Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 1. История возникновения и развития экологического права, его место в правовой системе российского права
План: 1. Экология. 2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 3. Общая характеристика экологических проблем. 4. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого экономического развития. 5. О роли законов развития природа. 6. Этапы формирования российского экологического законодательства. Экология. Термин «экология» был предложен во 2-й половине XIX века немецким биологом Э. Геккелем для названия раздела биологии, изучающего взаимодействия живых организмов между собой и со средой обитания (греческий корень «ойкос» означает дом. жилище, местообитание). Приведем основные определения экологии. Биоценоз - это совокупность всех живых организмов данного места (территории, акватории), связанных трофическими цепями Биотоп -неживая среда обитания биоценоза. Биогеоценоз (экосистема): -биоценоз вместе со средой обитания, т.е. биоценоз + биотоп. Примеры экосистем: лес (хвойный или листопадный ): луг. река, озеро, морская толща или морской берег и т.д. Биосфера - совокупность экосистем Земли. Свойства экосистем: 1} способность к самовоспроизведению; 2) устойчивость. Если не вмешиваться в жизнь экосистемы, она будет самостоятельно существовать и развиваться. Это отличает природные экосистемы от искусственных, созданных человеком агроценозов (например, засеянное поле, молочная ферма), которые неустойчивы и не способны к самовоспроизведению. Некоторые законы классической, т.е. биологической экологии: 1. Закон Эшби: чем экосистема разнообразнее, тем она устойчивее. Многообразие биосферы - это основа ее устойчивости. Становится ясно, что уменьшение биоразнообразия, т.е. вымирание видов, ведет к неустойчивости биосферы. 2. Закон незаменимости биосферы: биосфера — это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания, т.е. это наш общий и единственный дом. Биосферу не в состоянии заменить созданная человеком техносфера. 3. Законы экологии американского эколога Б. Коммонера: – Все связано со всем. Фактически это повторение основной идеи учения В. И. Вернадского. – Все должно куда-то деваться. Это мысль об отходах материального производства и быта человека: мы выбрасываем отходы в биосферу, т.е. фактически выкидываем их себе на голову (человек — часть биосферы, биосоциальное существо, он принадлежит природе и обществу; загрязняя биосферу, мы увиваем себя). – За все надо платить, и не только в смысле платы за пользование природными ресурсами. Слово «платить» подразумевает «расплачиваться»: за ошибки по отношению к природе одного поколения будут расплачиваться потомки. – Природа знает лучше, ее не надо покорять и обуздывать, человек как биосоциальное существо должен вписаться в биосферу, находиться с ней в гармонии. Увы. сегодняшний глобальный экологический кризис, в котором сейчас пребывает все человечество, Учение В.И. Вернадского о биосфере. В начале XX века русский ученый, основоположник геохимии В.И.Вернадский создал учение о биосфере. Первоначально этот термин, введенный в науку австрийским биологом Э. Зюссом в конце XJX века, обозначал совокупность всех живых организмов Земли. В.И. Вернадский понимал под биосферой совокупность всего живого вместе со средой обитания, т.е. с неживой природой. По Вернадскому биосфера - это пространство единства живого и неживого, одна из геологических оболочек Земли, которая распространяется на все ее геосферные оболочки Основой у устойчивости биосферы является многообразие всех живых организмов планеты. Взаимосвязь живого и неживого осуществляется путем круговоротов основных биогенных химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота и реализуется в пищевых (трофических) цепях. Именно в круговоротах биогенных химических элементов состоит геологическая роль живого вещества планеты. Его космическая роль заключается в аккумулировании солнечной энергии и преобразовании ее в энергию химических связей органического вещества. Главный принцип существования биосферы — ее гармония и целостность. В.И. Вернадский создал также учение о ноосфере - биосфере, управляемой разумной человеческой мыслью. Однако в конце XX века вместо ноосферы человечество вступило в глобальный экологический кризис. Общая характеристика экологических проблем. Современные ученые считают, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации. Экологический кризис мы можем определить как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он характеризуется, в частности, тем, что человек, общество и государство неспособны преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Итоги современного глобального кризиса оценены во многих трудах. Составляющие кризиса разнообразны. В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены. По данным ЮНЕП, земельные ресурсы планеты составляют 140 млн. км, но 15% почв отнесено к полностью деградированным, а 23% – к деградируемым, 30% содержания гумуса в почвах уже смыто в процессе эрозии. Что касается состояния земель в Российской Федерации, то по оценкам Правительства РФ, здесь продолжают действовать следующие негативные процессы: дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий; уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования; нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1—3 т на гектар в год); усиление процессов эрозии и опустынивания; загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами; увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство; интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ. Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10 — 15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых — до 8—10 центнеров с гектара. Из всей массы глобальных запасов воды только 2, 5% приходится на пресную воду. При этом две трети аккумулировано в ледниках, а одну пятую составляют грунтовые воды. Из 35 млн. км3 пресной воды человечество эксплуатирует всего 200 тыс. км3, т.е. менее 1% всех запасов, и тем не менее испытывает острый дефицит пресной воды в зоне своего расселения. Главной проблемой являются загрязнение пресных вод и их очистка. Мировых запасов воды хватит на удовлетворение в лучшем случае лишь вдвое возросших потребностей людей, т.е. на ближайшие 20—30 лет. В России многие водоемы оцениваются как экологически неблагополучные. По данным органов Госсанэпиднадзора, около половины населения страны вынуждены использовать для питья воду, не соответствующую по ряду показателей гигиеническим требованиям. Хроническое загрязнение водоемов привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства ценных видов рыб, сокращению их запасов и уловов. До того как человек начал заниматься земледелием, на Земле было 6 млрд. га лесов. К настоящему времени их осталось 4 млрд. га, из которых только 1, 5 млрд. га — нетронутые, девственные леса. При этом половина лесных массивов исчезла в период с 1950 по 1990 г; США потеряли треть своих лесных массивов и 85% первичных лесов. В Европе первичных лесов практически не осталось. Обширные лесные массивы умеренного пояса — примерно 1, 4 млрд. га — сохранились в Канаде и в России, причем половина из них никогда не разрабатывалась. Исчезла и половина первичных лесов в тропиках, а половина того, что осталось, интенсивно разрабатывается и деградирует. Чрезмерная вырубка — это лишь одна из опасностей, угрожающих лесам. Другой является загрязнение окружающей среды. Три четверти европейских лесов, длительное время находившихся в сбалансированном состоянии, пострадало от загрязнения воздуха и кислых дождей. На Земле существует от 10 млн. до 100 млн. различных форм жизни. Из них только 1, 4 млн. классифицированы и поименованы. Подсчитано, что за исторический период фоновая скорость истощения видового состава млекопитающих и птиц составляла один вид на 500—1000 лет. В XX в. она возросла на два порядка. Сейчас под угрозой полного исчезновения в фауне млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб находится: в Азии — 1469 видов, в Латинской Америке — 873 вида, в Африке — 723 вида, в Северной Америке — 269 видов, в Европе — 260 видов, в Западной Азии — 71 вид, в полярных странах — 14 видов. Особенно разрушительным для биоразнробразия оказалось осушение болот, ставшее массовым в прошлом веке. Темпы исчезновения видов живой природы нарастают: по приближенным оценкам, ежедневные потери составляют от 10 до 100 видов. Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба, нарушения ее биохимических циклов и способности к самовосстановлению. Весь XX в. человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а следовательно, и себя как неотъемлемую часть биосферы на грань полной деградации. Природа деградирует, а вместе с ней деградирует и человек. По данным главного государственного санитарного врача РФ, из общего количества поверхностных и подземных источников централизованного водоснабжения пятая часть (19, 88%) не отвечает санитарным нормам и правилам. Более тяжелое положение сложилось с источниками водоснабжения из открытых водоемов, так как 48, 22% от их числа не отвечает санитарным нормам и правилам. Практически две трети населения России проживает на территориях, где состояние атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам. По оценкам Минздрава России, 21 тыс. человек ежегодно умирают от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами. Ущерб, причиняемый ежегодно окружающей природной среде, оцененный несколько лет назад экспертами по показателям ущерба вследствие потери природными комплексами конкретных функций и экспертным оценкам, уже сегодня огромен. В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем. Это произойдет, если мы не сумеем в ближайшее время сменить доминирующие тенденции развития и наше отношение к природе. Пути решения экологических проблем. Пути выхода из сложившейся экологической ситуации были намечены на второй Конференции ООН по проблемам окружающей среды, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, где была принята Концепция устойчивого экономического развития. На первый взгляд идея и основные критерии этой Концепции могут показаться тривиальными, но по существу они означают коренную перестройку всей мировой экономики. Главная идея Концепции - вести мировое хозяйство так. чтобы не вредить следующим поколениям. Основные критерии Концепции устойчивого развития: 1) добыча невозобновляемых природных ресурсов (руд металлов. угля, нефти и газа) должна стать нормативной, ограниченной, те следует резко уменьшить темпы извлечения ресурсов из недр. Мировому сообществу придется отказаться от гонки за лидерство по добыче того или иного природного ресурса, главным должен стать не уровень добычи, а эффективность его использования; 2) эксплуатация возобновляемыхресурсов (в основном это касается лесов и рыбных запасов) должна осуществляться хотя бы в рамках простого воспроизводства, т.е. их количество не должно уменьшаться во времени; 3) загрязнение планеты сбросами отходов (производственных и бытовых) не должно превышать уровня 1992 г Это означает повсеместное строительство очистных сооружений, заводов по переработке бытового мусора, уменьшение площадей под свалками; 4) более широкое использование вторичного сырья: металлолома, макулатуры, стеклотары; 5) минимизация количества отходов, внедрение малоотходных и безотходных технологий. Это означает, что отходы одной отрасли хозяйства должны стать сырьем для другой; 6) уменьшение инвестиций в отрасли, эксплуатирующие природу, и повышение удельного веса наукоемких отраслей и технологий; 7) изменение потребительского поведения людей (ограничение потребностей в товарах и услугах), экологическое воспитание и образование. В 1996 г. указом Президента РФ Концепция устойчивого развития была введена в России. Наша страна в настоящее время переживает глубокий экологический кризис, подразделяющийся на две части -естественную и социальную. Естественная часть свидетельствует о деградации биосферы, т.е. о разрушении природной среды, социальная — о неспособности государственных и общественных структур остановить процесс деградации природы. Большинство ученых, исследующих экологические проблемы, считают, что у человечества есть еще около 40 лет для возврата природной среды в состояние нормально функционирующей биосферы и решения вопросов собственного выживания. Но этот период ничтожно короткий. Более того, имеются ли у человека ресурсы для решения хотя бы острейших проблем? К главным достижениям цивилизации XX в. относят успехи науки и техники. Достижения науки, в том числе науки экологического права, можно рассматривать и как главный ресурс преодоления экологического кризиса. Рассмотрим основные пути решения экологических проблем в русле и в рамках экологического права. 1. Формирование нового эколого-правового мировоззрения. Для преодоления экологического кризиса и последовательного решения проблем окружающей среды необходимо совершенно новое ценностное юридическое мировоззрение. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере, в разработку которого огромный вклад внес русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Это учение пронизано идеями гуманизма, направлено на преобразование отношений с окружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом. При этом нуждается в решении проблема восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с природными императивами, вытекающими из законов ее естественного развития. При воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен учиться ценить все живое на Земле, для того чтобы решительно перестроить условия совместного бытия человечества и природы. 2. Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства. Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, основанными на реальных возможностях. С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, т.е. совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, способы достижения намеченных целей. Одним из таких способов служит право, в рамках которого регламентируется использование разнообразных правовых средств — нормирования, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экспертизы, сертификации, лицензирования, планирования, аудита, мониторинга, контроля и др. Необходимо создание такого положения, когда любое хозяйственное, управленческое и иное экологически значимое решение подготавливается и принимается только на основе и в соответствии с правовыми экологическими требованиями. 3. Разработка современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления, государственной экологической политики. Основные характеристики и критерии современного экологического законодательства включают: – создание системы специальных законодательных актов в области окружающей среды, актов природоресурсного законодательства и экологизацию иного законодательства (административного, гражданского, предпринимательского, уголовного, экономического и др.). Главные требования — отсутствие пробелов в правовом регулировании экологических отношений, его соответствие общественным потребностям; – формирование механизмов обеспечения реализации правовых экологических требований; – гармонизацию с экологическим законодательством Европы и мира. 4. Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на основе: – комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды; – организации управления с учетом административно-территориального и природно-географического районирования страны; – разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов. 5. Гарантирование оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений. Государство должно обеспечить – закрепления в законодательстве требования об обязательном выделении в бюджете минимального процента сумм на природоохранные цели от расходной части бюджета; – осуществления государственного экологического контроля за выполнением организациями правовых экологических требований, закрепления в праве мер экономического стимулирования организаций за обеспечение ими природоохранного финансирования в пределах реальных возможностей; – создания правового механизма обеспечения максимального эффекта капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды. 6. Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения, в чем государство как политическая организация общества должно быть кровно заинтересовано. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией экологического права. Это проявляется в создании организационных и правовых условий для участия заинтересованных общественных формирований граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений. Высокая степень демократизации в сфере правовой охраны окружающей среды, определяемая потребностями неравнодушной части общества, — важное направление, предпосылка и резерв повышения эффективности природоохранительной деятельности государства. 7. Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов. «Только переворот в умах людей принесет желанные перемены. Если мы хотим спасти себя и биосферу, от которой зависит наше существование, все... — и стар и млад — должны стать настоящими, активными и даже агрессивными борцами за охрану окружающей среды» — такими словами завершает свою книгу «Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия» Уильям О. Дуглас, доктор права, бывший член Верховного суда США. Переворот в умах людей, который так необходим для преодоления экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при целенаправленных усилиях в рамках государственной экологической политики и самостоятельной функции государственного управления в сфере окружающей среды. Эти усилия должны иметь целью экологическое воспитание всех поколений, особенно молодежи, привитие чувства бережного отношения к природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основанного на идее гармоничного взаимоотношения человека и природы, зависимости человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений. Одновременно важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов — специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть. Однако, даже имея организационные, людские, материальные и иные ресурсы для решения вопросов охраны окружающей среды, хватит ли у людей воли и мудрости, чтобы адекватно их использовать? О роли законов развития природа. Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды нам часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы. Человек, осознав свою роль в биосфере в качестве лишь одного из многочисленных видов, образующих ее многообразие, как часть ее, должен, как и все остальные, подчиняться законам природы. При этом сила homo sapiens заключается не в том, чтобы, проявляя свою мощь, перестраивать природу, а в том, чтобы правильно понять законы ее развития и следовать им. Законы развития природы — законы более высокого порядка в сравнении с законами развития общества. Это объективные законы, в силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. В то время как законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития. Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеют решающее значение и оцениваются как императив. Проявляющиеся во взаимодействии природы и общества законы ее развития создают естественно-научные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Соблюдение законов природы должно служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости экологической деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов по вопросам окружающей среды. Обеспечение учета и соблюдения законов природы при принятии хозяйственных, управленческих и иных экологически значимых решений — одно из условий и методологическая основа выхода из экологического кризиса. Изучением законов развития природы занимались многие ученые. Большой; вклад в их выявление и обоснование на современном этапе взаимодействия обществам и природы внес один из ведущих ученых-экологов России профессор Н.Ф. Реймерс. Известный американский ученый-эколог Б. Коммонер сводит основные законы экологии к следующему: 1. Все связано со всем; 2. Все должно куда-то деваться; 3. Природа «знает» лучше; 4. Ничто не дается даром. Этапы формирования российского экологического законодательства. В процессе формирования экологического законодательства следует выделить три этапа. Первый этап (конец XIX - начало XX века) — этап консервативной охраны окружающей среды. Тогда законодатель преследовал две экологические цели: во-первых, установить запреты на отдельные виды природопользования (лесопользование, охоту и т.д.) и, во-вторых, изъять из хозяйственного использования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны. Именно на этом этапе появляются первые природные заповедники — Баргузинский (1916 г.) и Астраханский (1919 г.). Второй этап (начало 20-х годов — 1991 г.) — природоресурсовый этап охраны природы. В этот период был осуществлен переход от охраны отдельных природных объектов и комплексов к охране отдельных природных ресурсов. Как отмечал В.В. Меркулов, «в начале 30-х гг. сложилась определенная система природоохранительных актов, объектом охраны которых стали... земля, недра, леса, воды, растительный и животный мир. Однако эти акты еще не давали понятия охраны природы или взаимосвязанной системы природоохранительных мероприятий. Впервые такой подход к охране природы законодатель обнаружил в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июня 1930г. «Об охране и развитии природных богатств РСФСР», в нем записано, что «охрана природы в условиях социалистического строительства должна являться единой системой мероприятий, направленных на защиту, развитие и качественное улучшение природных богатств страны». Впоследствии осуществляется несколько кодификаций природоресурсо-вого законодательства. Так, были приняты Земельный кодекс РСФСР 1970 г., Водный кодекс РСФСР 1972 г., Лесной кодекс РСФСР 1978 г, закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» 1978 г. и т.д. Основное внимание в данных законах было уделено проблеме использования соответствующих видов природных ресурсов. Непосредственно же охране природных ресурсов был посвящен Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 26 октября 1960 г. Названный закон включал статьи об охране земель, вод, растительности, лесов, животного мира, однако заметной роли в регулировании природоохранных отношений не сыграл. Закон не содержал эффективных природоохранных мер, механизма обеспечения их выполнения и мер юридической ответственности за нарушение его положений. Намного большее влияние на формирование последующего экологического законодательства оказали принятые на данном этапе постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Например, постановлением «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» от 7 января 1988 г. был образован Государственный комитет СССР по охране природы, а также заложены принципы экономического механизма охраны окружающей природной среды, впоследствии развитые в разделе III закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. В названный период времени впервые публикуются научные работы о методике преподавания правовых знаний об охране окружающей среды в вузах, появляются первые программы и учебные пособия по правовой охране природы, в отдельных вузах читаются учебные курсы по правовой охране природы. Третий этап — экологический (1991 г. — настоящее время). Начало данному этапу было положено принятием закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. Впервые законом устанавливается в качестве объекта правовой охраны не только экологическое состояние природных ресурсов или отдельных объектов животного и растительного мира, но и состояние окружающей природной среды в целом, а также предусматриваются правовые требования к деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства, обороне, промышленности, сельском хозяйстве, на особо охраняемых территориях и тд. Закон выделял три категории объектов экологических правоотношений: интегрированные (естественные экологические системы, окружающая природная среда в целом и озоновый слой), дифференцированные (земля, воды, недра, леса, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд), особо охраняемые (государственные природные заповедники, заказники, памятники природы и т.д.). Принятая вскоре Конституция РФ 1993 г. внесла свой вклад в дело охраны окружающей среды. Данному вопросу посвящена, во-первых, ст. 36 Конституции РФ, которая устанавливает ограничения прав собственников земельных участков - собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде. Во-вторых, ст. 42 - о праве каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В-третьих, ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов законодательство об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Поэтому после принятия Конституции РФ дальнейшее формирование экологического законодательства происходит на двух уровнях: Российской Федерации и ее субъектов. При этом экологические отношения начинают регулироваться и посредством заключения соответствующих договоров и соглашений между Российской Федерацией и ее субъектами. Наряду с предоставлением субъективных прав Конституция Российской Федерации возлагает на каждого гражданина обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Вступление в силу в январе 2002 г. нового Федерального закона " Об охране окружающей среды" продолжает установленные десять лет назад концептуальные подходы к охране окружающей среды. В новом законе сохраняются и развиваются нормы, регулирующие нормирование качества окружающей среды, закрепляющие права и обязанности граждан и общественных объединений, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Впервые появилась специальная глава, посвященная оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). Значительные изменения произошли и в структуре экономического регулирования охраны окружающей среды. Так, прекратил свое существование федеральный экологический фонд, ликвидируются региональные экологические фонды в субъектах РФ. Соответственно, если ранее предусматривалась возможность возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями при отсутствии конкретного нарушителя, за счет экологических фондов, то теперь такую возможность закон не предусматривает. Изменилось (по сравнению с предыдущей редакцией) и само название закона. Дело в том, что ранее имелось расхождение в терминологии между Конституцией РФ (в ст. 42 провозглашалось право на благоприятную окружающую среду) и международными актами с одной стороны, и законом «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. с другой. Наличие или отсутствие различий между терминами «окружающая среда» и «окружающая природная среда» долгое время было предметом научных дискуссий. В то же время, характерной чертой нового закона является обилие норм, отсылающих к постановлениям правительства. Следовательно, до принятия таких постановлений многие нормы закона фактически не действуют. Новый закон уже получил и ряд других критических замечаний в научной литературе, далеко не со всеми из которых можно безоговорочно согласиться. Так, Р.С Маковик отмечает, что данный закон носит «откровенно природоохранительный характер». Биосферу невозможно охранять, не используя ее, а используя — необходимо охранять. В связи с этим предлагается разработка и принятие федерального закона «Об использовании компонентов окружающей среды РФ». Однако с таким предложением по мнению А.П. Анисимова трудно согласиться, поскольку вопросы использования природных ресурсов уже сейчас регламентируются природоресурсовым законодательством (ЛК РФ, ВК РФ, ЗК РФ и тд.). Данные нормативные акты содержат и нормы, посвященные охране природных ресурсов. Таким образом, не совсем понятен предмет предлагаемого закона. Система экологического законодательства России состоит не только из этого закона, но и ряда других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, которым также необходимо дать краткую характеристику. На федеральном уровне за последние десять лет принимались законы, конкретизирующие отдельные положения закона " Об охране окружающей природной среды" по трем основным направлениям. Во-первых, законы, устанавливающие или конкретизирующие экологические требования при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности человека. В числе таких законов можно выделить Закон о радиационной безопасности, Закон об отходах, Закон о промышленной Во вторую группу экологических законов последнего десятилетия можно отнести Закон о недрах, Закон о животном мире, ВК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ, Закон об охране атмосферного воздуха, Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. и ряд других. Указанные законы, наряду с нормами по использованию соответствующих природных ресурсов, включают и нормы, направленные на их охрану. В третью группу следует отнести законы, устанавливающие порядок создания территорий с особым эколого-правовым режимом с целью их сохранения и восстановления для настоящего и будущих поколений. В числе таких законов можно выделить Закон об особо охраняемых природных территориях, Закон о природных лечебных ресурсах, Закон об охране озера Байкал и ряд других. Учитывая, что Конституция РФ отнесла экологическое законодательство к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, последние, начиная с 1994 г., внесли свой вклад в регулирование экологических отношений на соответствующих территориях. В субъектах РФ роль источников экологического права могут выполнять Конституции республик (уставы в краях и областях) и законодательные акты по вопросам охраны окружающей среды. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ могут принимать Указы (в республиках) или постановления и распоряжения правительств (администраций) в краях и областях. Принятые в этих формах нормативные акты об охране окружающей среды являются источниками экологического права и порождают для населения соответствующих регионов права и обязанности наряду с федеральными законами. По состоянию на 1 января 2002 г. в сфере природопользования и охраны окружающей среды в субъектах Российской Федерации действовало более 18000 нормативных актов, в том числе более 1000 законов. Формирование экологической политики и принятие нормативно-правовых актов на уровне субъектов РФ обусловлено тем, что в последние годы на территории Российской Федерации напряженность экологической обстановки существенно не снизилась, несмотря на то, что в целом по стране несколько сократился выброс вредных веществ в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Более чем для 40% субъектов Российской Федерации характерны проблемы загрязнения атмосферного воздуха городов и промышленных центров, неполного обезвреживания и утилизации токсичных промышленных отходов, необеспечения радиационной безопасности; в 30% административных территорий остро стоят вопросы загрязнения поверхностных вод, загрязнения и истощения подземных вод; задачи сохранения плодородия почв и земель актуальны для всей территории Российской Федерации. В отдельных районах Российской Федерации обострилась проблема сохранения биоразнообразия и ресурсов растительного и животного мира. Между тем, экологическое законодательство отнесено ст. 72 Конституции России к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Данное обстоятельство означает возможность и необходимость разработки на региональном уровне системы законодательных и иных нормативно-правовых актов, конкретизирующих положения федеральных законов и создающих систему дополнительных гарантий реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду в соответствующем субъекте Российской Федерации. В настоящий момент экологическое законодательство субъектов Российской Федерации в целом (за исключением некоторых регионов) страдает серьезными недостатками: декларативностью, отсутствием системы (концепции) развития экологического законодательства региона; противоречием отдельных региональных законов федеральным и т.д. Формирование научно обоснованной системы экологического законодательства субъекта РФ должно стать первоочередной задачей органов государственной власти субъектов РФ. Для этого может быть предложен следующий алгоритм. Во-первых, представительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает, а после публичного обсуждения утверждает Концепцию развития экологического законодательства субъекта РФ, выступающую в качестве социально-политического компромисса между нередко противоречивыми интересами власти, населения и коммерческих структур. В данной концепции определяются цели и задачи экологической политики в регионе на ближайшие 5-10 лет, устанавливаются основные направления (способы) достижения этих целей, а также экономические, политические, организационные и иные методы достижения указанных целей. Во-вторых, на основе принятой Концепции разрабатывается и принимается закон субъекта РФ «Об охране окружающей среды», реализующий предоставленные федеральными законами возможности по созданию дополнительных гарантий экологических прав граждан с учетом специфики региона. В-третьих, после вступления в силу данного закона субъекта РФ разрабатываются и принимаются законы, регулирующие экологические отношения на уровне отдельных эколого-правовых институтов. Следовательно, в числе таких законов будет закон субъекта РФ «Об экологическом контроле», «Об охране окружающей среды городских и сельских поселений», «Об особо охраняемых природных территориях» и т.д. В-четвертых, на основе данных законов могут быть разработаны и нормативно-правовые акты субъекта РФ на уровне субинститутов экологического права. Например, для детализации положений закона субъекта РФ «Об особо охраняемых природных территориях» могут быть приняты региональные законы «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» или «О природных парках». Принятие такой схемы развития регионального экологического законодательства позволит ему стать более системным и эффективным и сделает экологическую политику в регионе более приближенной к интересам жителей субъекта Российской Федерации. На сегодняшний день реализация данной стратегии в различных регионах далеко не одинакова. Так, во-первых, в нескольких субъектах РФ действительно приняты базовые региональные законы об охране окружающей среды (Дагестан, Тамбовская область, Рязанская область и другие) либо об экологической политике (Калининградская область). Во-вторых, в ряде регионов приняты законы, устанавливающие или конкретизирующие экологические требования при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности человека, то есть законы на уровне отдельных эколого-правовых институтов - законы об отходах производства и потребления (Калининградская область, Волгоградская область, Кабардино-Балкарская республика, республика Татарстан, Краснодарский край и другие), безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами (Алтайский край), обеспечении радиационной безопасности (Волгоградская область, Калининградская область, Краснодарский край), экологическом образовании (Приморский край, республика Дагестан) и тд. Другим не менее важным направлением в пределах данной группы являются законы субъектов РФ об охране отдельных природных ресурсов. В их числе — законы о сохранении почв и земель (Ставропольский край, Чувашская республика), о недрах и недропользовании (Московская область), об охране животного мира (республика Калмыкия), охране атмосферного воздуха (Белгородская область, Воронежская область, Иркутская область) и тд. Третьим направлением данной группы являются законы субъектов РФ, устанавливающие порядок создания территорий с особым эколого-правовым режимом. В первую подгруппу следует отнести законы о создании особо охраняемых природных территорий. Такие законы приняты в Волгоградской, Калининградской, Вологодской, Кемеровской, Кировской областях; республиках Башкортостан, Татарстан; Приморском, Алтайском крае и ряде других субъектов РФ. В рамках второй подгруппы региональных законов были предприняты попытки урегулировать порядок придания отдельным частям (или всей) территории субъекта РФ статуса зоны экологического неблагополучия (Калмыкия). На уровне субинститутов экологического права количество законов субъектов РФ невелико. Тем не менее, следует выделить законы о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (Краснодарский край, Омская, Волгоградская, Тамбовская области, Республики Бурятия, Башкортостан и другие), памятниках природы (Ивановская область), природных заказниках (Ивановская область), природных парках (Московская область), защите растений (Волгоградская область, Краснодарский край) и ряд других.
|