать позитивный конструктивный потенциал методики или технологии в целом. Практический компонент готовности предполагает овладение методиками коррекционной работы, что обуславливает их профессиональное использование и позволяет избежать профессиональных деформаций личности, в частности синдрома «профессионального выгорания». Ещё один аспект – личностная готовность – проявляется в отсутствии психологических барьеров общения в психокоррекционной ситуации. 3. Помещение, где проводится коррекция – должно учитывать особенности проводимой психокоррекционной работы и предоставлять необходимые внешние условия, а также время для проведения психокоррекции, возможности гибкого использования разнообразных форм и методов психокоррекции (что затруднительно достичь, если проводить психокоррекцию, например, в классе). 4. Средства психокоррекции – набор конкретных процедур, методик, создание определенных условий общения и т.д., т.е. все то, что используется для оказания эффективного психокоррекционного воздействия. К числу таких средств можно отнести специальную атмосферу доверительности, принятия, безопасности и комфорта, целенаправленной совместной деятельности, которая создаётся благодаря компетентному поведению психолога и мотивированности клиента, его заинтересованности в сотрудничестве с психологом.
|