Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила проведения ОВОС






 

С учетом изложенных выше общих положений и этапности работ можно выделить несколько позиций, по сути, определяющих правила проведения экологических экспертиз. В первую очередь, это концепция комплексной оценки состояния природной среды (экологического состояния территории). Исходным и концептуальным положением такого подхода к оценке состояния

природной среды является отказ от механической (балльной) суммации состояний отдельных сред и переход к оценке состояния экосистемы в целом. Оно характеризуется функциональным единством всех входящих в нее компонентов, что позволяет общую оценку в последующем раскрыть через оценку состояний формирующих ее биотических (биома) и абиотических (геома) компонентов (сфер, сред). Предлагаемая оценка состояния экосистемы проводится на основе ограниченного числа критериев, обеспечивающих при совместном рассмотрении уверенную квалификацию ее состояния Принципиально важно, что такой подход позволяет избежать не только явного субъективизма балльных оценок, но и последовательно раскрыть причины современного состояния экосистемы и разработать конкретные рекомендации по ее нормальному функционированию. Кроме того, рассматриваемая концепция позволяет достаточно экономичными способами (статистические данные, материалы аэрофотосъемок, ограниченный объем лабораторных анализов) получить информацию о состоянии экосистемы (экологического состояния определенной территории) и, исходя из результатов этой оценки, планировать более трудоемкие и затратные исследования.

Практическая реализация концепции может осуществляться только на основе единого подхода к оценке состояния как экосистемы, так и слагающих ее компонентов. Для этого экосистема и биома ранжируется на зоны нарушений, а геома — на соответствующие им классы состояний.

В настоящее время большинство исследователей предлагают выделить четыре уровня природно-антропогенных экологических нарушений — нормы (Н), риска (Р), кризиса (К) и бедствия (Б), которые достаточно уверенно корреспондируются с директивными документами. В основу выделения этих уровней положено ранжирование нарушений экосистем по глубине и необратимости, т. е. по реальным имеющим физическое выражение морфологическим факторам. В соответствии со сделанными разъяснениями предлагается выделять классы состояний и зоны нарушений, представленные в таблице 1.

Второй важной позицией при проведении ОВОС является выбор и обоснование критериев оценки экологического состояния территории. В настоящее время существует несколько подходов к классификации и иерархии показателей оценки состояния (классов) экосистем и геосферных оболочек Земли. В. В. Виноградовым предлагается выделять биотические показатели, которые включают в себя три класса — тематических, пространственных и динамических показателей. В состав тематических входят ботанические (геоботанические и биохимические), зоологические и почвенные показатели оценки. За исключением биохимических они характеризуют ресурсный потенциал анализируемого компонента, а через него состояние экосистемы.

Для геосферных оболочек земли большинство специалистов предлагает три типа оценочных показателей — прямые, косвенные и индикационные (индикаторные).

 

Таблица 1 Классы состояний и зоны нарушений экосистем

 

Классы состояний и зоны нарушений Буквенное обозначение Продуктивность и устойчивость экосистем Хозяйственное использование территории Значение прямых критериев оценки Деградация земель
Зона экологической нормы, или класс удовлетворительного благоприятного состояния среды Н Территории без заметного снижения продуктивности и устойчивости экосистем Обычное использование территории с учетом всех природоохранных требований Ниже ПДК или фоновых Менее 5% площади
Зона экологического риска, или класс условно удовлетворительного (неблагоприятного) состояния среды Р Территории с заметным снижением продуктивности и устойчивости экосистем, их нестабильным состоянием, но еще с обратимыми нарушениями Территории требуют разумного хозяйственного использования и планирования мероприятий по их улучшению Незначительно превышают ПДК или фон От 5 до 20% площади
Зона экологического кризиса, или класс неудовлетворительного (весьма неблагоприятного) состояния среды К Территории с сильным снижением продуктивности и потерей устойчивости экосистем и трудно обратимыми нарушениями Необходимо выборочное хозяйственное использование территорий и планирование их глубокого улучшения Значительно превышают ПДК или фон От 20 до 50% площади
Зона экологического бедствия — катастрофы, или класс катастрофического состояния сред Б Территории с полной потерей продуктивности, практически необратимыми нарушениями экосистем Территории исключаются из хозяйственного использования В десятки раз превышают ПДК или фон Более 50% площади

 

Ботанические критерии имеют наибольшее значение, поскольку они не только чувствительны к нарушениям окружающей среды, но и наилучшим образом прослеживают зоны экологического состояния по размерам в пространстве и по стадиям нарушения во времени. При этом учитываются признаки негативных изменений на разных уровнях: организменном (фитопатологические изменения), популяционном (ухудшение видового состава) и экосистемном (соотношение площади в ландшафте).

Биохимические критерии экологического нарушения основаны на измерениях аномалий в содержании химических веществ в растениях.

Зоологические критерии и показатели нарушения животного мира могут рассматриваться как на ценотических уровнях: видовое разнообразие, пространственная структура, трофическая структура, биомасса и продуктивность, энергетика, так и на популяционных: пространственная структура, численность и плотность, поведение, демографическая и генетическая структура.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал