Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие № 16






 

Тема: Переваривание белков. Пути использования аминокислот в клетке. Нарушения переваривания белков.

Цели занятия: Сформировать знания о процессе переваривания белков, характеристике протеолитических ферментов, работающих в желудке и тонком кишечнике, о механизме всасывания продуктов гидролиза белков, о пополнении пула аминокислот, о способах «мечения» старых белков, роли клеточных протеаз в их деградации, о путях использования аминокислот в клетке, и сформировать навыки использования полученных теоретических знаний в постановке диагноза заболеваний, в основе которых лежат нарушения переваривания белков.

Хронометраж практического занятия:

1. Вводная беседа. Тестирование исходного уровня знаний— 15 мин.

2. Практическая часть

3.Собеседование по теме занятия 60 мин

Просмотр и обсуждение видеофрагмента и анимации(

Разбор конкретной ситуации (ситуационных задач) – 35 мин

Лабораторная работа-30 мин.

Контроль выполнения лабораторной работы — 15 мин.

4. Контроль усвоения темы — 15 мин.

5. Подведение итогов и задание к следующему занятию — 10 мин.

Продолжительность занятия —4 часа (180 минут)

Методическое и материально-техническое оснащение (таблицы, химическая посуда, биологический материал, видеофрагменты, анимации)

Содержание темы: Переваривание белков. Характеристика протеолитических ферментов, работающих в желудке и тонком кишечнике. Всасывание продуктов гидролиза. Пул аминокислот в клетке. Пополнение пула аминокислот за счет эндогенного распада дефектных тканевых белков. Роль убиквитина и процессов гликозилирования. Внутриклеточные протеазы. Возможные пути использования аминокислот в клетке. Практикум: роль пепсина или трипсина в переваривании белков (есть трипсин как реактив, в аптеке можно купить пепсин уже с соляной кислотой). Приготовить раствор альбумина, сделать с ним биуретовую реакцию на белок, затем добавить пепсин и поместить в термостат после инкубации снова провести пробу на белок

Базисные знания: Из курса биохимии – строение белка, пищевая ценность белков, растительные и животные белки – их роль для организма.

Студент должен уметь: использовать полученные теоретические знания при постановке диагноза заболеваний, в основе которых лежат нарушения переваривания белков.

 

Учебная карта занятия:

Вводная беседа: Переваривание белков. Характеристика протеолитических ферментов, работающих в желудке и тонком кишечнике. Всасывание продуктов гидролиза. Пул аминокислот в клетке. Пополнение пула аминокислот за счет эндогенного распада дефектных тканевых белков. Роль убиквитина и процессов гликозилирования. Внутриклеточные протеазы. Возможные пути использования аминокислот в клетке.

Тесты исходного уровня знаний:

1. ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ПРОДУКТОВ ГНИЕНИЯ БЕЛКОВ ПРОТЕКАЕТ:

1. в печени и почках посредством микросомального окисления;

2. в печени посредством связывания с серной и глюкуроновой кислотами.

3. в печени посредством связывания с альбумином.

4. в крови, где они связываются с холестерином.

Ответ: 2.

 

2. БАКТЕРИЦИДНЫМ ФАКТОРОМ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА ЯВЛЯЕТСЯ:

1. гастромукопротеид;

2. кислые соли;

3. соляная кислота;

4. серная кислота;

Ответ: 3

 

3. ПРОЦЕССЫ ГНИЕНИЯ БЕЛКОВ В КИШЕЧНИКЕ ПРОТЕКАЮТ ПОД ВЛИЯНИЕМ:

1. протеолитических ферментов тонкого кишечника

2. ферментов микрофлоры тонкого кишечника.

3. ферментов микрофлоры попадающей в организм с пищей.

4. нормальной микрофлоры толстого кишечника.

Ответ: 4

 

4. УКАЖИТЕ ВОЗМОЖНУЮ ПРИЧИНУ ЗАБРОСА ЖЕЛЧИ В ЖЕЛУДОК ПРИ АНАЦИДНОМ ГАСТРИТЕ:

1. открытость привратника вследствие его атрофии;

2. избыточная продукция желчи;

3. открытость привратника из-за отсутствия градиента рН между желудком и кишечником;

4. более мощная, чем в норме антиперистальтика;

Ответ: 3

5. КАКОВ МЕХАНИЗМ АКТИВАЦИИ ТРИПСИНОГЕНА В ТРИПСИН?

1. активируется ионами кальция;

2. активируется путем воздействия на субъединицу фермента;

3.аллостерический механизм активации;

4. активируется по механизму ограниченного протеолиза.

Ответ: 4

 

6. ПЕПСИН ЯВЛЯЕТСЯ ФЕРМЕНТОМ:

1. индивидуальной специфичности;

2. индивидуальной специфичности, расщепляющей связи аланин – тирозин;

3. групповой специфичности, расщепляющей связи фенилаланин – тирозин;

4. стереохимической специфичности;

Ответ: 3

 

7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЛКАХ У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ СОСТАВЛЯЕТ:

1. 100 –150 г/сут.;

2.50 –70 г/сут.;

3.30 – 40 г/ сут.;

4.400 –500 г/сут..

Ответ: 2

 

8. К ПРОДУКТАМ ГНИЕНИЯ БЕЛКОВ В КИШЕЧНИКЕ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ:

1.лизин;

2.орнитин;

3. кадаверин;

4.триптофан

Ответ: 3

 

Теоретическая часть.

Вопросы для собеседования

1.Переваривание белков. Характеристика протеолитических ферментов, работающих в желудке. Роль соляной кислоты в переваривании белков.

2. Характеристика протеолитических ферментов, работающих в тонком кишечнике. Схема активации протеолитических ферментов поджелудочной железы.

3.Всасывание продуктов гидролиза белка.

4. Гниение белков в кишечнике. Механизмы обезвреживания продуктов, образующихся при этом процессе.

5.Пул аминокислот в клетке. Пополнение пула аминокислот за счет эндогенного распада дефектных тканевых белков.

6.Роль убиквитина и процессов гликозилирования в «мечении» старых белков в клетке. Роль шаперонов.

7.Внутриклеточные протеазы.

8.Возможные пути использования аминокислот в клетке.

Заполнить таблицу «Характеристика протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта»

место синтеза Место действия рН Активация протеиназ Характеристика фермента
Профермент Активатор Активный фермент
Слизистая оболочка желудка Полость желудка   Пепсиноген      
Поджелудочная железа Полость тонкой кишки   Трипсиноген Химотрипсиноген Проэластаза Прокарбоксипептидаза А Прокарбоксипептидаза Б      
Тонкая кишка Пристеночный слой   Аминопептидазы Ди- и трипептидазы  

 

Разбор ситуационных задач

1.У больного резко угнетена секреция желудочного сока. Что должен предпринять врач, чтобы усилить секрецию? (Введение ацедилпепсина или гистамина.Приналичии рака желудка секреция не усилится, но при ахилическом гастрите может быть получен положительный результат).

 

2.При обследовании грудного ребенка обнаружено, что рН желудочного сока 5, 0. Имеет ли смысл попытка коррекции рН в более кислую сторону?

 

3.При приготовлении сыра для быстрого створаживания молока к нему добавляют очищенный желудочный сок телят. Почему?

 

4.При обследовании панкреатического сока обнаружено резкое снижение общей протеолитической активности. Укажите возможные причины данного явления.

 

5.При снижении секреторной функции желудка у больного с мочой выделяется повышенное количество индикана. Почему это происходит?

 

6.При составлении пищевого рациона было предложено блюдо из рыбы заменить горохом, т.к. содержание белка в них почти одинаково. Ваша точка зрения?

 

Практическая часть (для лабораторного практикума).

Практикум: роль пепсина или трипсина в переваривании белков (есть трипсин как реактив, в аптеке можно купить пепсин уже с соляной кислотой). Приготовить раствор альбумина, сделать с ним биуретовую реакцию на белок, затем добавить пепсин и поместить в термостат после инкубации снова провести пробу на белок

Задание на следующее занятие в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО БИОХИМИИ.

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия навыки использования полученных теоретических знаний в постановке диагноза заболеваний, в основе которых лежат нарушения переваривания белков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал