![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины дефицита денежных средств ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Причины дефицита денежных средств могут быть внутренние и внешние. К внутренним причинам относят: падение объема продаж (реализации); потерю крупных потребителей; недостатки в управлении ассортиментом продукции, работ и услуг; недостатки в системе управления финансами. К внешним - кризис неплатежей; неденежные формы расчетов; конкуренцию со стороны других товаропроизводителей; рост цен на энергоносители; потери от экспорта из-за заниженного обменного курса; давление налогового законодательства; высокую стоимость заемных средств; давление инфляции. Последствия дефицита денежных средств: задержки в выплате заработной платы; рост кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом; рост доли просроченной задолженности по кредитам банков; снижение ликвидности активов компании; увеличение длительности производственного цикла из-за несвоевременной поставки сырья и комплектующих. Необходимо применять меры по увеличению потока денежных средств. Краткосрочные. Увеличение притока денежных средств:
Уменьшение оттока:
Долгосрочные. Увеличение притока: · дополнительная эмиссия акций и облигаций; · реструктуризация компании (ликвидация или выделение в бизнес-единицы); · поиск стратегических партнеров; · поиск потенциального инвестора; Уменьшение оттока: · долгосрочные контракты, предусматривающие скидки или отсрочки платежей; · налоговое планирование. Бюджетное планирование Важный момент в управлении движением средств — бюджетное планирование. В целях организации бюджетного планирования целесообразно создать на предприятии сквозную систему бюджетов, состоящую из следующих функциональных бюджетов: · бюджет фонда оплаты труда; · бюджет материальных затрат; · бюджет потребления энергии; · бюджет амортизации; · бюджет прочих расходов; · бюджет погашения кредитов; · налоговый бюджет. Такая система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия. Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в государственный и местный бюджеты, а также во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом по предприятию. В целях разработки прогнозного годового бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных: • прогноз денежной выручки от реализации продукции; • обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределением их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных • данные по переменным издержкам по каждой товарной группе; • прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия; • прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата; • данные по основным производственным и резервным фондам предприятия. Для текущего управления финансами чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного — трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств. В целях управления денежными средствами на предприятии выделяют 4 центра ответственности: 1. по доходам: управление маркетинга и коммерческое управление; 2. по расходам: управление производством и управление технического обеспечения и ремонта; 3. по прибыли: управление финансами и экономикой; 4. по инвестициям: управление техническим развитием и управление по работе с персоналом. Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей. В доходную часть сводного бюджета включаются: · выручка от реализации продукции и от прочей реализации; · поступления от дебиторов; · остатки средств на банковских счетах на начало планового периода; кредиты и займы. В расходную часть включаются: · налоги в бюджет; · заработная плата; · платежи во внебюджетные фонды; · закупки сырья и материалов; · оплата электроэнергии; · выплаты по кредитам (с учетом процентов); · прочие расходы и дефицит бюджета (в случае превышения расхода над доходом). Оптимальный бюджет — это бюджет, в котором доходная часть равна расходной части. Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, необходимо учесть остатки средств на балансовых счетах предприятия. На основе всех этих данных рекомендуется составить сводный план финансовых поступлений (на месяц, квартал, год). Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год). Расходы сводного бюджета планируются на основании данных плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей во внебюджетные фонды; бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу; бюджета электроэнергии; плана-графика погашения кредитов; бюджета прочих расходов. На практике часто случается ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо происходит взаимозачет встречных платежей. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и соответственно в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость оперативного пересмотра (корректировки) бюджета.
|