Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Молодежь ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предлагаемые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная и профессиональная школа, круг друзей или сверстников, массовые коммуникации, социально-политические организации. От степени согласованности, непротиворечивости, дополнения (или конкуренции) их воздействий зависит «качество» социализации, понимаемое как соответствие приобретенной социальной роли ожиданиям индивида и потребностям общества в преемственности поколений. Социальное отчуждение молодежи связано с продлением периода юности до 30 лет, причиной чему служит длительная экономическая несамостоятельность учащейся молодежи, ее растущая безработица. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 15-30 лет. Современная М. как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные проблемы связаны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. В сфере труда главной проблемой является безработица: в возрастной категории до 18 лет и 18-24 года она в несколько раз выше, чем в др. возрастных группах. В развивающихся странах, где проживает ¾ молодежи мира, затраты на образование в 10 раз меньше, чем в развитых странах, отсюда проблемы неграмотности, получение преимущественно начального образовании, неравенство в др. социальных сферах. Безработица в этих странах среди молодежи особенно высока в связи с неразвитостью экономики и многочисленностью молодого поколения. Из-за нерешенности многих проблем молодежи возникают молодежные движения студенческие волнения, движение «новых левых», развитие контркультуры. Родившись как форма борьбы за права молодежи, и имея первоначально политическую ориентацию, некоторые из них превращались в «тотальный нонконформизм», наблюдался рост отклоняющегося поведения (напр., наркомании, молодежного вандализма). Многие молодые люди начинают свою трудовую жизнь в стесненных обстоятельствах (с низкой зарплатой и т.д.), что может неблагоприятно отражаться на их отношении к труду (на смену принципу оплаты по труду приходит принцип труда по оплате). Негативное влияние на отношение к труду могут оказывать и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда (что приводит подчас к падению престижа ряда важных для общества профессий, например, инженеров), ошибки в выборе профессии, а также отстраненность молодых работников от управления, от принятия политических и хозяйственных решений. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Молодежь испытывает трудности адаптации в трудовом коллективе – отсюда высокая молодежная текучесть. Медленно осуществляется профессиональный рост и продвижение на руководящие посты. Ряд проблем связан с досугом, общением, образованием семьи. Другой круг проблем связан с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков). Вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формирует у части молодежи социальный инфантилизм. Существование этих проблем привело к тому, что у некоторых групп молодежи труд перестал занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей, ослаблялась идентификация со своей работой, трудовым коллективом, предприятием, обществом, усиливались потребительские установки. Особую заботу общества составляют не всегда благоприятные изменения в политических идеалах, ценностных ориентациях, нравственных нормах молодежи. Молодежь нуждается в создании благоприятных условий для самореализации, развития и проявления своих способностей, знаний, навыков, стремлений. Основная задача здесь - избежать воспроизводства социального неравенства через семью (неравенства в материальной, социальной и т. п. помощи родителей) и через систему образования. Важно также формирование в школе профессиональных навыков, соответствующих не только личным склонностям, но и потребностям общества, самостоятельности в мышлении и работе, навыков самоуправления. Все большую роль приобретает задача нравственного воспитания молодежи, формирования ее нравственных эталонов. Для решения этой задачи большое значение владеет овладение системой гуманитарного знания (литературой, историей, психологией и т.п.). Данная страница нарушает авторские права? |