Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лабораторный практикум №1Стр 1 из 39Следующая ⇒
Тема: Структура и свойства белков. Методы выделения и очистки белков. Нарушения белкового состава сыворотки крови. Цели занятия: Сформировать у студентов знание о структуре белков, уровнях организации белковых молекул, классификациях и биологической роли белков в организме человека. Познакомить студентов с методами анализа белков, основанными на их физико-химических свойствах, а также с методами количественного определения белков в биологических жидкостях и диагностическим значением этих методов. Сформировать у студентов навыки работы с рефрактометром и ФЭК-ом, умения анализировать протеинограммы и использовать полученные данные для диагностики заболеваний. Белки, являясь одним из основных компонентов организма, присутствуют во всех биологических жидкостях. Анализ количественного и качественного состава белков, циркулирующих в крови, позволяет оценить не только состояние обмена белков в организме, но и предположить нарушение функции отдельных органов и систем. Изменение соотношения отдельных белковых фракций плазмы крови имеет место при целом ряде физиологических и патологических состояний. Определение общего количества белка в сыворотки крови, а также оценка соотношения отдельных белковых фракций, имеет важное диагностическое значение. Хронометраж практического занятия: 1. Вводная беседа. Тестирование исходного уровня знаний— 15 мин. 2. Практическая часть – обсуждение теоретического материала, знакомство с методами анализа белка. Решение ситуационных задач – 45 мин. 4. Лабораторная работа– определение общего белка сыворотки крови по интенсивности окраски с биуретовым реактивом, анализ готовых хроматограмм аминокислот- 65 мин. 5. Контроль выполнения лабораторной работы, подведение итогов занятия — 10 мин.
Продолжительность занятия — 3час(леч), 4 часа(пед) Методическое и материально-техническое оснащение (химическая посуда, биологический материал, ФЭК, рефрактометр (для демонстрации), набор разных хроматограмм аминокислот для анализа) Содержание темы: Белки – определение, роль в организме. Коротко повторить строение белков: альфа-аминокислоты, пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Роль простетической группы. Конформация белка, доменное строение и их значение в функционировании белков. Физико-химические свойства белков (растворимость и осаждаемость, оптические и электрические свойства). Роль высших уровней организации белковых молекул (третичной и четвертичной структуры) в функционировании белков. Методы выделения, фракционирования очистки белков, основанные на физико-химических особенностях белковых молекул. Методы определения концентрации белка в биологических жидкостях: рефрактометрический, колориметрический. Нормальное содержание белка в сыворотке крови у детей в разные возрастные периоды и у взрослых. Электрофоретическое разделение белков сыворотки крови на бумаге и других носителях. Принципы методов. Нормы. Диагностическое значение.
Базисные знания: Из курса органической химии студент должен знать и уметь писать структурные формулы протеиногенных аминокислот и пептидов; иметь представление о классификации аминокислот и белков, а также о физико-химических свойствах их (растворимость и осаждаемость, оптические и электрические свойства). Студент должен знать уровни организации белковой молекулы, характеристики связей, стабилизирующих первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белков, биологическую роль аминокислот и белков. Студент должен уметь качественно обнаружить белок (биуретовая реакция) и аминокислоты (нингидриновая реакция) в растворе. Из курса физики студент должен знать устройство и принцип работы ФЭКа Учебная карта занятия: Вводная беседа. Кратко обсудить со студентами особенности структуры и уровни организации белковой молекулы в связи с физико-химическими свойствами и биологическими функциями белков. Ознакомить студентов с методами выделения, очистки и фракционирования белков, а также с методами количественного определения содержания общего белка в сыворотке крови и методом электрофоретического разделения белков сыворотки. Остановиться на диагностическом значении определения общего белка и его фракций. Познакомить студентов работой на ФЭКе и с методом построения и использованием калибровочного графика при колориметрических определениях. Дать краткую характеристику отдельных белковых фракций и индивидуальных белков, входящих в их состав. Обратить внимание на особенности нормальной протеинограммы в разные возрастные периоды у детей по сравнению со взрослыми (см. таблицу).
Возрастные особенности нормальных величин белков плазмы крови
Отметить также, что резкое снижение количества белков плазмы в раннем детском возрасте – неблагоприятный симптом, который требует энергичного лечения. Продолжительная гипопротеинемия подавляет деятельность печени, нарушая обмен гликогена, процессы дезаминирования, декарбоксилирования, синтеза мочевины и других дезинтаксикационных процессов.
Вопросы для собеседования.
|