Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники экологического права. Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества
Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей. Наиболее распространено деление источников экологического права на три группы: – нормативные юридические акты; – прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты; – санкционированные обычаи. Более подробная классификация разделяет их: – на законодательные акты; – нормативные акты органов управления (исполнительной власти); – правовые обычаи; – судебную практику и судебный прецедент; – правовую доктрину (юридическую науку); – нормативные акты общественных организаций; – нормативные акты частных организаций; – договоры. Систему экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, можно строить по нескольким критериям. 1. По юридической силе образующих ее актов весь массив экологических актов разделяется на конституции, законы и подзаконные акты: – на уровне Федерации: Конституция РФ; конституционные законы; законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы); указы Президента РФ (и распоряжения); постановления Правительства РФ (и распоряжения); ведомственные нормативные акты; – на уровне субъектов Федерации: конституции субъектов РФ; законы; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; – локальные акты (органов местного самоуправления, организаций). 2. По форме источники права (акты) делятся на оформленные в качестве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы) распоряжения, приказы, решения, инструкции, методические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п. Особое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановлением Правительства РФ. Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, положение и пр.). 3. По субъекту принятия акта источники права делятся на принятые парламентом, главой исполнительной власти, Правительством РФ, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п. При характеристике источников экологического права, как и всех отраслей права, основным источником является Конституция РФ. Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. Статья 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Система источников экологического права наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, – через Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, а также через органы прокуратуры РФ, которые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил, существующих в системе иерархии нормативно-правовых актов.
|