Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка навыков






1. В 1920 году вблизи индийской деревни Годамури в логове волков были найдены две девочки (получившие позднее имена Амала и Камала). Младшей (Амале) было приблизительно 18 месяцев; старшей (Камале) – около 7 лет. Девочки были отправлены в сиротский приют в Миднапуре, где была предпринята попытка их перевоспитания. Амала прожила в приюте около года. За это время в ее воспитании отмечался довольно быстрый прогресс. В то же время перевоспитание Камалы шло с большими затруднениями. Спустя четыре года она выучила только 6 слов. В возрасте 16– 18 лет она вела себя как четырехлетнее дитя. Чем объясняется задержка развития Камалы? Почему воспитание Амалы шло успешнее?

 

2. Н.Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструирование шимпанзе и ребенка трех с половиной лет. Были обнаружены следующие факты:

А) Один из них мог составить фигуру из 2 – 3 частей только в том случае, если перед ним находилась фигура-образец, другой мог выполнять задание и в отсутствии образа, по памяти.

Б) Одна из причин ошибок состояла в том, что он, увидев фигуру-образец, отказывался делать ее, а делал фигуру подобную той, которую видел в предшествующем опыте. Требовалось некоторое усилие, чтобы заставить его сделать задание правильно.

В) И шимпанзе и ребенок при выборе элементов, предлагаемых для конструирования, соблазнялись их новизной, необычностью. Но если один, взяв ненужный элемент, не включал его в конструкцию, другой нередко пытался это сделать, и только указание экспериментатора помогало ему избежать ошибки. Определите, какой из приведенных фактов относится к поведению шимпанзе, а какой – к поведению ребенка. Какие особенности регуляции поведения ребенка по сравнению с поведением шимпанзе проявляются в данном примере?

 

3. Какие явления описывают В. Прейер и Г. Компре? Для какого возрастного периода они характерны:

А) В. Прейер писал: «Кусок дерева, скорлупа ореха, не имеющие никакой цены вещи, как голыши, древесные листья и содержимое бумажной корзины получают великое значение вследствие живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей». Какое явление описывает В. Прейер? Для какого возрастного периода это характерно?

Б) Г. Компре обращает внимание на следующий факт: «Ребенок берет своей исходной точкой какой-нибудь предмет, и «алхимия фантазии» тотчас же его преобразовывает, превращает. Для этого все оказывается подходящим. Он ездит верхом на палке, опрокинутый табурет оказывается лодкой или пролеткой, табурет, поставленный на ноги, – лошадью или столом. Коробка превращается в дом, в шкаф, в телегу, словом, во все, что хотите, во все, что хочет сделать из нее в данный момент воображение ребенка».

 

4. Определите метод исследования:

А) Сотрудниками Института развития человека Калифорнийского университета в Беркли проведено исследование, включавшее три выборки. Первая выборка была сделана в 1928 году в Беркли и состояла из 248 младенцев в возрасте 21 месяца; их регулярно обследовали до 18 лет и затем однократно в 20 и в 40 лет. Вторая выборка состояла из новорожденных, которых регулярно обследовали до 18 лет, а затем в 21, 26, 36 лет. Третья выборка, изучение которой началось в 1932 году. В Окленде, включала 212 пятиклассников (средний возраст 11 лет), информация о первых десяти годах их жизни отсутствует, зато подробно изучался переход от подросткового возраста к юности и от юности к зрелости вплоть до 45 лет.

Б) Американские психологи Р. Дворкин, И. Готтесман и др. обследовали 147 пар 16-летних близнецов и повторили обследование 12 лет спустя, когда испытуемым (42 пары) исполнилось по 28 лет. Оказалось, что сама структура наследственных качеств варьирует с возрастом.

 

5. Определить возрастной период:

1) Лежит на спине, задирает вверх ножки, берет их руками и пробует делать своими ножками в «ладушки».

2) Кубик – телефон. Прикладывает его к уху и, лукаво глядя на взрослого, пробует говорить: «Але-але…»

6. Как изменяется система отношений «ребенок-учитель», «ребенок- одноклассник», «ребенок родители» детей, начинающих обучение в школе?

7. Сережа учится в первом классе. Он сообщает маме: «Теперь Саша у нас не главный».

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать, падать когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же теперь главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

Как изменилось содержание отношений детей между собой в школе по отношению с детским садом? Раскройте особенности общения детей друг с другом в школе.

8. Женя (7 лет) был активным, любознательным мальчиком. В детском саду он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, был очень общительным, но в то же время был невнимательным и неусидчивым.

В первом классе на уроке он часто отвлекался, не слушал ответов товарищей и объяснений учителя, поэтому часто получал замечания, на что реагировал болезненно.

Какие качества не были сформированы у Жени? Как помочь мальчику учиться?

9.При проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями саморегуляции детей младшего школьного возраста, частой отвлекаемостью детей на уроках. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину?

10. Опираясь на изученный материал (положения Л.С.Выготского), напишите сочинение-рассуждение на тему: «Мой психологический возраст».

11. Определите тип акцентуации характера Гани, персонажа из романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

Внутренний мир Гани – клубок мелких страстей, противоречий, неудовлетворенных желаний. Он весь в сомнениях, мучительных колебаниях.

В обществе лиц из высшего света Ганя сдержан, приличен, вежлив. Однако маска светских манер слетает с него, когда он остается один или в обществе князя, которого он ни во что не ставит. Его основные черты – болезненное самолюбие, тщеславие, сомнения, нерешительность, гневные вспышки в кругу близких и робость на людях, мнительность, тревога и мрачное фантазирование по поводу будущих событий, нервная слабость и истощаемость.

 

12.Какой тип акцентуации соответствует этому описанию?

Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливаются неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Алкоголизация и диленквентное поведение встречаются довольно редко. (шизоидный).

13. Дайте психологический комментарий высказыванию:

«Когда меня вызывают к доске. Я чувствую, что щеки пылают, руки трясутся. Мне кажется, что все в классе смеются надо мной, и мне становиться еще хуже. Самое обидное, что я готовился и знаю урок. Что делать?»

2. Проанализируйте с психологической точки зрения стихотворение А.Макаревича:

«Я молод был и верил в то,

Что будет много дней,

И верил в то, что взрослый

В сто крат умней детей.

Но час настал, я взрослым стал,

И тут увидел я, как много взрослых дураков

Живет вокруг меня.

И понял я, что на камнях

Не вырастет травы.

И дети в парках и садах

Меня зовут на «Вы».

Еще чуть-чуть пожить, вздохнуть –

И вот окончен путь.

Я так хотел от этих дел немного отдохнуть».

15. Подготовьте материал (примеры из художественной литературы и художественных фильмов), иллюстрирующий возрастные особенности дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников.

16. Мать Саши (4г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед сына тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.

Оправдано ли волнение мамы? Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера Саши? Почему теория наследственности так распространена среди родителей? Что бы вы посоветовали маме?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал