Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция и профилактика дезадаптации.






Психологическая коррекция в отношении ребенка всегда должна начинаться с перестройки соответствующих представлений, установок у взрослого, воспитателя. Без этого невозможно добиться улучшения, изменения психического состояния ребенка. Предпосылкой возникновения негативизма как отказа от каких-либо видов деятельности (в т.ч. еды, прогулок и т.д.) обычно служит повышенная психологическая трудность, наличие непосильных требований к ребенку и его отношений со взрослыми или сверстниками. На основе отрицательных аффективных переживаний, возникающих у ученика при общении с учителем, ребенок начинает неадекватно воспринимать отношение учителя к себе, считая, что тот несправедливо к нему относится. Общими психотравмирующими моментами для ребенка являются:

1) неблагоприятная оценка уровня какого-либо вида деятельности высказывается самому ребенку, без учета того, что его возраст, уровень развития, способности еще не позволяют ему безболезненно воспринимать эту неблагоприятную оценку. Происходит утрата уверенности в себе, снижается побуждение к этой деятельности (например, при раннем обучении детей чтению).

2) Нередко при высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности расширяется объем того, что подвергается оценке («Ты все делаешь плохо!»). Если низко оценена деятельность ребенка, это воспринимается как низкая оценка его личности. Прямой переход на личность ребенка формирует устойчивую негативную оценку своих возможностей и комплекс неполноценности, низкий уровень притязаний и активности у детей.

3) Психотравмирующее действие усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Не столько подбор слов, сколько их повышенная эмоциональная окраска и выраженное в ней отношение взрослых влияет на ребенка, вызывая соответствующую эмоциональную реакцию.

4) Исключительное значение в плане психотравмирующего воздействия обладает сравнение ребенка с кем-то другим, кто ему противопоставляется как образец, пример. Для любого ребенка осознание того, что ты хуже кого-то, безусловно, вредно, это нарушает нормальный процесс его развития.

При решении проблем дезадаптации ребенка на начальном этапе, опираясь на данные психодиагностики, психолог определяет основные причины возникшей дезадаптации и формы ее проявления, наиболее характерные для ребенка. На следующей ступени создаются условия для коррекции самооценки ребенка и его эмоционально-волевой сферы с целью повысить активность ребенка в преодолении возникших трудностей, сформировать позитивное отношение к себе и оптимистическую оценку перспектив. Далее ищутся средства и ресурсы для преодоления негативного опыта ребенка в отношениях с социальным окружением. На следующем этапе, с учетом индивидуального опыта ребенка создаются условия для формирования конструктивного отношения к требованиям окружающих. Опорой при проведении такой работы может служить формирование в условиях специально организованного общения позитивной адекватной самооценки ребенка в пределах его возрастных возможностей. Именно взрослый должен регулировать степень психологической нагрузки – она не должна превышать возможностей ребенка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал