Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Западная Европа как культурно-исторический регион
Европа — часть света, сравнительно небольшая по площади (7 % суши земного шара) и численности населения (11, 5 % мирового уровня), где сейчас располагается свыше 50 стран и государственных образований. Тем временем Европа не просто территория от мыса Нордкина на севере до мыса Марроки на юге и от Уральских гор на востоке до мыса Рока на западе. Европа — это цивилизация, сокровищница уникальных достижений человеческого разума. Европейская культура (понимаемая широко, с включением в ее состав и православной цивилизации) играла и продолжает играть выдающуюся роль в мировом развитии. Много веков подряд европейский регион находился в центре мирового развития. Начиная с эпохи Возрождения, со времен Великих географических открытий, Европа выступала как самый динамичный регион. Бурно развивались производительные силы, наука, культура. Человечество не знает ни одной культуры, влияние которой было бы столь масштабным, преобразующим все мироустройство. При этом Европа выработала уникальные структурные особенности, которые обусловили ее жизнестойкость, легкую приживаемость в социокультурных нишах и надежную выживаемость в инокультур-ном окружении. Конкретно Западная Европа — это десятки государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным, культурным и духовным своеобразием. Многие рассматривают этот культурно-исторический регион как некое единое целое, столетиями формировавшуюся общность населяющих его народов. Помимо выражений «западная цивилизация» и «западноевропейская цивилизация» существуют также понятия «европеизм» — течение, выступающее за полную интеграцию западноевропейских государств и мотивирующее это наличием вышеупомянутой общности местных народов; «европоцентризм» — тенденция в общественной мысли, в соответствии с которой восхваляется и идеализируется Европа как образец социально-экономического устройство и духовного развития. (Выражение «ат-лантизм» имеет более размытые контуры и ассоциируется с геополитической концепцией, в основе которой лежат геостратегические и военные цели приатлантических стран, включая США и Канаду.) Единство и целостность западноевропейского региона — в общей культурно-цивилизационной идее, в принципах, которые были заложены еще в античной Греции. Они составили базу политической, трудовой и бытовой этики не только Европы, но и англоязычной Америки, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Эти принципы — «добросовестный труд как путь к процветанию» и «честное состязание как путь к самоутверждению». В Европе они выражены наиболее ярко, так как имеют глубокие корни. Поэтому самая яркая черта Западной Европы — идентичность. Несмотря на очевидные различия между частями, в Европе сохраняется общее в истоках и наследии. Именно это обстоятельство позволяет рассматривать Европу в качестве цивилизационного пространства с единым этнокультурным кодом, определяющим самоощущение и самопознание европейцев. Культурно-историческое своеобразие Европы проявляется и в том, что она с исключительной силой и ясностью, нигде больше не встречающейся, воплотила в общественном сознании и эмпирической данности рационализм. Уже греческий рационализм отличается от восточного мышления известной последовательностью, позволившей заложить основы математики и завершить создание формальной логики. Коренным образом европейский рационализм стал отличаться от иного мировоззрения с конца средних веков. Рационализм стал судьбой Европы и признаком новой техногенной цивилизации. Европе издавна известна идея политической свободы. В качестве идеи и как реальность свобода в Европе устояла под натиском универсальной деспотии и тоталитаризма и заложила основу сознания правового гражданского общества. Свобода всегда несет с собой новизну, порождает атмосферу состязательности и стремление к славе и известности в любой области жизни. Свобода людей и их мышления озарила всю европейскую историю, сконструировала европейский дух и создала огромные возможности, но вместе с тем и опасности для человека. Европейцам свойственна решительность, в силу которой начинания доводятся до логического завершения, до выявления альтернатив, осознания принципов внутренней борьбы. Она традиционно ощущалась и в напряженности основных сторон европейской жизни — в напряженности между романскими, германскими и славянскими народами, между империями и отдельными нациями, между государством и церковью, между христианством и культурой, между католицизмом, протестантизмом и православием. Любая претензия в европейской жизни сразу же ставится под вопрос. В результате европейская цивилизация — это не монотонный культурный ландшафт, но многомерный и динамичный. Решительность проявляется, прежде всего, в революциях, совершенных европейцами: географической, духовной и научно-технической, воплотившихся в европейской политике, экономике, социальной этике и психологии. Решительность европейского характера ранее всего проявилась в религиозной сфере, но особенно ярко в политике колониальных захватов*. Поэтому можно утверждать, что Европа — не сумма стран и народов, а их единство, отличающееся постоянным внутренним диалогом и интенсивными контактами с другими культурными мирами. В рамках европейской цивилизации важную роль играет Россия. Будучи частью Европы, она продвигает ее элементы и стиль в Азию, но и Азия через Россию воздействует на Европу. Тем самым Европа и Россия определяют друг друга. Россия давно вошла полноправным участником в систему европейских держав. Без нее нельзя говорить о современном общеевропейском доме. Историко-географический обзор. Происхождение слова «Европа» часто связывают с городом под названием Европа, располагавшимся в области Кария в юго-западной части Малой Азии. Весьма распространенной в античное время была также легенда о Европе — дочери царя Агенора из Тира, похищенной критянами**. По некоторым версиям, название Европы происходит от слова «Эреб» (темный) и означает страну заходящего солнца (запад) в отличие от Азии («Аси») — страны восхода солнца (восток). О Европе как географической области писали Гесиод и Гека-тей Милетский, Геродот и Фукидид, Аристотель и Изократ, Стра-бон и Плиний Старший, Полибий и Птолемей. Многие греческие и римские авторы были единодушны в определении географических границ Европы. Она представлялась им территорией между Азовским морем и рекой Дон (или Кавказом) на востоке и Иберией с Атлантическим океаном на западе. Британия рассматривалась как остров в Европе. Южная граница проводилась по Малой Азии, Черному и Средиземному морям, а северная — по Дунаю. Как видно, в античном представлении Европа ограничивалась в основном территорией, прилегающей к Средиземному морю, * Своеобразным проявлением таком деятельности является германский «натиск на Восток». Под ним подразумевается не только историко-географическое явление, но и политическая идеология имперской Германии. Первыми натиск немцев испытали прибалтийские славяне. Движение немцев на восток было приостановлено в XV в. В дальнейшем малочисленность германо-славянских столкновений перекрывают ужасающие катастрофы двух мировых войн в XX в. ** Мифологическую сцену похищения быком Зевсом Европы изобразил на своей картине замечательный русский художник В.А.Серов. которое считалось в качестве ее ядра и пространственной основы. В дальнейшем по мере включения в политические, экономические, духовные контакты Центральной и Северной Европы границы региона все больше обретали современные очертания. Однако лишь в начале XVIII в. были определены восточные рубежи Европы, ранее обозначаемые Доном. Это сделал выдающийся русский ученый-энциклопедист, географ, историк, этнограф, филолог, математик, металлург, дипломат, основатель Екатеринбурга В.Н.Татищев (1686— 1750). В своей статье «Европа», включенной в «Лексикон российский», он указал границей Европы Уральские горы. Вся территория Европы была заселена человеком, вероятно, уже в эпоху каменного века. С III тыс. до н.э. начинает обнаруживаться разложение первобытно-общинного строя, и социальная жизнь людей завершается образованием государств. Первые из них возникают на юго-востоке Европы, в южной части Балканского полуострова и на острове Крит. Они имели достаточно развитые социальные структуры. В экономической жизни важнейшую роль играли дворцовые хозяйства. В конце II тыс. до н.э. государства материковой Греции и Крита гибнут. Однако уже в начале I тыс. до н.э. вновь возникают условия для формирования государств на территории Греции. Отправной точкой всего общественного развития Греции становится полис, который, видоизменяясь на протяжении веков, оставался государственной организацией Древней Европы. Позднее на территории Апеннинского полуострова возникает италийский вариант полиса — цивитас. Самым ярким примером его был Рим. В результате обширных военных экспансий полисов формировались крупные державы. Первыми из них были эллинистические царства. Далее — империя, созданная Римом. Эта держава, выросшая из крошечного городка, основанного племенем латинов за восемь столетий до нашей эры, вобрала в себя множество народов. Включив в свой состав эллинистические царства и средиземноморские области Европы, Рим способствовал распространению в них городского строя, рабовладельческого способа производства, техники, культуры. Греко-римское наследие явилось субстанцией европейской цивилизации. В это время закладываются основы европейской общественной мысли, понимание природы, личности и общества. В эпоху Римской империи было достигнуто максимальное объединение европейского пространства. Это была, по выражению немецкого философа Р. Гвардини (1885—1968), «попытка полной и всеохватывающей конструкции бытия». Однако подобное состояние не могло быть долговечным. Уже с конца II в. преобладание переходит к союзам, складывавшимся в племенном мире. Их перевес начинает сказываться и в военном, и в культурном отноше- нии. Наступает так называемая «варваризация» Европы. Таким образом, у истоков следующего средневекового этапа цивилизаци-онного развития Европы стояли два различных мира. Каждый из них переживал кризис. Римская империя — упадок, варварский мир — зарождение социальных структур. Смысл происходящего на этом величайшем «перекрестке времени» был назван русским поэтом М.А.Волошиным (1877— 1932) «...преосуществлением Всемирной власти на земле». Более чем тысячелетний отрезок времени (с IV по XV в.) охватило Средневековье. Раннесредневековая Европа представляла собой кипящий котел боровшихся друг с другом племен и народов, различавшихся по уровню развития. На фоне внутренней дифференциации складывалось культурное единство Европы. Ее цивилизационное содержание обогащалось постоянными связями с соседними регионами. В ходе этнических, торговых, дипломатических, военных и других контактов с различными народами Европа в Средние века вобрала в себя не только античное и варварское наследие, но и богатейший опыт Востока. Для духовной атмосферы того времени главным было становление христианства. Христианская церковь стала, быть может, самой высокой формой организации человеческого духа. Она оказалась способной соединить противоречивое, вобрать в себя идеалы жизни и надежно хранить их в виде традиций. Решающее влияние христианства на Европу было не только духовным, но и политическим. Религиозное миропонимание, право, обычаи, этика, мораль, наконец, церковная иерархия и богатство создали общий феодальный порядок, сцементировали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере определило неповторимость европейской цивилизации. Европейский средневековый мир в целом был более насыщенным и динамичным, чем прежний. Именно в Средние века возникло большинство европейских государств, определились в основном их границы, были заложены этнокультурные основы будущих наций. Появились парламенты, суды присяжных и первые конституции. Были изобретены ножницы, часы, книгопечатание, оконное стекло, огнестрельное оружие и многие другие новшества. С конца Средневековья возникает современная наука, сделавшая позже европейскую культуру отличной от культуры всех других регионов. Рубеж XV—XVI вв. — решающее для судеб Европы время. Европейцы осуществляют географическую революцию и выходят в мир. Страсть к открытиям сделалась формой, в которую облекся предприимчивый дух европейцев. В Ц86 г. Диас первым из европейцев отважился добраться до мыса Доброй Надежды, в 1492 г. — Колумб достиг американских островов, в 1498 г. — Себастьян Ка-бот доплывает до Лабрадора, т.е. до американского материка. Но- ый континент уже входит в сознание европейцев, когда Васко да Гама доплывает от Занзибара до Каликут и прокладывает морской путь в Индию. В 1500 г. Кабрал открывает Бразилию. Наконец, с 1519 по 1522 г. Магеллан совершает свой знаменательный, венчающий всё подвиг: первое путешествие человека вокруг Земли, из Испании в Испанию. Тем самым доказывается, что прав был Мартин Бехайм, создавший в 1490 г. свое «земное яблоко», первый глобус, осмеянный поначалу как глупая затея. Так смелое деяние подтвердило отважную мысль. В итоге мир стал для европейцев круглым. Европа приобретает особое положение среди мировых цивилизаций. В Европе нет оцепенения и топтания на месте. Наступает эра европейского расцвета и интенсивного продвижения по пути культурного прогресса. Европа внезапно становится центром и повелительницей Вселенной. Из Европы начинается заселение Америки, Австралии, Южной Африки и формирование их духовных оснований. Она оказывает решающее влияние и на другие части мира, в том числе на Россию с ее восточно-христианскими корнями. Россия в свою очередь заселяет весь север Азиатского материка до Тихого океана. «Географическая революция — это использование Океана в качестве основного средства всемирной коммуникации. Передвижение по Океану позволило Европе объединить обитаемый мир.» А. Тойнби, английский историк «После кругосветных путешествий мир стал для европейцев круглым. То, что не было ими покорено, либо не стоит того, либо еще будет покорено.» Гегель, немецкий философ «Если бы преимущества Европы, вытекающие из ее географической и социально-экономической специфики, не нашли выражения в господстве — во всех значениях этого термина, — то европейский прорыв не имел бы ни блеска, ни быстроты (и главное) — последствий. Преимущества, а затем и превосходство Европы привели к ее доминированию над остальным миром.» Ф. Бродель, французский историк Уже с начала XV в. для честолюбивых португальцев и испанцев земной шар оказался тесным. Понадобилось деление его демаркационными линиями. Вскоре в колониальную экспансию активно включаются другие европейские страны. Наступает эра нового империализма. Вид Европы мгновенного изменяется. Возникает мощное европейское доминирование, европейский централизм. В XIX в. мир окрашивается в цвета европейских государств. Влияние Европы становится глобальным. К началу XX в. европейцы контролировали 85% земной поверхности и 70 % ее населения. Европейские параметры оказались не только масштабными, но также преобразующими мировое устройство. В итоге европейцам удалось связать народы мира в единое сообщество и посредством своих политических и военных сюжетов сделать новую политическую карту мира европейской. Исключительное положение в то время занимала Великобритания. Ни одна страна со столь незначительной территорией и численностью жителей не держала в своих руках судеб огромного числа людей, живущих по всему земному шару. Каждое движение на Британских островах находило отзвук в мире. Колоссальные размеры британских колониальных владений дали основания проникнуть в сознание англичан идеей мировой гегемонии*. Удачливыми в колониальных предприятиях были Франция и Бельгия. Скромные владения имели Италия и Германия. Последняя обратила главную ось своей экспансии на Ближний Восток. Там Германия проникла в империалистическую зону сил Великобритании и России, что явилось одной из основных причин Первой мировой войны. В эту войну вступили не европейские нации, а мировые империи, подобные драконам, головы которых умещались в Европе, а туловища покрывали почти весь земной шар. На рубеже XIX —XX вв. самым проблемным в Европе считался «восточный вопрос», связанный с судьбой балканских владений Турции. Распад ее европейских колоний привлек туда взоры многих европейских держав, включая Россию. Центром политического внимания были пресловутые черноморские проливы. Масштабная балканская политика России нуждалась в теоретическом обосновании. С этой целью была выдвинута идея создания панславянской империи со столицей в Константинополе. В этой доктрине сплелись мысль о признании народов, действующих в цивилиза-ционном пространстве, суверенными, равновеликими и политические соображения, связанные с волевыми устремлениями. Одним из принципов данной политики был приоритет национального над общечеловеческим. Идея панславизма мотивировала отношения России с южными славянами. Однако желаемые результаты не были достигнуты. Поддержка сербов в 1914 г. обернулась для России войной и революцией. В целом конфликты, приведшие Европу к Первой мировой войне, были двух порядков: национальные и империалистические. Война 1914 г. началась между восемью государствами Европы * Великобритания вынашивала планы соединения со своими эмансипированными колониями в тесную федерацию. Идея ианбританизма в конечном счете путем медленной и сложной работы нашла реализацию в деятельности мировой англосаксонской диаспоры. (Германией, Австро-Венгрией и противостоящими им Великобританией, Францией, Россией, Бельгией, Сербией и Черногорией), но постепенно вовлекала в свою орбиту тридцать три страны. За годы войны в армии воюющих государств было мобилизовано 70 млн человек. Война длилась более четырех лет и вызвала невиданные потрясения. Версальская система послевоенных договоров, в которой преобладали национальные мотивы, внесла лишь волну пессимизма в европейское самосознание. Наступила пора разочарований в ценностях европейской цивилизации. Европа после войны перестала существовать как целое. Фактически в этой войне, где не было победителей, побежденной оказалась именно она, не сумевшая удержать своего рангового положения. Удары, разрушившие Европу, шли по двум линиям: горизонтальной (битва империй) и вертикальной (революции). Революции в России, сжатые в пределах одного года, привели к тому, что Европа утратила свою социально-политическую однородность. Жесткое противостояние России и остального мира создало мощное силовое поле напряжения в европейском развитии. Конфликт империй уступил место конфликту идеологий. В связи с эпохальными событиями Первой мировой войны надо рассматривать Вторую мировую войну 1939—1945 гг. Сторонами конфликта были коммунизм, нацизм и либеральная демократия. Основной силой взрыва стало болезненное национальное чувство Германии*. В сознании немцев национальные мотивы были тесно переплетены с империалистическими. Это означало, что пафос освобождения становился для них волей к власти. Гитлер поставил перед нацией программу беспредельного господства: сначала в Восточной Европе, потом в Европе вообще и, наконец, во всем мире. С поразительной легкостью ему удалось осуществление двух частей своего плана. Участниками Второй мировой войны были шестьдесят одно государство и более четырех пятых населения земного шара. Военные действия велись на территории Европы, Азии и Африки, а также на обширных акваториях мирового океана. За годы войны в армии воюющих стран было призвано свыше ста десяти миллионов человек. Война длилась шесть лет. В итоге двух мировых войн прежняя Европа отошла в историю. Европейцы утратили свои колониальные владения, политическое преобладание в мире. Ослабленная Европа становится покорной торжествующей силе. Она отступает перед мировыми державами — Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом. Внешняя энергия сверхдержав была направлена на противоборство друг с другом. Европа наполнилась силовыми компонентами. * Генеалогию национал-социализма через так называемые символы масс блестяще проанализировал Э.Канетти (Е.СапеИл, 1986). Грандиозные деструктивные процессы, связанные с ликвидацией социалистической системы, потрясли мир, но не ликвидировали силового напряжения на европейском пространстве. Как только была снята идеологическая конфронтация Европы, возродился ее культурный раздел*. В нынешних условиях Европа стремится обрести новое место в мире, который, несмотря на раздробленность, во всё возрастающей степени требует объединения в рамках правового устройства путем соглашений. Европейцы. Как известно, Европа не была прародиной человечества. Древнейшие люди (индоевропейцы), вероятно, пришли в Европу с востока еще в эпоху каменного века (палеолита), примерно 2 млн лет назад. Все бессловесные предметы, найденные на европейской территории при археологических раскопках, все же остаются для науки немыми в своей безжизненности. Лишь словесные данные позволяют ощутить европейца, его внутренний мир, настроения, импульсы. Письменными источниками европейские события освещены лишь за последние три тысячи лет. Весь предшествующий период, продолжительный и сложный, был занят становлением основных конституционных свойств человеческого бытия в Европе. Здесь наука различает три основных века: каменный, бронзовый и железный. Каменный век самый длительный из них. В то время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из камня, рога и кости. Люди жили тогда в пещерах и гротах, под скальными навесами, реже — на открытых местах. Основным занятием населения была охота, в начале генерализированная, потом специализированная. В каменном веке постепенно увеличивается плотность населения, расширяется область человеческого обитания, формируются первичные системы поселений**. На рубеже VII —VI тыс. до н.э. наступает новая эпоха в развитии Европы и всего человечества. Происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Охота и собирательство уступают место земледелию и скотоводству. Возникают постоянные поселения с прочно построенными жилищами. «Сельский образ жизни» становится господствующим в Европе вплоть до появления, а затем и широкого распространения городов. Возникнове- * Разделительной линией в Европе является граница западного христианства, сложившаяся к 1500 г. Она пролегает вдоль нынешней границы России с Финляндией и странами Балтии, рассекает Белоруссию и Украину, сворачивает на запад, отделяя Трансильванию от остальной части Румынии, а затем идет по линии, отделяющей Хорватию и Словению от других югославянских государств. ** Сделаны попытки вычислить приблизительную плотность населения Европы в то время и даже его количество в некоторых регионах. Так, на территории Центральной Италии предполагается плотность 1 человек на 50—100 км2. Все население Центральной Италии могло составить 800— 1 600 человек в какой-либо отрезок каменного века. Основным типом поселений был базовый лагерь, состоящий из 10—12 легких жилищ каркасного типа. и развитие производящего хозяйства способствовали росту Н елейности населения и его концентрации. Впервые отчетливо и ЧИ выступает неравномерность в развитии отдельных регионов Европы. Важные изменения в экономике, социальном строе и этноде- мографии Древней Европы произошли в III тыс. до н.э. В Средиземноморье, на юге Балкан и на Западном Кавказе возникли культуры бронзового века. Бронзовый век характеризуется появлением металлических орудий труда, резким увеличением его производительности. Это способствовало возникновению тех явлений, которые затем привели к разложению первобытно-общинного строя и становлению государства. Это также время великих переселений, которые положили начало образованию европейских народов, формированию их языковой и культурной общности. Бронзовый век Европы — период многообразный и противоречивый. Резко усиливается неравномерность экономического и социального развития. Европейское цивилизационное пространство становится сложным конгломератом различных культурно-исторических общностей, групп, обладавших разными традициями и связями. С возникновением около 3000 — 2000 гг. до н.э. Греческого государства открывается Античная эпоха Европы. Первые античные центры постепенно становились связанными между собой компактными образованиями. Регулярные торговые связи среди них приводили к медленному формированию этнического самосознания. Греки стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Бронзовый век в начале I тыс. до н.э. сменяется железным. Общественное развитие ускоряется. Новый этап этнокультурного роста Европы начинается с образованием Римской державы, постепенно создавшей в Средиземноморье «римский круг земель». Основу европейского античного мира составляли городские гражданские общины, которые были первыми в мировой практике демократиями. Верховную власть в античной городской общине осуществляло народное собрание граждан. Оно обладало широкими правами и обязанностями. В Античную эпоху были разработаны основные принципы морали, этические идеалы, важнейшие элементы науки, философии, главные жанры литературы, архитектуры, спорт. В начале I в. н. э. всю западную часть Европы уже занимала Римская империя, вобравшая в себя множество народов. За Рейном жили германцы, ранняя история которых, как и их соседей кельтов, почти не ясна. К востоку от германцев обитали славянские племена. Римляне всех их называли варварами. Еще восточнее на беспредельных степях Причерноморья жили народы, мало напоминавшие европейцев, — скифы и сарматы. В целом европейское Пространство было еще слабозаселенным. Всего на территории Европы к началу нашей эры насчитывалось примерно 35 млн человек. В Италии в то время жило не более 6 млн, в Испании — также около 6 млн, в Великобритании и Германии — менее 1 млн человек. Историческую эстафету от античности приняли Средние века. Общество средневековой Европы было феодальным. Феодализм — совершенно особый мир, формировавший своеобразный консервативный тип человека. Идеологией Средневековья был причудливый сплав варварства и христианства. Первые столетия средневекового периода отличались глубокой депрессией и потрясениями. Это было связано с континентальными миграциями народов, завоеваниями арабов, опустошительными походами монголо-та-тар и тюрок, межфеодальными распрями, крестовыми походами, ужасающими эпидемиями и т.п. В IX—XV вв. намечается перелом в культурном развитии Европы. Совершенствование агротехники (изобретение колесного плуга с отвалом, распространение трехпольного севооборота и новой упряжи) позволило увеличить площадь обрабатываемых земель и урожайность. Внедрение богатых протеинами высококалорийных культур обеспечило, вероятно, европейцев той силой, что нужна была для постройки замков, соборов и новых городов, для подъема обширных пространств целины*. Население Европы начинает быстро расти. К концу I тыс. н.э. оно составляло не менее 43 млн человек, в 1500 г. в Европе уже насчитывалось 75 млн жителей. Самыми заселенными странами были Франция (свыше 15 млн), Италия и Германия (по 11 млн человек). Во второй половине истекшего тысячелетия начинается переход Европы в индустриальную эру. Особенно активно этот процесс проходил в Англии, Франции, Германии. Новые достижения в социальной и хозяйственной областях сыграли важную роль в дальнейшем увеличении численности европейского населения. Последовательное увеличение численности населения зарубежной Европы выглядит следующим образом: 1650 г. — 82 млн человек, 1800 г. — 160 млн, 1900 г. - 295 млн, 1950 г. — 392 млн, 1980 г. — 485 млн, 2000 г. — свыше 500 млн человек. Динамика воспроизводства населения Европы в целом совпадает с фазами ее цивилизационного развития. Индустриализация значительно понижает уровень смертности и подрывает целесообразность в высокой рождаемости, стабилизирует численность населения. Многие европейские страны уже подошли к такому состоянию. В других демографические процессы поддерживаются политическими * Следует отметить также прогресс в военном деле, где стремя позволило подчинить лошадь и появиться новому военному классу рыцарей, которые постепенно идентифицировались с крупными землевладельцами, способными вводить в своих владениях новую технику и технологию. меоами внешней миграцией. Существуют региональные различия в воспроизводстве населения и «внутри» стран*. Как классифицировать многочисленное и разнообразное население Европы? Вопрос может показаться простым, но решается ' с отдаленных времен. По Библии народы, населяющие Европу являются потомками сына Ноя - Иафета и называются иафе-тидами. Бог разделил их на отдельные народы и дал каждому свою задачу и цель в жизни. Первую попытку выделить общие признаки людей, населяющих Европу предпринял знаменитый шведский натуралист К.Линней Европеец, по его мнению, проницателен, пытлив, управляется законами. Видное место в классификации европейского населения занимает общая система геттингенского профессора Блю-менбаха, изложенная им в небольшом сочинении «О природном разнообразии человеческого рода» (1775). Европейцев он представлял нормальным типом для всего человечества. Позднее появилось около десятка классификаций, но общепризнанную создать не удалось. Европейская ветвь народов наукой изучена лучше других. 11о физическому облику она представляется вообще однородной, но в действительности оказывается очень смешанной. Основную часть населения современной зарубежной Европы составляют романские, германские и славянские народы. Среди романских выделяются, в частности, итальянцы, французы, испанцы, румыны, португальцы; германских — немцы, англичане, голландцы; славянских — поляки, чехи, сербы. Каждый из народов отличается своим характером, вкусами, традициями, поведением, взаимосвязями с соседями**. На характер и культуру европейцев огромное воздействие оказывает религия. Эту связь иллюстрируют конфессиональные институты и группы, а также наблюдаемые предметы и явления естественной и социальной среды. В пределах Европы представлены все мировые религии. Однако в целом можно сказать, что главная религия Европы — христианство. При этом север региона — протестантский, центральная и южная части — католические, восток — * В большинстве европейских стран сейчас рождаемость низкая — от 9 до 15 %с. Резко выделяется лишь мусульманская Албания и Монако, где этот показатель достигает 18 и 20 %о, заметны также Ирландия, Исландия, Македония. В перечисленных странах самый высокий естественный прирост населения. Уровень смертности в Европе в среднем — 11 %о. Смертность выше рождаемости в Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, ФРГ, Хорватии, Чехии, Швеции, Сербии и Черногории. ** Существует оценка характера современных европейцев: англичане обладают наиболее развитым чувством юмора; французы и итальянцы, которых считают «романтиками Европы», на самом деле не умеют очаровывать, у них есть стиль, но они часто являются претенциозными; немцы — вежливы и пунктуальны; испанцы — очаровательны, энергичны, любят танцевать. православный. Стран абсолютно однородных в религиозном отношении в Европе нет. Как правило, можно говорить о преобладании одной из конфессий или об их параллельном существовании. В настоящее время в Европе складывается непростая этнокультурная ситуация. Детонирующим элементом в ее обострении является многомиллионная армия гастарбайтеров из арабских и азиатских стран. Среди них растет влияние исламских фундаменталистов. В начале XXI в. напряженность в отношениях между коренными европейцами и пришельцами с Востока усиливается*. Длительный и крупномасштабный прилив выходцев из иных культур с другими жизненными установками в перспективе может сильно повлиять на характер европейского общества. Европа обречена на поиски межэтнической и межконфессиональной гармонии и формулы единения наций. Тем временем в ней уже накоплен большой опыт гражданской культуры в решении этноконфликтов. Примером может служить итальянская провинция Трентино-Альто-Адидже, называемая также Южным Тиролем. Там повсюду слышна немецкая речь, а итальянский язык звучит как иностранный. Южный Тироль, отошедший к Италии в 1919 г. (по Сен-Жерменскому договору), остается кусочком Австрии, будто и не прошло более трех четвертей века. Населен он почти исключительно австрийцами по происхождению, сохраняющими в неприкосновенности родной язык, обычаи и традиции. Национальные области, подобные Южному Тиролю, есть во всех западноевропейских странах. Их насчитывается более двух десятков. В той же Италии в области Валле-д'Аоста, на границе с Францией и Швейцарией, города и деревни носят французские названия, жители их свято оберегают свои традиции, говорят на различных диалектах провансальского языка. В области Фриули — Венеция—Джулия, граничащей со Словенией и Австрией, проживает компактная группа славян, говорящих на своих языках. Все эти области имеют административную, финансовую и культурную автономию. Их двуязычие закреплено в конституции страны. Особый статус имеют и два самых крупных итальянских острова в Средиземном море — Сицилия и Сардиния. Из всех итальянских областей четвертая часть наделена автономией, что ставит эту страну в промежуточное положение между государством унитарным и федеративным. В отличие от Италии Бельгия разделена пополам национальными разногласиями. Юг страны, прилегающий к Франции, населен валлонами, а север — фламандцами. В Бельгии три государственных * Доля иностранцев в населении европейских стран в настоящее время составляет, %: в Германии, Швейцарии, Австрии — 7, Франции — 6, Великобритании — 5, Швеции — 4, Италии — 2, Испании — 1. В ближайшие 25 лет в Европе может оказаться свыше 159 млн эмигрантов. а. французский, нидерландский (его фламандский вариант) я3неМёцкий, на котором говорят лишь несколько десятков тысяч еловек, живущих вдоль границы с Германией и Люксембургом, фламандцы нередко делают вид, что не понимают по-французски а многие валлоны даже не пытаются освоить язык, на кото-оом' говорит большинство населения их собственной страны. За исключением Брюсселя, двуязычной и двунациональной столицы Бельгии, фламандцы и валлоны живут изолированно друг от друга. Внутренние миграционные процессы почти отсутствуют. Национальный сепаратизм силен в Испании. В ней находится самый крупный в Западной Европе очаг национализма — Страна Басков. Баски — единственный в регионе народ не индоевропейского происхождения. Их язык не имеет с испанским ничего общего, и владеют им далеко не все баски (быть может от того, что он необыкновенно труден). Террористическая организация баскских сепаратистов ЭТА пытается добиться суверенитета Басконии, но правительство провинции выступает за целостность страны. Немало этнокультурных проблем во Франции. Независимости требуют корсиканцы. Порой активно ведут себя французские баски. Немецкий язык и традиции сохраняются в Эльзасе и Лотарингии, но там местное население не требует воссоединения с Германией. Так, однако, было не всегда. За 75 лет (с 1870 по 1945 г.) в результате трех войн Эльзас и Лотарингия четырежды меняли свою государственную принадлежность. Для Западной Европы это рекорд. После Второй мировой войны они окончательно отошли к Франции, и то, что Европарламент заседает в столице Эльзаса — Страсбурге, — символ достигнутого в регионе равновесия. Бурный очаг национальной розни в Европе — Северная Ирландия. Конфликт этот весьма запутанный и сложный, поскольку общество там поляризовано не только по национальному, но и по религиозному признаку. Этнокультурные проблемы обсуждаются в Европе, по крайней мере, со времен окончания Первой мировой войны, приведшей к распаду великих европейских империй. Борьба за национальное самоопределение, за культурную и административную автономию нередко велась в ущерб здравому смыслу. Сепаратизм в современной Европе — антиисторичен. Сокровища культуры, созданные европейцами, составляют сердцевину ее цивилизационной идентичности. Они объединяют европейцев и составляют их гордость. При внимательном взгляде на культурный ландшафт Европы легко обнаруживается взаимообогащение европейских на-Родов благодаря удивительным и плодотворным скрещиваниям. Так, пе-вец славянской души поляк Шопен был по происхождению французом; аналитик, проникший в существо русской души, Достоевский имел польские корни; типичный немецкий художник Дюрер по происхождению венгр; великий певец венгерских страстей Лист — немец; нацио-
нальный венгерский поэт Петефи был в действительности сербом; автор великой польской национальной эпопеи «Пан Тадеуш» Мицкевич по происхождению литовец; тот, кто лучше всех выразил страдания и радости немецкой души, — Бетховен по отцу был голландцем; создатель теории германского «сверхчеловека» Ницше — потомок польских шляхтичей. Этот перечень можно продолжить, но приведенные примеры уже показывают, что европейцы обладают большим числом выдающихся людей. Именно высшие личности составляют истинное воплощение европейской силы. Им Европа и мир обязаны прогрессом на всех направлениях цивилизации. Технология общественной жизни. Исключительную роль в формировании европейского облика играла и продолжает играть технология общественной жизни. Отлаженность и напряженность политических механизмов по существу является предпосылкой эффективной организации социально-экономического пространства. Общественная жизнь — особая реальность, основу которой составляют социально-политические факты и действия, не сводимые к другим фактам и действиям и обладающие рядом самостоятельных характеристик*. Уже в эпоху античной цивилизации в Европе зарождается свобода как реальность. Полисный тип общественного и государственного устройства в Древней Греции и Риме — это мировой феномен. В нем главенство было основано не на доминировании и подчинении, а на авторитете и первенстве. Здесь впервые блеснула одна из ярких граней европейской действительности — уважение к достоинству и правам личности, пока относящиеся к весьма узкому кругу аристократии. Со временем это станет стержнем общественного генотипа. Параллельно в полисной структуре получает развитие другой компонент. Зарождается сообщество свободных собственников, как бы субстанция будущего гражданского общества. Царившая в полисе атмосфера трудолюбия, состязательности, стремление к славе, известности породили не только европейский аристократизм. В этом видится и удивительный прообраз «протестантской этики», о роли которой в последующем развитии европейского общества писал М.Вебер. От античного полиса цепь общественных форм протянулась к городской коммуне Средневековья. Такого феодализма, какой был в Европе, с автономными городами-коммунами, выступавшими в качестве самостоятельных субъектов в политической жизни, другие цивилизации не знали. Дальше типологический ряд общественных форм восходит к индустриальному и постиндустриальному строю. Так выстраивается связная цепь общественных форм, обусловленная единым генотипом. Идеология свободы и достоинства личности с примечательным постоянством актуализируется в последующие эпохи. * Указанные факты российско-американский социолог П.А.Сорокин назвал «ценностью» социального пространства. К нерушимости прав человека в Европе присоединяется его *\) участвовать в политической жизни общества. Поэтому сво-«З^апеализуется в европейских странах только в условиях право-демократии, т.е. при возможном для всех граждан участия в В*ьявлении воли. Каждый человек в зависимости от уровня его и одитической зрелости и убедительности взглядов может рассчитывать на признание. Защите отдельного человека от насилия соответствует защита всех от власти отдельного человека. Даже величайшие заслуги перед государством не являются основанием для неприкосновенности власти индивидуума. Человек остается человеком, и даже лучший из людей может стать опасным, если его власть не сдерживается определенными ограничениями. Поэтому несменяемая власть в европейских странах явление исключительное. В таких условиях не может быть непомерного возвеличивания какого-либо государственного деятеля. Технология современной общественной жизни в Европе строится на основе нескольких идейных течений, выражающих стремление предоставить людям все доступные им возможности, если они не идут вразрез с тем, что жизненно необходимо всем. В тех или иных комбинациях она включает элементы либерализма, социал-демократии и неоконсерватизма. Стержнем либеральной системы является идея прав человека на жизнь, свободу и частную собственность. Их неразрывная связь определяется тем, что частная собственность выступает основой индивидуальной свободы. Поэтому либеральное европейское общество — это общество равноценных друг перед другом личностей. Либеральная система характеризуется разграничением гражданского общества и государства. Важным структурным элементом либерального государства является идея плюрализма, признающая господство принципа многообразия во всех сферах общественной жизни. В таком обществе предполагаются равные возможности самореализации и равные права в достижении своих целей. В политической сфере это выражается в равенстве всех перед законом, инструментом реализации которого выступает правовое государство. Социал-демократическая система сохраняет все либеральные элементы с соответствующей модификацией. Прежде всего идея негативной свободы (максимально возможная свобода от внешних ограничений, в частности, налагаемых государством) дополняется идеей позитивной свободы (свободы, условия реализации которой обеспечиваются государством), а классический индивидуализм — новым. Для корректировки негативных аспектов и нежелательных последствий свободного рынка и свободной конкуренции разработано и во всё больших масштабах используется государственное регулирование экономики. Политические права до- полняются социальными с предоставлением всем членам данного общества материальных благ на уровне не ниже того, который принят за минимальный. Вводится принцип социальной ответственности частных корпораций и государства. Функции государства расширяются, при этом происходит дальнейшая демократизация общества. Вместе с тем социал-демократическая система ведет к росту полномочий исполнительной власти за счет законодательной, сужению сферы деятельности выборных органов и должностных лиц в пользу назначаемых. Во многих аспектах государство испытывает определенные перегрузки. Неоконсервативная система интегрирует важнейшие ценности, институты и постулаты либерального и социал-демократического вариантов, также подвергая их модификации. Центральное значение здесь приобретают ориентации и установки на индивидуализацию в экономической, социальной и политической сферах. Акцент переносится на приватизацию и частную жизнь. Количественные параметры существования заменяются качественными, на смену материальным ценностям приходят «постматериальные». Провозглашается своего рода «психологическая революция», призванная выдвинуть в центр внимания человека. Защита прав личности возводится в ранг одной из основополагающих проблем государственной и международной политики. Вся технология общественной жизни в Европе опирается на сильный и обширный средний социальный слой. Он исповедует и воспроизводит ценности европейского общества. Этот процесс сопровождается рассасыванием массы низов, тяготеющих к разным версиям люмпен-идеологии. При этом крайне важным остается сохранение контроля гражданского общества над политическими структурами. При всех успехах современное европейское общество не смогло до конца решить некоторые социальные проблемы. Тем не менее в большинстве случаев здесь подразумеваются конкретные аспекты жизни различных категорий населения, но не технология общественной жизни Европы. Не будучи абсолютно завершенной, социальная организация общества в то же время должна быть открытой для улучшения. Человеческий прогресс, по мнению К. Поппера, — это защита и усиление демократических институтов. Анализ европейского развития убедительно свидетельствует о существовании тесной взаимосвязи процессов демократизации и экономического роста. Взаимосвязь демократического и экономического развития настолько универсальна, что можно провести аналогию с периодической системой элементов Менделеева. Как в одном случае, зная атомный вес элемента, можно указать его химические свойства, так и в другом, зная экономический рейтинг той или иной страны, можно определить (с достаточно высокой степенью точности) тип ее социально-политического уст- „ Итак, не может быть стабильных демократий в странах, Р°Иуоовень экономического развития низкий, и нет недемокра-ГЯвеских режимов в странах, где уровень экономического развития высокий. Можно утверждать, что передовые европейские государства пенно, с Трудом, через пробы и ошибки сумели построить многокомпромиссные социально-экономические структуры. Они сочетают поощрение сильных с защитой слабых, а также научно просчитывают стратегию развития. Модельный принцип общественной жизни обеспечил иной стиль социального и политического мышления европейцев. В Европе утвердилась особая этика взаимодополняемости, терпимости и компромисса, регламентирующая нормы общественных отношений и разрешения противоречий. Экономика Европы: Прочным основанием Европы остается ее экономическая система. В ней можно выделить воспроизводственную, отраслевую и территориальную структуры. Каждая из них характеризуется набором компонентов, находящихся в определенной взаимозависимости и в сравнительно устойчивых пропорциональных отношениях. «Европа создала индустриальную систему, которая распространилась по всему миру. Эффективно действующей единицей индустриальной системы может быть вся пригодная к освоению поверхность нашей планеты и все человечество.» А. Тойнби Воспроизводственная структура отражает динамику общего экономического развития региона. Европа была и остается одним из ведущих центров мирового уровня. Ее суммарный ВВП составляет более 10 трлн долл. США (почти 30 % от мирового). Европейский регион занимает первое место в мировой торговле. Ему принадлежит также лидерство в сфере золотовалютных резервов и заграничных инвестиций. Сложной и динамичной является отраслевая структура европейской экономики. В общем хозяйственном развитии региона можно выделить несколько этапов. Бурный подъем сельского хозяйства в Европе начался в X в. Причины его объясняются по-разному, но общее понимание этого процесса более или менее очевидно: ушли в прошлое «темные века», последовавшие за падением Рима. Тем временем экстенсивный путь развития привел аграрное производство к глубокому кризису, поразившему большую часть Европы. Ответом на эту ситуацию («вызов») стала промышленная революция. Ее воплотил пробудившийся от спячки беспокойный европейский ум, унаследовавший античную традицию активного отношения к миру. Стала набирать обороты технологическая мысль. Новое время становится эпохой промышленного развития. Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. были этапом ранней механизации производства. Ключевыми индикаторами хозяйства тогда считались хлопок, шерсть, шелк и чугун. Лидирующими отраслями выступали текстильная промышленность, производство текстильных химикатов и текстильных машин, металлоизделий, выплавка и литье чугуна, изготовление ювелирных, керамических и стеклянных изделий. Получили развитие пути и средства сообщения. Быстро развивалась сеть речных каналов, соединявших между собой естественные водные пути, а также промышленные районы с сельскохозяйственными районами и портами. Доминировали в развитии указанных отраслей Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды. В XIX в. решающую роль в хозяйстве стала играть паровая машина как универсальный двигатель. Открывается эра машиностроения. Увеличивается производство металла. С переворотом в области промышленной техники тесно связан переворот в средствах транспорта. Развернулось строительство коммуникаций. К числу передовых стран стали относиться также Италия, Германия, Швейцария, Австро-Венгрия. С конца XIX в. начинается широкое применение электричества в разнообразных отраслях хозяйства, происходят решающие изменения в технике связи. Одной из ведущих отраслей становится химическая промышленность. В это время изобретается двигатель внутреннего сгорания, появляется автомобиль и аэроплан. Двадцатый век и особенно его вторая половина проходят под знаком научно-технической революции. Ключевыми становятся отрасли, обеспечивающие технический и технологический прогресс. Своеобразие современного состояния европейской экономики заключается в переходе от индустриального к постиндустриальному характеру. Этот переход определяется рядом факторов: движением от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что ведет к доминированию сферы услуг над сферой производства; изменением в социальной структуре общества (усилением роли профессионализма, уровня образования и знаний); бурным ростом интеллектуальных отраслей; введением планирования и контроля в области стратегии и тактики общественного развития. В настоящее время экономику Европы можно назвать информационной. Новые технологии направлены на производство портативных товаров, отвечающих тому спросу, который раньше удовлетворялся услугами. Эти новые так называемые «кочевые» предметы изменяют ритм и образ жизни европейцев, их отношение к культуре, знаниям, семье, миру, самому себе. Новые предметы становятся средствами расширения свободы, выражением индивидуальности человека. Территориальная структура хозяйства Европы несет на себе яркий отпечаток прошлых столетий, когда регион стал очагом промышленной революции. Размещение производительных сил унаследовано от того времени, когда близкое соседство с угольными, железорудными бассейнами и судоходными реками было необходимой предпосылкой достижения высокого хозяйственного уровня. Не случайно, что наибольшее развитие получили районы, тяготеющие к так называемой «центральной оси развития», проходящей от промышленных регионов Англии через долину Рейна до центральной Италии. Уже два века эти области играют роль европейского индустриального ядра. Для Европы в целом характерно многообразие форм пространственной организации производства. В то же время отчетливо прослеживается общность территориальных проблем в европейских странах. Так, практически во всех государствах существуют противоречия, связанные с высокой концентрацией производительных сил в столичных и других крупных городах и отсталостью депрессивных и сельскохозяйственных районов. В конкретных национальных условиях эти проблемы проявляются в разных сочетаниях и с различной степенью остроты. Хозяйственный облик региона определяется прежде всего промышленностью. Буквально каждая ее отрасль имеет свои специфические особенности. Например, энергетика: регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики, а в некоторых странах Южной и особенно Северной Европы ГЭС лидируют среди источников электроэнергии; черная металлургия — по объему выплавки стали Западная Европа не имеет себе равных в мире; машиностроение: регион является крупнейшим в мире производителем и экспортером станков, кузнечно-прессового оборудования, оптики и т.д. Продукцию фирм «Фольксваген», «Рено», «ФИАТ», «Бритиш лейленд», «Вольво», «Сименс», «Филипс» знают во всем мире (их специализацию и государственную принадлежность предоставляется определить вам самим). В целом та география промышленности стран Западной Европы, которая сложилась еще в XIX в., сохраняется и сегодня. Важнейшие сдвиги в ней связаны с формированием крупных порто-во-промышленных комплексов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазовых месторождений Северного моря, модернизацией промышленности менее развитых стран региона, децентрализацией (т.е. «рассредоточением») промышленности. При этом все страны имеют свое индустриальное «лицо». Так, Дания имеет узкоспециализированную экономику, Германия — диверсифицированную (т.е. многоотраслевую, разветвленную); Великобритания и Бельгия — «угольные» державы, к тому же первая, интенсифицируя добычу нефти в Северном море, претендует и на роль ведущей «нефтяной»; Франция иногда рассматривается как «амбар, пастбище и молочная ферма» Европейского союза и т.д. Высокоэффективное сельское хозяйство Западной Европы практически полностью обеспечивает жителей региона основными продуктами питания, а ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладают высокотоварные фермы, за исключением отдельных хозяйств стран Юга и новопринятых в ЕС государств (Португалии, Греции, Польши, Словакии и др.). В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы (до 60 — 70 ц/га в Дании, Германии, Великобритании, Франции и др.). Кроме традиционных культур умеренного пояса, в Южной Европе в условиях субтропического климата большое значение имеют виноградарство, выращивание маслин, миндаля, граната, финиковой пальмы и др. По сбору винограда и производству вин Италия — первая страна в мире, по сбору маслин — Испания. Животноводство имеет преимущественно молочно-мясной уклон. Вылавливается более 10 млн т морской рыбы, при этом главные «страны-рыболовы» — Норвегия, Дания, Исландия и Испания. Западная Европа — регион высокоразвитого транспорта, всех его отраслей. Имеется густая сеть первоклассных автомобильных дорог. На долю морского транспорта в таких странах, как Великобритания, Франция, Нидерланды, Ирландия, приходится до 80 % грузооборота, а морские порты Роттердама (Нидерланды), Марселя и Гавра (Франция), Антверпена (Бельгия), Гамбурга (Германия) относятся к числу крупнейших в мире. Экономическое пространство современной Европы включает структурные компоненты: индустриальную «ось», агломерации и мегаполисы (Амстердам, Барселона, Валенсия, Венеция, Гаага, Гамбург, Лион, Лондон, Мадрид, Манчестер, Марсель, Милан, Неаполь, Нюрнберг, Париж, Рим, Тулуза, Турин, Франкфурт, Цюрих, Штутгарт), периферию (Ирландия, Ольстер, Шотландия, Уэльс, Атлантическое побережье Франции, Испании и Португалии) и депрессивные районы*. * «Ось» имеет форму вытянутого прямоугольника, вершинами которого можно считать Манчестер и Гамбург на севере, Марсель и Венецию на юге. В широком понимании экономическое пространство географической Европы представляется в виде двух полуовалов — западного и восточного. Западный полуовал с центром в г. Касселе (ФРГ) простирается от Барселоны до Хельсинки и охватывает более половины площади западноевропейских стран, где проживает три четверти их населения. Центр восточного полуовала лежит на стыке границ Украины, Белоруссии и России. В форме законченных овалов западное и восточное образование пересекаются в зоне, вытянутой от Таллинна до Загреба. Оптимизация территориальных пропорций уже длительное время в Европе осуществляется в рамках отлаженной региональной политики. Улучшением экономической ситуации на периферии и в депрессивных районах занимается специальная организация — Атлантическая Дуга. Главной материальной базой указанной политики является Европейский фонд регионального регулирования (ЕФРР). Новые и новейшие отрасли европейской промышленности, ориентированные, как правило, на экспорт, требуют высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому они притягиваются к зоне индустриальной «оси», крупным и крупнейшим городам. Напротив, для старых, традиционных отраслей важное значение сохраняет близость к сырьевым источникам и транспортным путям. Отсюда тенденция в размещении этих производств на морском побережье, вблизи портов, на периферии с дешевой рабочей силой. Наряду с отмеченными явлениями отчетливо просматривается новая тенденция в размещении европейского хозяйства, связанная с усилением сферы услуг в структуре экономики. Эта тенденция состоит в деконцентрации производства и расселения, в относительном и даже абсолютном сокращении «промышленного веса» крупнейших городских агломераций в пользу непрерывно расширяющейся сферы услуг, научных и образовательных учреждений. Другими словами, в европейской экономике перестает действовать эффект агломерации. На смену центростремительным силам в размещении производства приходят центробежные. В результате в Европе формируется новая пространственная система хозяйства. Интеграция Европы. Уникальное состояние европейского социально-экономического пространства выражается также во всеобщей тенденции к интеграции. Мысль сделать Европу единой не нова. Истоки этой идеи зародились в античную эпоху. Культура того времени явилась общим наследием и достоянием европейских народов. Она дала потомкам и многие политические примеры единения. В период Средневековья представление о европейском единстве было связано прежде всего с распространением христианства. Именно христианская церковь с первых времен выступает важным связующим звеном, объединяющим элементом европейской жизни. Первые проекты европейской общности появились в XI —XII вв. В них уже прозвучал призыв к прекращению войн и междоусобиц, к замене их отношениями сотрудничества. При этом установление мира в Европе прямо связывалось с объединением европейских государств и народов в «союз наций». Гуманистическая тенденция впервые получила яркое выражение в трактате выдающегося мыслителя эпохи Возрождения Э. Роттердамского «Жалоба миру» (XVI в.). В ней впервые ставится вопрос о вечном мире как идеале, закладывается начало широкой и устойчивой традиции европейской мысли о войне и мире. Позднее, в XVII —XIX вв., проблемы переустройства Европы обсуждались в тесной связи с идеями демократизма и народовластия. Почти все проекты о единстве содержали предложения о создании общеевропейских органов, которые гарантировали бы сохранение мира на континенте. У одних авторов контуры этих структур были только обозначены, другие дали их детальное описание, разработали механизм их формирования и деятельности. Ход европейских событий показал порочность и обреченность силового способа объединительной идеи, сопряженного с агрессией, посягательством на свободу и суверенитет стран, с конфликтами и войнами в регионе. Постепенно европейская интеграция — европеизм — стала многоплановым явлением. Во второй половине XIX в. в результате пропаганды европейской идеи зародился лозунг «Соединенные Штаты Европы». С момента своего появления он стал предметом политических дискуссий и борьбы. Выдвигались различные варианты европейского соединения. Так, в начале XX в. появился проект «Срединная Европа», отражающий растущие амбиции германских правящих кругов. В годы Первой мировой войны оживились так называемые средиземноморские или латинские идеи объединения европейских народов. Устойчивую тенденцию в русской общественной мысли имела так называемая славянская идея. Германская, латинская и славянская идеи свидетельствовали об острой социальной борьбе вокруг различных европейских теорий и проектов. Начало XX в. ознаменовалось серьезным обострением общей ситуации в Европе и мире. Дальнейшее развитие политических событий не способствовало претворению в жизнь принципа европейского единства, но эта идея создавала определенный психологический климат. Ход истории показал, что, несмотря на блоковую структуру послевоенной Европы, в регионе всегда продолжала действовать тенденция к общеевропейскому сотрудничеству. После окончания Второй мировой войны европейцы осознали, что ведущую роль в послевоенном мире уже призваны играть не суверенные государства, а субъекты регионального и континентального масштаба. Первой европейской объединительной организацией был Совет Европы, созданный в 1949 г. Задуманная с интеграционной целью эта ассоциация провозгласила задачу защиты парламентской демократии, прав человека, верховенства закона, а также поощрение культуры и самоидентификации европейских народов*. Реальная интеграция Европы началась в 50-е гг., когда Франция и Западная Германия в 1951 г. создали Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В этом начинании их поддержали Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия. Так был сделан первый шаг к созданию интеграционного пространства. Новый мощный импульс этот процесс получил в 1957 г., когда в Риме теми же странами были подписаны договора о создании Европейского * Начиная с 1989 г. основной задачей организации становится мониторинг демократических преобразований в бывших социалистических странах, контроль за соблюдением в них прав человека. В 1996 г. Россия стала 39-м государством в составе Совета Европы. экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Позже все три организации обре-ди единые руководящие органы и общее наименование — Европейское сообщество (ЕС). В состав сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило значительные темпы его экономического роста в последующие годы. В 1973 г. произошло первое расширение организации до девяти участников. В сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия. Однако такой шаг усилил диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня хозяйственного развития Ирландии и старых промышленных депрессивных районов Великобритании. В 1981 г. в ЕС вошла Греция. С ее вступлением соотношение наиболее богатых районов и беднейших по показателю душевого ВВП в организации еще более увеличилось. В 1986 г. с присоединением Испании и Португалии произошло третье расширение сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций. Расширение ЕС за счет вступления Испании и Португалии существенно увеличило группу периферийных (отсталых) районов. К ним оказались причислены две трети общего числа районов ЕС. С подписанием в 1992 г. в Маастрихте Договора о Европейском союзе, который вступил в силу с 1 ноября 1993 г., начался новый этап европейской интеграции. Развернулось строительство экономического, валютного и политического союза в условиях ликвидации внутренних границ между странами: введение единой валюты (с 1 января 2002 г. началась замена национальных денежных единиц на «евро»), проведение общей внешней политики и политики безопасности, усиление защиты прав человека и интересов граждан стран ЕС. Новое качество интеграции отразилось в названии организации. Теперь она именуется Европейским союзом (ЕС). В 1995 г. число участников организации достигло пятнадцати. В нее вступили Австрия, Швеция и Финляндия. Расширение союза неизбежно породило новые проблемы. Например, неясно, как будет соотноситься нейтральный статус новых стран с их участием в общей оборонной политике. Кроме того, новые государства добавили новый тип проблемных районов — северных, с крайне низкой плотностью населения. В 2004 г. к союзу присоединились еще 10 государств: Кипр, Мальта и бывшие социалистические страны — Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эсто
|