Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические права и обязанности граждан






План:

1. Экологическая функция государства

2. Экологические права граждан

3. Экологические обязанности граждан

 

Экологическая функция государства. Вопрос о функциях российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии.

Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в ст.ст. 2 и 3 Конституции РФ 1993 г. Подчеркнем, что в соответствии со ст.3 Конституции не государство, а народ — источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, определяемые потребностями решения некоторых основных для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что в прошлом было традиционным для российского государства.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права одной из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды) и относится к числу внутренних функций государства. Ряд авторов (В.В. Бринчук, О.С.Колбасов и др.) считает, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного, экологическая функция государства включает в себя деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на; обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения; на охрану окружающей среды от деградации; на охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, к охране окружающей среды, к человеку.

Очень точное определение экологической функции государства дано В.В.Петровым (1995г.). По его мнению, главное назначение экологической функции государства заключается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав
человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную
среду.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно, либо не решаться вовсе. Хотя экологическая функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно мало эффективна. Поэтому, наряду < выделением экологической функции в качестве самостоятельной и основной для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. По мнению В.В. Бринчука, наиболее приемлемы! представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны t защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативны актов по природопользованию и охране окружающей среды правоприменительная и правоохранительная деятельность.

Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной деятельностью является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом.

Таким образом, названные правовые формы осуществления эколо­гической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления экологической функции государства относится принятие экономических мер (бюджетное финанси­рование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды,, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется правом окружающей среды (по определению В.В. Бринчука) или экологическим правом. Следовательно, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения от истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права (права окружающей среды) в системе российского права.

Основными направлениями реализации экологической функции государства являются:

- формирование нового эколого-правового мировоззрения;

- выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики;

- формирование современного экологического законодательства;

- создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;

- обеспечение оптимального финансирования мероприятий порациональному природопользованию и охране окружающей среды;

- привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения;

- экологическое воспитание населения и подготовка квалифицированных

- специалистов экологов.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Гуманитарная часть природоохранительного законодательства, призванная обеспечивать права граждан РФ в сфере экологии, является наименее разработанной его частью. Общественная пассивность граждан в различных сферах, и особенно в области охраны природы, требует поиска путей правового стимулирования активности населения, использования конструктивных решений, способных активизировать поведение каждого гражданина по реализации своих прав на сохранение благоприятной окружающей природной среды. В конечном итоге задача сводится к поиску и реализации различных социальных и правовых механизмов побуждения людей к природоохранной деятельности.

Экологические права и обязанности граждан стали законодательно регламентироваться относительно недавно, точнее, с конца XX века.

В действующем в Российской Федерации законодательстве заложены многие потенциальные возможности реальной защиты жизни и здоровья граждан от негативного воздействия окружающей природной среды и одновременной активизации поведения личности в экологической сфере, направленной на охрану природы, сохранение среды обитания. В самом общем виде законодатель нормативно закрепил: праве каждого гражданина на благоприятную окружающую природную среду; право участвовать в управлении государственными и общественными делами в сфере экологии через различные добровольные объединения. Он максимально расширил пределы гласности в данной сфере как одного из элементов развития и демократизации политической системы российского государства; ввел обязательность всеобщего эколого-правового воспитания граждан, включая должностных лиц, влияющих на принятие и реализацию экологически значимых хозяйственных решений; предусмотрел систему уголовной, административной и иной правовой ответственности за нарушения экологических норм и многое другое.

Сегодня вопрос о необходимости законодательного закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду не вызывает ни у кого сомнения. Оно определено Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г. В декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) записано, что " человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет нести главную
ответственность за охрану и умножение окружающей среды на благо нынешнего
и будущего поколений".

В Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую природную среду, а следовательно и обязанности по ее охране, обрели законодательное оформление в связи с обострением экологического кризиса.

К числу наиболее важных законодательных актов, определяющих экологические права граждан РФ, следует отнести: Конституцию РФ, Закон РФ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон РФ " Об охране окружающей среды", Закон РФ " О недрах", Закон РФ " О безопасности", Федеральный закон " О радиационной безопасности населения", Федеральный закон " О животном мире", Закон РФ " Об экологической экспертизе", Федеральный закон " Об общественных объединениях" и некоторые другие нормативные акты.

Многие экологические права граждан как: право на благоприятную окружающую среду, на создание экологических объединений, на судебную защиту своих экологических прав и законных интересов, а также некоторые другие - закреплены одновременно в нескольких нормативных актах РФ.

В Конституции РФ записано, что: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 29); земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Экологическое законодательство Российской Федерации более детально определяет право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Соответствующая норма содержится в Законе РФ " Об охране окружающей среды". В Законе РФ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Реализация экологического права граждан в значительной степени зависит от степени информированности населения о состоянии окружающей их природной среды. Действующее в настоящее время экологическое законодательство подробно регламентирует права граждан и обязанности государства в этой области их взаимоотношений.

Конституция РФ закрепила положение о том, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42). Это же право закреплено и в Законе РФ " Об охране окружающей среды", в Законе РФ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Его реализация предопределяет право граждан требовать от соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных факторов, право на информацию о состоянии окружающей природной среды гражданам удается реализовать далеко не всегда. У государственных органов и лиц, в обязанности которых входит ее предоставление, нет сегодня достаточного кадрового, материально-технического обеспечения, а также необходимых финансовых средств. Нередко эти органы и должностные лица не выполняют свои обязанности по экологическому информационному обеспечению населения и в силу того, что нет достаточного контроля и надзора за исполнением ими этих обязанностей, либо их. ответственность за эти нарушения должным образом не регламентирована.

Закон РФ " Об охране окружающей среды" устанавливает также право граждан обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по вопросам окружающей среды, требовать их рассмотрения. Это положение полностью соответствует ст. 33 Конституции РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны рассматривать письма и иные обращения граждан по экологическим проблемам и своевременно давать по ним ответы и разъяснения.

Граждане Российской Федерации могут также получать разъяснения от органов, обеспечивающих безопасность страны, по поводу обеспечения их экологических прав и свобод.

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем участия в неформальных группах и объединениях.

Закон РФ " Об охране окружающей природной среды" предусматривает право граждан создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, иные общественные формирования в области окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения.

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991г. провозглашает право каждого на судебную защиту его прав и интересов (ст. 32). Конституция нашей страны полностью воспроизводит данное положение (ст. 46). Конкретные формы реализации данного права в экологической сфере предусмотрены Законами РФ " Об охране окружающей среды", " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Этими правовыми актами предусмотрено, что каждый гражданин вправе требовать в судебном и административном порядке отмены решений о размещении, строительстве, проектировании, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; ограничения, приостановления, прекращения деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях юридических лиц и граждан; предъявлять иски в суд, арбитражный суд о возмещений вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан этими правонарушениями.

Вред, причиненный гражданам в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных лиц, подлежит возмещению в полном объеме, независимо от истечения срока исковой давности (ст. 208 ГК РФ).

Право требовать в судебном или административном порядке возмещения вреда здоровью имеет своей задачей защиту уже нарушенного права на благоприятную окружающую среду. Защита иных экологических прав граждан направлена прежде всего на недопущение такого нарушения и предотвращение вреда.

Экологический вред, как правило, причиняется: в результате загрязнения окружающей природной среды предприятиями, организациями, отдельными лицами; в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий; от порчи, уничтожения, повреждения и нерационального использования природных ресурсов, флоры и фауны; от разрушения экосистем; при невыполнении санитарных и иных правил и норм; при неправильном использовании атомной энергии и по ряду многих других причин.

Граждане имеют право обращаться в суд с исками не только о возмещении материального, но и морального вреда. Моральный вред обычно выражается в том, что люди вынуждены переезжать в другую местность из неблагоприятного района в экологически нормальный, менять профессию, переносить физические и психологические страдания.

Законодательство Российской Федерации предусматривает и иные права граждан экологического характера. Это право на:

- участие в проведении государственной и общественной экологической экспертизы (Закон РФ " Об экологической экспертизе");

- участие в оценке воздействия на окружающую природную среду;

- контроль за ходом реализации проектов строительства, реконструкции
объектов различных назначений;

- использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии, и не противоречащей законодательству РФ;

- пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, др. пищевых продуктов, минерально-технического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях;

- охрану здоровья;

- использование животного мира;

- экологическую безопасность;

- безопасности населения.

Российское законодательство защищает также экологические права иностранных граждан и лиц без гражданства.

Осуществление экологических прав граждан всегда связано с выполнением ими определенных обязанностей перед обществом и государством. Для сохранения и улучшения экологической обстановки граждане должны выполнять обязанности по охране и рациональному использованию окружающей среды, по восстановлению нарушенных экосистем животных и растительности, по предупреждению экологических правонарушений и иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ. Так, они обязаны:

- платить установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

- принимать участие в охране окружающей природной среды;

- соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей, природной среды, такие как экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр, санитарно-эпидемиологические правила, нормативы относительно пользования животным и растительным миром и другие;

- личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;

- содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения;

- принимать участие в противоэпидемиологических мероприятиях;

- выполнять соответствующие экологические предписания и постановления государственных органов и их должностных яиц;

- соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод; — соблюдать правила пожарной безопасности в лесах; — не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ;

- сохранять природный ландшафт;

- пользоваться землей и другой недвижимостью в соответствии с экологическим законодательством РФ и многие другие обязанности, без выполнения которых невозможно экологическое благополучие на Земле.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал