![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Челябинск - 2013Стр 1 из 8Следующая ⇒
Кафедра педагогики и психологии Утверждено На заседании кафедры «» _________ 2013г. Протокол №_______ Зав. кафедрой Н.О.Яковлева Учебно-методический комплекс по дисциплине
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (раздел курса «Психология» блока общепрофессиональных дисциплин) Направление подготовки: (по плану): 050100 Педагогическое образование Профили: Информатика. Английский язык, Информатика. Экономика.
Степень: бакалавр Составитель: Запорожец В.Н.
Челябинск - 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………..........3 2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…...8 3. Образовательные технологии……………………………………………..10 4. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………...10 5. Содержание курса…………………………………………………………..10 6. Рабочая (модульная) программа………………………………………… 14 6.1. Тематическое планирование дисциплины………………………………14 6.2. Содержание (модульной) рабочей программы………………………….15 6.2.1. Модуль 1…………………………………………………………………15 6.2.2. Модуль 2…………………………………………………………………19 6.2.3. Модуль 3…………………………………………………………………24 7. Организация СРС…………………………………………………………..27
1. Пояснительная записка Обновление системы образования, переход к двухуровневой системе подготовки педагогических кадров требует поиска, уточнения, корректировки содержания образования и форм организации учебного процесса в соответствии с требованиями социума, запросов и возможностей потребителей образовательных услуг. Курс «Возрастная психология» является составной частью фундаментального курса «Психология», изучаемого студентами педагогического вуза, получающими степень бакалавра и позволяет сформировать основы психолого-педагогической компетентности. Предлагаемая программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования с учетом методических рекомендаций, разработанных кафедрой психологии Челябинского государственного педагогического университета, подготовлена в соответствии с учебными планами факультетов ЧГПУ и отражает содержание основных учебников, рекомендованных вышестоящими органами образования Российской Федерации. Предметом изучения в психологии развития являются методологические, теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты рассмотрения разноуровневых процессов психического развития человека. Изучаются антропогенетические предпосылки психического развития, возрастная динамика развития психики в детстве, отрочестве и зрелых возрастах, закономерности функционального генезиса психической деятельности. Рассматриваются различные аспекты социокультурной специфики познавательного, эмоционального, нравственного развития в различных экономических, этнических и социально-психологических условиях. Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Анализируется историческое происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения детской психологии как науки. Второй принцип, положенный в основу программы, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития ребенка. Именно этот принцип позволяет проанализировать исторический путь детской психологии от первых наивных представлений о природе детства до современного углубленного системного изучения этого феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влияния факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологического развития и методов его исследования. Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни - эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа З. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию Э. Эриксона о психосоциальном развитии жизненного пути личности. Большое место в программе данного курса принадлежит культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его школе. Рассмотрены две парадигмы в исследовании психического развития ребенка - естественно-научная и культурно-историческая; представлена периодизация психического развития ребенка и раскрыто содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного возраста к другому и на основе современных представлений о развитии психики ребенка показаны движущие причины этого процесса. Концепция Л.С. Выготского составляет смысловое ядро данного курса. Цель данной программы – обеспечить освоение фундаментальных знаний, касающихся движущих сил, условий и механизмов психического развития человека. Задачи курса. · Рассмотреть основные понятия и концепции психического развития. · Изложить методологические предпосылки возникновения и динамики психологии развития. Рассмотреть основные концепции психологии развития. · Сформировать у студентов знания о психологических механизмах перехода человека с одной возрастной стадии на другую, об условиях и факторах, определяющих особенности развития человека в каждый возрастной период, о психических новообразованиях каждого возрастного периода. · Научить студентов осуществлять психологический анализ проблем развития человека в каждый из возрастных периодов. · Научить студентов понимать свои возрастные особенности, особенности обучающихся и их проблемы для осуществления индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания. Обучающиеся по этой программе получают знания, позволяющие разрабатывать и применять современные методы исследования процессов психического развития применительно к фундаментальным вопросам психологической науки, а также прикладным проблемам, возникающим в различных сферах современной жизни – в образовании, в области охраны здоровья, в сфере социальной защиты населения и др. Будущие бакалавры овладевают навыками, позволяющими решать практические проблемы, касающиеся диагностики, консультирования, коррекции психического развития. Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план, программу курса, планы семинарских и лабораторно-практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и задания по основным темам, вопросы для зачета, список основной и дополнительной литературы. Курс изучается в течение одного семестра, его содержание отражено в тематическом плане, составленном в соответствии с учебным планом, включающим лекции, практические и лабораторных занятия в количестве часов, указанном в учебном плане каждого факультета. Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на лекциях через постановку контрольных и проблемных вопросов, на семинарских и лабораторных занятиях, в процессе отчетов по самостоятельной работе студентов, тестирования по модулям, индивидуальных собеседований и консультаций с преподавателем. Итоговая аттестация осуществляется в форме комплексного экзамена в третьем семестре. В результате освоения данной дисциплины у студентов формируются следующие компетенции: - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). Таблица 1.
Таблица 2.
|