Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности коррекционных мероприятий.






 

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена только с точки зрения достижения целей, поставленных в коррекционной программе. Необходимо учитывать, что оценка эффективности коррекционных мероприятий проводится в обязательном порядке на каждом занятии. Это требование основано на осознании сложности процесса психического развития, невозможности однозначно предсказать протекание психокоррекции и реакции личности на возникающие перемены и необходимости своевременно изменять тактику коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей личности клиента, значимых с точки зрения проводимой психокоррекции. Оценка эффективности коррекционной работы может существенно изменяться в зависимости от позиций оценивающего. Для проведения объективной оценки полученных в процессе психокоррекции результатов рекомендуется использование специальных профессиональных стандартизированных диагностических методов и методик, которые подбираются на основании целей, которые были поставлены в работе с данным клиентом.

Можно выделить объективные и субъективные условия, влияющие на эффективность коррекционных мероприятий и их оценку:

1.Объективные: к ним относят интенсивность коррекционных мероприятий (частота: занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1, 5 часа; содержательная насыщенность; разнообразие используемых приемов, заданий, техник; степень активного участия самого клиента; чем пассивнее человек ведет себя во время занятий, тем более он склонен испытывать неудовлетворенность проведенным временем, тем меньше чувствует ответственность за результаты коррекции и т.д.), пролонгированность (количество занятий и общая продолжительность психокоррекционной работы, наличие контактов клиента с психологом после проведения коррекции и т.д.), время выявления проблем (чем раньше выявлены трудности в развитии, тем вероятнее их успешная коррекция и т.д.), сохранение прежних и возникновение новых проблем в развитии, общении. Деятельности и другие факторы.

2. Субъективные: сюда можно включить ожидания клиента, его представления о том, как с ним будут общаться, какие задания предлагать и т.д., характер проблем клиента, то место, которое занимали в жизни клиента данные проблемы и, соответственно, какое значение для него будет иметь избавление от этих проблем, готовность клиента к сотрудничеству, ожидания и профессиональный, личностный опыт психолога, специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции на личность с определенным складом и т.д.

С одной стороны, оценивая эффективность коррекционных мероприятий, мы обязаны исходить из учета права психолога самостоятельно свободно выбирать средства психокоррекции, строить программы коррекционной работы и формулировать ее цели и задачи. С другой стороны, должны быть созданы условия, защищающие клиента от неоправданного психокоррекционного воздействия, неадекватного использования психокоррекционных методов. При оценке качества коррекционной работы важно учитывать следующие требования (Осипова А.А.)

1) должны быть четко определены используемые методы коррекционной работы и их теоретические основания.

2) сравнение результатов коррекционной работы должно проводиться на идентичных (сходных по основным значимым психологическим параметрам – возраст, проблемы и т.д.) группах клиентов с соблюдением статистических требований (случайность выборки, достаточный количественный состав групп и т.д.)

3) сравнительная оценка эффективности должна проводиться независимыми экспертами.

4) оценка эффективности коррекционных мероприятий предполагает сопоставление непосредственных и отдаленных результатов.

При оценке эффективности коррекционной работы исследуются следующие группы переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие: - субъективное переживание клиентом перемен во внутреннем мире - объективно регистрируемые признаки изменений в поведении, состоянии, реагировании клиента в соответствии со стоящими коррекционными целями - устойчивость достигнутых изменений, степень их переноса в жизненные ситуации.

19. Требования к составлению психокоррекционных про­грамм.

Реализация принципа единства коррекции и развития при составлении психокоррекци­онных программ дала им широко используемое сегодня определе­ние как программ коррекционно – развивающих (Дубровина И.В. и др.). Такие программы разраба­тываются на основе проведенной диагностики или психологиче­ского анализа какой-либо про­блемы клиента. Предлагаемые рекомендации по коррекции пси­хического развития личности мо­гут быть эффективны только то­гда, когда они даются в контексте понимания личности как некото­рой целостности, в совокупности всех наиболее значимых её качеств и свойств. С.Л.Рубинштейн выделял в целостной структуре личности следующие составляющие: 1) направленность личности (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки). 2) способности (общие, специальные, одаренность, талант) 3) характер (отношение к себе, людям, миру, труду, волевые качества).

При этом в качестве стержня личности выступает её мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от той функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности еще только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, поэтому коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. При этом ценность коррекционной работы будет определяться не тем, в какой мере она позволяет решить сиюминутные проблемы личности, а тем, насколько в процессе разработки такой программы были учтены перспективы развития личности. При разработке программ психокоррекции следует отличать трудности адаптации, возникающие вследствие отклонений в развитии или нарушений деятельности, возникшими у самого клиента, от тех нарушений, которые характеризуют жизненную среду личности (например, наличие «сверхтребований» со стороны взрослых и т.д.). Три типа коррекционных программ: общая, типовая, индивидуальная – могут быть охарактеризованы следующим образом:

Общая: представляет собой систему условий, которые необходимо создать для оптимального развития личности в целом (например, при обучении детей в детском саду, начальных классах, воспитании в семье, при переживании посттравматического стресса и т.д.), т.е. когда один и тот же фактор действует на различных людей, вызывая у них идентичные реакции;

Типовая: представляет собой систему условий, которые необходимо создать для благоприятного развития личности определенной категории клиентов при наличии специфических отклонений в развитии, учитывая сходство причин имеющихся нарушений (например, для такой категории детей, как дети с задержками психического развития и т.д.);

Индивидуальная: представляет собой либо адаптированную к особенностям конкретной личности типовую или общую программу коррекции, либо созданную специально для данного клиента систему условий, позволяющих оптимизировать процесс развития конкретной личности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал